г. Москва |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А40-199160/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
В.А. Свиридова, П.В. Румянцева |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Делла-Инвест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2018 по делу N А40-199160/17, принятое судьей Пуловой Л.В. (10-1699)
по заявлению ООО "Делла-Инвест"
к 1) Госинспекции по недвижимости; 2) Префектуре САО г. Москвы; 3) ГБУ "Автомобильные дороги"
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) Департамент городского имущества г. Москвы,
о признании действий незаконными
при участии:
от заявителя: Ушаков И.А. по дов. от 13.09.2017;
от ответчика: 1) Садовская Ю.С. по дов. от 16.12.2016; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Делла-Инвест" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением о признании действий Госинспекции по недвижимости по отнесению пристройки общей площадью 1 500 кв.м. (площадь застройки около 784 кв.м.) к 2-этажному зданию 1948 года постройки, общей площадью 9978 кв.м. с адресным ориентиром: Автомоторная ул., д.7 (кадастровый номер 77:09:0001027:1036), к объектам, обладающим признаками самовольной постройки, изложенные в акте о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9097946/2 от 02.09.2017 г., незаконными; о признании действий Госинспекции по недвижимости по установлению факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная ул., вл.7, изложенные в акте N9097946/2 от 02.09.2017 г., незаконными; о признании решения префектуры САО г. Москвы о добровольном демонтаже объектов и об освобождении самовольно возведенных объектов от ценного имущества для организации работ по сносу силами ГБУ "Автомобильные дороги САО", изложенное в письме исх. N6-7-7315/7 от 18.10.2017 г., незаконным; о запрете ГБУ "Автомобильные дороги САО" осуществлять снос пристройки общей площадью 1 500 кв.м. (площадь застройки около 784 кв.м.) к 2-этажному зданию 1948 года постройки, общей площадью 9978 кв.м. с адресным ориентиром: Автомоторная ул., д.7 (кадастровый номер 77:09:0001027:1036).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, судом ошибочно определен предмет заявленных требований и применены нормы права, не применимые в данном случае. Заявитель считает, что судом не учтено, что спорный объект не имеет признаков капитального строения, является движимым имуществом; что размещение некапитального объекта соответствует целевому назначению земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представитель Госинспекции по недвижимости в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно рапорта Госинспеции по недвижимости города Москвы о результатах планового (рейдового) обследования от 08.09.2017 N 9097046/1 земельного участка (кадастровый номер 77:09:0001027:1036), расположенного по адресу: ул. Авиамоторная, вл.7, были выявлены следующие нарушения: на участке расположен имущественный комплекс, находящийся в собственности ООО "Делла-Инвест", а именно: 2-этажное (1-2) нежилое кирпичное здание 1948 года постройки общей площадью 9978 кв.м.
По данным ГБУ МосроБТИ на 30.11.1993 учтено 2-этажное строение переменной этажности общей площадью 9266,5 кв.м.
По данным на 05.10.2004 учтено 2-этажное строение переменной этажности общей площадью 9978,2 кв.м.
К указанному строению пристроена и надстроена пристройка общей площадью 1500 кв.м. (площадь застройки около 784 кв.м.), подведены коммуникации электричества, отопление.
Указанные объекты строительства на технический учет ГБУ МосгорБТИ не поставлены, право собственности на объекты не оформлено, объект (надстройка и пристройка общей площадью 1500 кв.м.) обладает признаками самовольной постройки.
Надстроен 3-й (мансардный) этаж площадью застройки около 630 кв.м., мансарда поставлена на технический учет ГБУ МосгорБТИ помещение 1 - тех.этаж к. 1-3 общей площадью 677,7 кв.м.
По данным публичной кадастровой карты Росреестра оформлено право собственности.
По данным ИАС "Управления градостроительной деятельностью" города Москвы и информации МГСН разрешительная документация на капитальное строительство (реконструкцию) объекта не предоставлялся.
2-этажное кирпичное нежилое здание 1949 года постройки общей площадью 152 кв.м., оформленное в частную собственность ООО "ДЕЛЛА-ИНВЕСТ" площадью 152,3 кв.м;
2-этажное нежилое кирпичное здание 1970 года постройки общей площадью 110,7 кв.м., оформленное в собственность ООО "Делла-Инвест", назначение не установлено.
К указанному строению пристроена металлическая пристройка площадью застройки около 140 кв.м, а также установлены стационарно в 2 яруса металлические контейнеры общей площадью застройки около 80 кв.м.
Пристройка на учет ГБУ МосгорБТИ не поставлена, право собственности на нее не оформлено, разрешительная документация отсутствует, объект обладает признаками самовольной постройки.
1-этажное нежилое кирпичное здание 1948 года постройки общей площадью 61 кв.м., оформленное в частную собственность ООО "Делла-Инвест" площадью 60,6 кв.м.
По данным ГБУ МосгорБТИ на 30.11.1993 учтено 1 этажное строение общей площадью 51,5 кв.м., по данным на 15.08.2003 учтено строение общей площадью 61 кв.м.
К указанному строению пристроены 2 пристройки площадью застройки около (17,4 кв.м. и 5 кв.м.) общей площадью застройки около 22,4 кв.м. Пристройки на тех. Учет не поставлены.
Право собственности не оформлено, разрешительная документация не выдавалась, объекты обладают признаками самовольной постройки.
5-этажное нежилое ж/б здание 1975 года постройки общей площадью 165 кв.м, оформленное в собственность ООО "Делла-Инвест".
К указанному строению надстроен второй этаж площадью застройки около 128 кв.м. и пристроена одноэтажная металлическая (типа сэндвич-панель) пристройка площадью застройки около 190 кв.м., подведены коммуникации электричества, отопление.
Надстроенный этаж и пристройка общей площадью 316 кв.м. на тех. учет не поставлены, право собственности не оформлено, разрешительная документация отсутствует, объекты (надстройка и пристройка) обладают признаками самовольной постройки.
08.09.2017 Управлением контроля за объектами недвижимости по САО Госинспекции по недвижимости по результатам обследования земельного участка, принадлежащего Обществу вынесен акт N 9097946/2 о подтверждении факта незаконного использования земельного участка, расположенного г. Москва, ул. Авиамоторная, вл. 7.
В соответствии с п. 2.3.5. Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП, Префектура административного округа города Москвы обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Письмом исх. N 6-7-7315/7 от 18.10.2017 Префектура САО уведомила общество о добровольном демонтаже объектов в срок до 25.10.2017 г.
Посчитав указанные действия Госинспекции по недвижимости, Префектуры САО, ГБУ "Автомобильные дороги" незаконными, ООО "Дела-Инвест" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В силу прямого указания закона лица, осуществляющие размещение объектов благоустройства территории, указанных в п. 1 ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы обязаны, в частности, соблюдать требования региональных нормативов в части благоустройства территории и обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, а также установленные Правительством Москвы порядок получения разрешений на размещение объектов и выполнение работ и порядок размещения объектов и выполнения работ (пп. в) и г) п. 1 ч. 9 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы).
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ, а также статьей 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 ГрК РФ документы.
В соответствии с п. 2.3.13.5 Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, префект в случаях и порядке, устанавливаемых Правительством Москвы, выдает разрешение на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, в материалы дела не представлены.
В соответствии с п. 2.3.5. Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП (далее- Положение), Префектура административного округа города Москвы обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 4.1.1 Положения Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (далее - Положение об Инспекции) Инспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за пределами, находящихся в собственности города Москвы.
В соответствии с пп. 4.2.4. 4.3.3 п. 4 Положения об Инспекции Инспекция по недвижимости для реализации своих функций имеет право посещать и обследовать объекты нежилого фонда, выдавать требования по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство.
В силу п.7 Положения Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
В соответствии с п.3.7 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1274-ПП "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений" Госинспекцией по недвижимости Москвы проведено обследование объекта недвижимости по вышеуказанному адресу и установлены пристройки и надстройки к объекту недвижимости, обладающие признаками самовольной постройки. По итогам обследования составлен Рапорт от 08.09.2017 N9097946/1, Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 08.09.2017 N0907946/2; Префектурой в порядке исполнения постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1274-ПП в адрес Общества направлено письмо с предложением добровольного демонтажа незаконного возведенных пристроек и надстроек.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых действий, поскольку спорные пристройки и надстройки к объекту недвижимости Общества, находящемуся на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, д.7, обладают признаками самовольных построек, так как государственная регистрация права на спорные пристройки и надстройки ООО "Дела-Инвест" не произведена, их возведение произведено в отсутствие разрешительных документов, земельный участок, используется Обществом с нарушением целевого назначения.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, так как не опровергают правильные выводы суда.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в настоящее время спорные объекты снесены.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Заявитель, обратившись в суд с заявлением о признании незаконными действий Госинспекции по недвижимости по отнесению пристройки к объектам, обладающим признаками самовольной постройки, по установлению факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, а также о признании незаконным решения префектуры САО г. Москвы о добровольном демонтаже объектов и об освобождении самовольно возведенных объектов от ценного имущества, избрал ненадлежащий способ защиты, поскольку в данном случае отсутствуют основания считать права заявителя нарушенными в результате действий ответчиков как органов власти.
По существу заявитель оспаривает действия Госинспекции по недвижимости и префектуры САО, осуществляемые в пределах полномочий указанных органов, предоставленных законодательством Москвы.
Оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2018 по делу N А40-199160/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199160/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2018 г. N Ф05-12448/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ДЕЛЛА-ИНВЕСТ"
Ответчик: ГБУ "Автомобильные дороги", ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги", ГОСИНСПЕКЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ МОСКВЫ, Госинспекция по недвижимости, ПРЕФЕКТУРА САО Г. МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12448/18
25.04.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12904/18
02.02.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-199160/17
26.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66810/17