г. Саратов |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А06-8745/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Дубровиной О.А., Никольского С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - Ковалева Д.К., действующего на основании доверенности от 07.11.2017,
в отсутствие иных участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 февраля 2018 года по делу N А06-8745/2017 (судья Рыбников А.Н.)
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993)
о взыскании долга в сумме 662.279 рублей 63 копеек и пени в сумме 3.189 рублей 98 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о взыскании долга в сумме 662.279 руб. 63 коп. и пени в сумме 3.189 руб. 98 коп.
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец увеличил размер исковых требований в части взыскания долга до суммы 711.452 руб. 51 коп. и в части взыскания пени до суммы 27.643 руб. 63 коп.
Увеличение размера исковых требований в соответствующих частях иска судом первой инстанции принято.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02 февраля 2018 года по делу N А06-8745/2017 с Общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской федерации взыскано 739.096 руб. 14 коп., из которых 711.452 руб. 51 коп. - сумма долга и 27.643 руб. 63 коп.- сумма пени за период просрочки с 16 октября 2017 года по 29 января 2018 года.
С Общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 17.782 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом первой инстанции не учтено, что истцом произведен расчет стоимости потребленного ресурса на основании договорных цен, установленных соглашением сторон, на основании ранее действующих тарифов для АО "ГУ ЖКХ", что недопустимо в соответствии с законодательством для регулируемых видов деятельности.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 01 апреля 2017 года между истцом и ответчиком заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 09-05-30-02-27, в соответствии с которым Ресурсоснабжающая организация (истец) обязалась подавать Исполнителю (ответчик) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества и в установленном объеме, в соответствии с режимом ее подачи, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома. Ресурсоснабжающая организация также обязуется осуществлять прием сточных вод Исполнителя от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и очистку, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Исполнитель обязался соблюдать предусмотренные договором режимы потребления холодной воды и водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; оплачивать принятую холодную воду и водоотведение в сроки, порядке и размере, предусмотренные договором; обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением холодной воды и водоотведением.
Согласно пункту 6.2 договора расчетным периодом является календарный месяц.
В сентябре 2017 года истец оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению в объеме, соответственно, 6.760,08 м и 7.953 м
.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации
исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В
предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги
Согласно пункту 3.1. договора стоимость поставленных по договору холодного водоснабжения и водоотведения рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в случае отсутствия утвержденных тарифов по соглашению о порядке расчетов по договорной цене в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В спорный период тарифы для Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" в лице ЖЭ(К)О N 5 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), не устанавливались.
Вместе с тем, согласно выводам суда первой инстанции, данные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от оплаты потребленных ресурса в виде холодного водоснабжения и услуг по водоотведению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 2 указанной статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Также, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о водоснабжении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о водоснабжении, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами с 01.04.2017 переданы в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации".
Во исполнение указанного приказа Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" оказывает услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе и на объекты Общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", расположенные в Астраханская области в г. Ахтубинск, в Харабалинском районе в с.Тамбовка.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 года N 172 Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" на праве оперативного управления передано недвижимое имущество, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения.
Ранее объекты находились в пользовании Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 года N 155 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность предоставить коммунальные услуги в интересах Вооруженных сил Российской Федерации и не вправе отказать в предоставлении таких услуг.
В своем постановлении от 15.03.2006 года N 11696/05 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исследуя вопрос неустановления уполномоченным органом размера платы в сфере государственного регулирования отметил, что действия лиц, обязанных предоставлять услугу согласно требованиям федеральных законов не поставлено в зависимость от того, установлены уполномоченным органом исполнительной власти размеры платы или нет, и до их принятия общество обязано оказывать услуги и вправе взимать плату.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
При расчете задолженности истец применил тариф на холодное водоснабжение и водоотведение, установленный для Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на 2017 год Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 16.12.2016 года N 217.
Суд первой инстанции счел, что отсутствие в спорном периоде утвержденного регулирующим органом тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение в случаях, когда законодательством установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать потребителя от исполнения обязательства по оплате фактически принятых холодной воды и услуги водоотведения.
Пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В Определении от 10.11.2011 года N ВАС-10798/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что в связи с невозможностью установления тарифа в период фактического оказания услуг возможно применение тарифа на аналогичные услуги, установленного ранее в отношении другого предприятия.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что при применении тарифа, утвержденного для потребителей Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", истцом получена необоснованная экономическая выгода, а потребленная услуга по водоснабжению и водоотведению, фактически предоставленная ответчику ресурсоснабжающей организацией, не подлежит оплате.
Таким образом, согласно выводам суда первой инстанции, стоимость отпущенного истцом ответчику в сентябре 2017 года ресурса в виде водоснабжения и оказанных услуг по водоотведению составила 711.452 руб. 51 коп.
Согласно пункту 3.5 договора Исполнитель перечисляет плату за полученную по договору холодную воду и водоотведение до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.
Ответчик свои обязательства по оплате не исполнил.
Между тем, в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Кроме того, в связи с неисполнением ответчиком обязательства по оплате принятых в сентябре 2017 года коммунальных ресурсов, истец заявил требование о взыскании неустойки, предусмотренной Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Частью 6.4 статьи 13 и частью 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 года N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Согласно информации Центрального банка Российской Федерации от 15.12.2017 года размер ключевой ставки с 18.12.2017 года равен 7,75%.
Согласно статьям 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку ответчиком нарушено условие договора о сроке исполнения обязательства по оплате, обеспеченного законной неустойкой, то истец, согласно выводам суда первой инстанции, вправе требовать ее уплаты за все время просрочки.
Сумма неустойки за период просрочки с 16 октября 2017 года по 29 января 2018 года составила 27.643 руб. 63 коп.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
По своей организационно-правовой форме ответчик относится к коммерческим корпоративным организациям и является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неисполнение гражданами, проживающими в домах, переданных ответчику в управление, перед ответчиком своих обязательств по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, не относится в силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии вины.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции счел требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Ответчик является управляющей компанией спорных многоквартирных домов на основании договора N 2-УЖФ-02 от 27.07.2015 управления жилищным фондом.
В связи с тем, что конечными потребителями являются наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, отношения связанные с исполнением договоров на поставку коммунальных ресурсов помимо Гражданского кодекса РФ, законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с поставкой теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, также регулируются Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с п. 13 Правил N 354, п.4 Правил N 124, предоставление коммунальных услуг обеспечивается Управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия прописано законом или иными правовыми актами.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354, N 124 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При этом, необходимо принимать во внимание, что Ответчик, не являющийся производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора на холодное водоснабжение и водоотведение N 09-05-30-02-27 от 01.04.2017 года обслуживаемых им жилых домов действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов домов, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальной услуги холодное водоснабжение и водоотведение, в том числе и в отношении порядка определения объема и стоимости подлежащего оплате, не могут быть определены в договоре иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
Иное привело бы к различному определению объема и стоимости коммунальных ресурсов в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией и, как следствие, - к неосновательному обогащению либо убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии за исключением оплаты, получаемой от жильцов (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 г. N 57, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10, от 24.07.2012 N3993/12).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, в предусмотренных Законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Из этого следует, что субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения, порядок тарифного урегулирования и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями и порядком тарифного регулирования.
В соответствии со ст. 426, п. 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ приобретение у ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса холодного водоснабжения и водоотведения (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя (категории население) коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого обязательными для сторон являются требования специальных законов и нормативных актов, принятых в пределах полномочий соответствующего органа.
В соответствии с п.1, п.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
* исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
* по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 38 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам. (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 17, 22 Правил 124 стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Таким образом, в отсутствие утвержденного тарифа на коммунальный ресурс, Ответчик лишен возможности начислять населению стоимость коммунальных услуг.
Указанные положения норм в их системном толковании рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг обязанности по оплате приобретаемого им коммунального ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено упомянутыми Правилами для проживающих в многоквартирных жилых домах граждан - потребителей соответствующих услуг.
Согласно п. 3.1. Договора холодного водоснабжения и водоотведения N 09-05-30-02-27 от 01.04.2017 года стоимость поставленной холодной воды рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение вводятся в действие со дня вступления в силу решения органов, осуществляющих государственное регулирование тарифов.
Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N406), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 6, п.6.1 статей 13, 14 Федерального закона N 416-ФЗ оплата питьевой воды по договору водоснабжения и водоотведения осуществляется по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведения.
Установленные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, используемые для расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за холодную воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.
Тарифы на коммунальные ресурсы, применяемые в отношении категории населения, подлежат государственному регулированию. Согласно требованиям законодательства о государственном регулировании тарифов РФ, применение аналогичного тарифа, установленного для другой организации в отношении жильцов многоквартирных домов в силу закона ничтожны.
Согласно ч. 1, ч. 8, 9 ст. 31 Федерального закона N 416-ФЗ холодное, горячее водоснабжение и водоотведение относится к регулируемым видам деятельности.
Согласно ч. 2, 4 ст. 31 Федерального закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячее водоснабжение, подключение к централизованной системе горячего водоснабжения.
Согласно ч. 8 ст. 31 Федерального закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Таким образом, исходя из положений ст. 31 Федерального закона N 416-ФЗ тарифы на водоснабжение и водоотведение подлежат обязательному государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Порядок утверждения тарифов определен Правилами N 406 и Основами ценообразования.
Согласно п. 6 Основ ценообразования орган регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на водоотведение, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг в сфере водоотведения (тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения); для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
В соответствии с п. 12 Правил N 406, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
Пунктом 13 Правил N 406 предусмотрено, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу с п. 16 Правил N 406 предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.
Исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, на территории Астраханской области является служба по тарифам Астраханской области.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что по состоянию на текущую дату государственное регулирование ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Службой осуществлено.
В связи с отсутствием у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России тарифов, утвержденных службой по тарифам Астраханской области, на коммунальные услуги для населения за периоды: по ГВС и теплу с 01.04.2017 - 01.10.2017 года, по ХВС и водоотведению 01.04.2017 - 01.10.2017 года, ОП "Волгоградский" ООО "ГУЖФ" в силу ст. 157 ЖК РФ не может выставлять плату за коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных жилых домов.
Таким образом, в отсутствие утвержденного тарифа на коммунальный ресурс, Ответчик лишен возможности начислять населению стоимость коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в отношении организации-правопреемника, которая в текущем периоде регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке. Переход прав и обязанностей регулируемой организации в порядке правопреемства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ (Информационное письмо ФСТ России от 07.07.2014 N СЗ-7270/5 "По вопросу применения тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в порядке правопреемства").
Действительно, отсутствие утвержденного уполномоченным органом тарифа на поставку коммунального ресурса у истца в спорный период, не лишает его права на возмещение расходов, связанных с оказанием им услуг ответчику, но при условии доказанности фактических затрат.
С учетом того, что ответчик является управляющей компанией многоквартирных домов, а тарифы на коммунальные ресурсы, применяемые в отношении категории населения, подлежат государственному регулированию, распространение тарифа, утвержденного для потребителей Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на правоотношения с ответчиком, при отсутствии иных доказательств фактических затрат, неправомерно.
С ходатайством о проведении соответствующей экспертизы, истец ни к суду первой, ни к суду апелляционной инстанции, не обратился, явку представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечил.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказа в иске.
В связи с отменой решения суда первой инстанции судебные расходы подлежат распределению между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Расходы апеллянта по уплаченной государственной пошлине за рассмотрение дела апелляционной жалобы подлежат взысканию с истца в размере 3000 руб. в связи с удовлетворением апелляционной жалобы в полном объеме.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции имеются правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 февраля 2018 года по делу N А06-8745/2017 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.