г. Самара |
|
26 апреля 2018 г. |
А55-26618/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие" - представителя Стрельникова В.В. (доверенность от 27.07.2017 N 01),
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Ространснадзора - представителя Садчиковой М.С. (доверенность от 25.12.2017 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года по делу N А55-26618/2017 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие", г. Самара,
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Ространснадзора, г. Самара,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания от 29.06.2017 года N 6 СМ-61РМ/17 в той части, в которой оно предписывает:
- направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения об объекте транспортной инфраструктуры - причальная стенка, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, речной порт, Пассажирская стенка территории порта высотой 5,5 м., протяженностью 153, 4 м., кадастровый номер 63:08:0000000:0000//5:0003876:Л/1205:00:
0000:000:0:0, инвентарный номер 0003876Ю литер Л, реестровый номер федерального имущества П1263001565, для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
- согласовать порядок взаимодействия между силами ОТБ ОТИ и (или) силами ОТБ ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
- назначить лиц, командного состава ТС или включить должности в перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), непосредственной связанных с ОТБ ТС.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года по делу N А55-26618/2017 и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года по делу N А55-26618/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Управления в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом по результатам проведения плановой проверки исполнения заявителем требований законодательства о транспортной безопасности 29.06.2017 года вынесено предписание N 6 СМ-61РМ/17, согласно которому заявителю предписано, в том числе:
- направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведений об объекте транспортной инфраструктуры - причальная стенка, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, речной порт, Пассажирская стенка территории порта высотой 5,5 м., протяженностью 153, 4 м., кадастровый номер 63:08:0000000:0000//5:0003876:Л/1205:00:
0000:000:0:0, инвентарный номер 0003876Ю литер Л, реестровый номер федерального имущества П1263001565 для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
- согласовать порядок взаимодействия между силами ОТБ ОТИ и (или) силами ОТБ ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
- назначить лиц, командного состава ТС или включить должности в перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), непосредственной связанных с ОТБ ТС (л.д. 13-15).
В соответствии с пунктами 4, 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон), транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 9 ст. 1 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры -юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона, перевозчик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Объекты транспортной инфраструктуры, согласно п.п. "д, з" п. 5 ст. 1 Федерального закона - это технологический комплекс, включающий в себя: порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "в", "г" п. 5 Перечня участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2016 N 686, объектами транспортной инфраструктуры являются здания, сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов, расположенные в границах пунктов отстоя судов внутреннего водного плавания; сооружения, в том числе гидротехнические, имеющие устройства для безопасного подхода судов и используемые (предназначенные для использования) в целях безопасной стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, перевозящих грузы повышенной опасности, а также посадки, высадки и обслуживания пассажиров, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях.
К транспортным средствам, согласно подп. "д" п. 11 ч. 1 Федерального закона относятся транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставить в компетентные органы в области транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного ст. 6 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта и транспортных средств.
Указанные требования разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и, в соответствии с ч. 1 ст.8 этого Федерального закона, являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Судом первой инстанции установлено, что одним из основных направлений деятельности ООО "СРПП", действующего на основании Устава, является осуществление пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.
В ходе проведения проверки установлено, что на основании договора аренды нежилого помещения от 01.10.2016 N 1201-10/16 с ОАО "Порт Самара", общество использует нежилые помещения по адресу: г. Самара, ул. М. Горького, д. 82, общей площадью 1117,1 кв. м., в котором осуществляется административная деятельность, продажа билетов, расположен зал ожидания.
На основании договора на аренду недвижимого имущества от 09.01.2017 N 5341, заключенного с Министерством имущественных отношений Самарской области, общество использует объекты недвижимого имущества, согласно Перечня (Приложение N1 к договору от 09.01.2017 N 5341) для использования в целях подхода судов для посадки и высадки пассажиров, осуществления деятельности по перевозке пассажиров, а также проведения необходимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
На момент проведения проверки, согласно представленному договору N 114-02/17 субаренды недвижимого имущества от 28.02.2017 с АО "Порт Самара", обществом использовался объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, речной порт. Пассажирская стенка территория порта высотой 5,50 м, протяженностью 153, 40 м, кадастровый номер 63:08:0000000:0000//5:0003876:Л/1205:
00:0000:000:0:0, инвентарный номер 0003876, литер Л, реестровый номер федерального имущества П12630001565.
Согласно п. 2.2.17 вышеуказанного договора, в обязанности Общества входит несение ответственности за соблюдение действующего законодательства РФ перед контролирующими органами при эксплуатации объекта аренды.
Согласно справки на 2017 год, ООО "СРПП" использует 23 самоходных транспортных средств (далее ТС): 1ТС - пассажирское судно "Ингрия-3" (3 кат.), ЗТС - т/х "Восход" (3 кат.), 5ТС - т/х "Москва" (2 кат.), 1ТС - т/х "Окский-35" (3 кат.), ЗТС - т/х "Ом" (2 кат.), 1ТС- т/х "ПС" (3 кат.), 1ТС- т/х "Фарида Муртазина" (2 кат.), 5ТС - "Хивус" (3 кат.), 3 ТС - амфибийные судна "Нептун" (категории нет); 19 ОТИ - "Дебаркадер" и "Понтон".
Следовательно, заявитель, используя на законных основаниях ОТИ и транспортные средства для перевозки пассажиров и багажа, в соответствии с п. 9 и п. 7 ст. 1 Федерального закона, является субъектом транспортной инфраструктуры и перевозчиком, и, в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона, на Общество возложено обеспечение транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 ст. 12 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставить в компетентные органы в области транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного ст.6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. 4 п. 5 и подп. 4 п. 6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях ОТБ ОТИ и ТС обязаны представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о СТИ и об ОТИ и ТС для ведения реестра ОТИ и ТС, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования ОТИ и ТС, установленным Минтрансом РФ.
Однако, как установлено на момент проверки, ООО "СРПП" не представило в ФАРМТ полные и достоверные сведения об объекте транспортной инфраструктуры и ОТИ - объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, речной порт. Пассажирская стенка территория порта высотой 5,50 м, протяженностью 153,40 м, инвентарный номер 0003876, литер Л, реестровый номер федерального имущества П12630001565 для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В апелляционной жалобе, заявитель не приводит возражений по данному эпизоду и пункту предписания. Как следует из пояснений сторон и отзыва на жалобу, административным органом в ходе проверки исполнения оспариваемого в настоящем деле предписания от 29.06.2017 года N 6 СМ-61РМ/17, что пункт 1 предписания в части, касающейся представления в ФАРМТ полных и достоверных сведений о субъекте транспортной инфраструктуры и ОТИ- Пассажирская стенка территория порта высотой 5,50-м, протяженностью 153,40 м, инвентарный номер 0003876 для проведения категорирования, контролю не подлежит, в связи с тем, что Обществом представлены документы, подтверждающие расторжение договора аренды между заявителем и АО "Самарский речной порт".
В соответствии с подп. 9 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие, включающее обслуживание транспортных средств, осуществление погрузочно-разгрузочных операций, посадку и высадку пассажиров (далее - технологическое взаимодействие).
Указанный порядок не согласован заявителем с силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
При этом, как установлено судом, формальное исполнение заявителем вышеуказанных требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности по разработке порядка взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие, при отсутствии факта его согласования с силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие, не может свидетельствовать о соблюдении заявителем положении, содержащихся в Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 678.
В соответствии с подп. 2 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны назначить лицо командного состава транспортного средства, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При нахождении транспортного средства в пунктах отстоя без экипажа необходимо назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств.
Согласно п.п.2 п.8.4 утвержденного Отчета дополнительной оценки уязвимости ТС "Фарида Муртазина" дополнительные мероприятия, которые необходимо выполнить на ТС с учетом наиболее значимой потенциальной угрозы и описанной модели нарушителя при посадке (высадке) пассажиров, Общество обязано обеспечить постоянное нахождение сотрудников сил транспортной безопасности на посту ТБ.
В ходе проведения проверки установлено, что 15.06.2017 года транспортным средством - ОМ "Фарида Муртазина" управлял, находясь в рулевой рубке, механик-сменный капитан Кияченков А.В., не назначенный ответственным за обеспечение транспортной безопасности на данному судне и его должность не включена в перечень штатных должностей работников СТИ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ТС. Иных лиц из числа сотрудников сил ОТБ обнаружено на ТС не было. В связи с изложенным, Обществу правомерно вменено нарушение указанных положений Требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что оспариваемое заявителем предписание в указанной части полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Более того, судом первой инстанции было установлено, что за совершение вышеуказанных нарушений требований законодательства о транспортной безопасности постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары от 20.10.2017 года, вступившим в законную силу, заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 115-117).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не содержится.
Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и не свидетельствуют об отсутствии выявленных в ходе проверки нарушений и незаконности предписания в оспариваемой его части.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года по делу N А55-26618/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.