город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2018 г. |
дело N А32-47743/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Филатова Н.В. - представитель по доверенности от 20.10.2017,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.02.2018 по делу N А32-47743/2017,
принятое судьей Шкира А.И.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" (ИНН 7717043113 ОГРН 1027700041830)
к заинтересованному лицу Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" (далее - предприятие; ФГУП "Главный центр специальной связи") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главному Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий по проведению проверки и изъятию огнестрельного оружия и патронов к нему, об обязании осуществить возврат изъятого огнестрельного оружия.
Заявленные требования мотивированы тем, что проверка проведена с нарушением положений Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 N 646. Кроме того, действия административного органа по изъятию огнестрельного оружия и патронов к нему являются незаконными и противоречат действующему законодательству.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2018 действия Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю по изъятию огнестрельного оружия и патронов к нему, совершенные 21.07.2017 в отношении Управления специальной связи по Краснодарскому краю, признаны незаконными. Суд обязал Главное управление Росгвардии по Краснодарскому краю осуществить возврат изъятого огнестрельного оружия и патронов к нему Управлению специальной связи по Краснодарскому краю. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Главное Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2018 отменить в части признания незаконными действий по изъятию оружия и патронов к нему, так как указанные действия производились в соответствии с п. 15 постановления РФ от 22.04.1997 N 460. Также, административный орган полагает, что у заявителя имеются структурные подразделения по охране, сопровождению грузов в связи с чем документы, предусмотренные ст. 130 Инструкции N 288, правомерно запрошены у предприятия.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю. С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель ФГУП "Главный центр специальной связи" возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства органом обжалована только часть решения, в части удовлетворенных требований, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Выводы суда первой инстанции о законности проведенной управлением проверки судом апелляционной инстанции не исследуются.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.07.2017 административным органом в отношении предприятия была проведена проверка оборота боевого оружия, выданного во временное пользование, в том числе соблюдение статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии". 17.07.2017 между сторонами был подписан акт об отказе в предоставлении документации, отображающей правомерность выдачи боевого оружия, находящегося во временном пользовании Управления специальной связи по Краснодарскому краю Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи".
18.07.2017 в запросе N 4257/9/1/2-1834 административный орган указал, что предприятие должно представить документы, подтверждающие законность выдачи боевого оружия, для выполнения обязательств, за исключением охраны корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне в срок до 21.07.2017.
21.07.2017 в письме N 0731 предприятие указало, что представляет договоры на оказание услуг специальной связи. Вместе с тем указывает, что из запроса от 18.07.2017 N 4257/9/1/2-1834 невозможно сделать вывод о том, какие именно документы необходимо представить.
21.07.2017 административным органом вынесен акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, согласно которому у предприятия имеется документация в соответствии с требованиями инструкции. В нарушение части 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", пункта 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 постановка под охрану на пульт централизованного наблюдения УВО по г. Краснодару - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Краснодарскому краю, послы вскрытия комнаты для хранения оружия (для вооружения, разоружения работников) не производилось в период времени с 05:00 ч. до 22:00 ч. до 25.05.2017 включительно, тем самым оружие хранилось в условиях, не обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
21.07.2017 административным органом составлен протокол изъятия оружия и патронов к нему.
Считая действия административного органа, выразившиеся в проведении проверки и изъятии огнестрельного оружия и патронов к нему 21.07.2017 незаконными, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
Согласно статье 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 утверждены Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила N 814), в соответствии с пунктом 54 которых хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Согласно статье 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Статьей 27 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" установлено, что изъятие оружия и патронов к нему производится:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:
- грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;
- смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;
- ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия;
1.1) органами внутренних дел в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части;
2) органами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов, в случаях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в пределах их компетенции с передачей оружия и патронов к нему в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел;
3) таможенными органами в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
4) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации N 814 составляется протокол (акт), в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Протокол (акт) составляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Оружие и патроны, выданные юридическим и физическим лицам во временное пользование, изымаются на период устранения выявленных нарушений либо обстоятельств, препятствующих обеспечению сохранности или безопасности хранения этого оружия и патронов. оружия и патронов.
В соответствии с частями 2, 3 пункта 15 Правил получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 460 при нарушении организацией или ее территориальным подразделением установленного порядка учета, хранения, использования, перераспределения, транспортировки, ремонта и технического обслуживания боевого оружия Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальный орган направляют соответствующему руководителю обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения допущенных нарушений.
При невыполнении требований, содержащихся в предписании, а также в случае возникновения обстоятельств, исключающих возможность обеспечения сохранности боевого оружия, оно может изыматься Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами до устранения нарушений или прекращения действия указанных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 18.07.2017 в запросе N 4257/9/1/2-1834 административный орган указал, что предприятие должно представить документы, подтверждающие законность выдачи боевого оружия, для выполнения обязательств, за исключением охраны корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне в срок до 21.07.2017.
21.07.2017 в письме N 0731 предприятие указало, что представляет договоры на оказание услуг специальной связи. Вместе с тем указывает, что из запроса от 18.07.2017 N 4257/9/1/2-1834 невозможно сделать вывод о том, какие именно документы необходимо представить.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288.
Разделом XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция) установлены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов.
Как установлено пунктом 127 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 лицами ответственными за сохранность оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие отчетные документы: книга приема и выдачи оружия и патронов; книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, за исключением спортивных организаций и образовательных учреждений; книга приема (сдачи) дежурств и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны; книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел; описи оружия и патронов, находящихся под охраной в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах.
Вышеуказанные документы были представлены предприятием, что подтверждается актом проверки от 21.07.2017 (том 1 л.д. 31-33), а также отзывом административного органа.
В соответствии с уставом предприятия его филиалы осуществляют такие виды деятельности, как инкассация денежных средств, векселей, платежных поручений и расчетных документов юридических лиц; вооруженная охрана отправлений (грузов) в процессе их доставки; вооруженная охрана объектов и помещений, используемых для хранения и обработки отправлений (грузов).
В соответствии с пунктом 130 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 в подразделении охраны сопровождения грузов или инкассации, в том числе в караульном помещении, ведутся следующие учетные и служебные документы: графики несения службы, утвержденные руководителем юридического лица; постовые ведомости, оформленные на каждый суточный наряд, осуществляющий охрану объекта (объектов), сопровождение груза или инкассацию ценностей. Постовые ведомости должны быть утверждены лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице; перечень постов по охране объектов, маршрутов инкассации и сопровождения грузов с указанием видов и типов используемого оружия и патронов; книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридического лица; маршруты движения подвижных групп и постов, утвержденные руководителем юридического лица; учетные дела с копиями приказов руководителя юридического лица (подразделения) о проведении стрельб и заявки на отпуск патронов для проведения учебных (тренировочных) стрельб, пристрелки оружия и проверки его боя; раздаточно-сдаточные ведомости на оружие и патроны на стрельбах.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, у предприятия отсутствует подразделения охраны сопровождения грузов или инкассации, в связи с чем, документы, изложенные в пункте 130 инструкции, у предприятия не должны находиться и запрашиваться. Достаточных доказательств обратного не представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие поясняет, что имеющиеся такие структурные подразделения как: отдел дежурных, производственный отдел, отдел спецперевозок, транспортный отдел, обеспечивают сохранность отправлений и боевое ручное стрелковое оружие выдается им для выполнения служебных обязанностей в рамках положения части 3 статьи 12 Закона об оружии. Для функционирования подразделений охраны у организации должна быть лицензия на охранную деятельность. Однако, такой лицензией ФГУП ГЦСС не имеет.
Кроме того, как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, административным органом не выносилось предписание об устранении выявленных нарушений, оружие изымалось на основании непредставления предприятием документов, что противоречит нормам действующего законодательства.
Повторно исследовав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия административного органа по изъятию огнестрельного оружия и патронов к нему, совершенные 21.07.2017 в отношении Управления специальной связи по Краснодарскому краю являются незаконными, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в указанной части.
Таким образом, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2018 по делу N А32-47743/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47743/2017
Истец: ФГУП "Главный центр специальной связи", ФГУП Управление специальной связи
Ответчик: Главное Управление Росгвардии по Краснодарскому краю, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, ГУ РОСГВАРДИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ МЕЩЕНКОВУ К.В.