г. Челябинск |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А34-14862/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 07 февраля 2018 г. по делу N А34-14862/2017 (судья Тюрина И.Г.).
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строймаркет-45" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Строймаркет-45", общество) о взыскании штрафных санкций за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 1000 руб. за отчетные периоды июль, август 2016 года, в связи с истечением срока для добровольного исполнения требований от 06.06.2017 N 055S01170131116 и от 06.06.2017 N 055S01170131118.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.02.2018 (резолютивная часть решения объявлена 05.02.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, УПФР в г.Кургане Курганской области обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, из буквального толкования положений пункта 2.2 статьи 11, абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) не следует, что самостоятельное исправлением заявителем ошибки до выявления Управлением само по себе является обстоятельством, исключающим применение определенной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ финансовой санкции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Строймаркет-45" 10.08.2016 представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период июль 2016 года и 06.09.2016 представило в Фонд сведения по форме СЗВ- М с типом "исходная" за отчётный период август 2016 года (л.д. 8, 12).
Страхователем 17.10.2016 представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2016 года и август 2016 года (л.д.10, 14).
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июль и август 2016 года по форме отчетности СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчётный период, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период июль 2016 года, направленные 10.08.2016, и за отчётный период август 2016 года, направленные 06.09.2016, представлены не полные (не представлены сведения на одно застрахованное лицо).
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2017 N 055S18170001031.
В акте указано, что рассмотрение материалов проверки, с учетом представленных страхователем документов состоится 16.05.2017 в 10 час. 00 мин.
По результатам рассмотрения акта Управлением 16.05.2017, в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, вынесено решение N 055S19170001196 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (1 х 500 руб.).
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за август 2016 года Управлением также составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2017 N 055S18170001032, согласно которого рассмотрение материалов проверки, с учетом представленных страхователем документов также состоится 16.05.2017 в 10 час. 00 мин.
По результатам рассмотрения акта Управлением 16.05.2017, в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, вынесено решение N 055S19170001197 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (1 х 500 руб.).
Управлением 06.06.2017 обществу выставлены требования N 055S01170131116 и N 055S01170131118 об уплате в срок до 26.06.2017 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил, из того, что в случае самостоятельного устранения страхователем неполноты представленных сведений о застрахованных лицах, он освобождается от санкций.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из материалов дела следует, что страхователь первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за июль 2016 года - 10.08.2016, за август 2016 года - 06.09.2016, то есть в установленные сроки.
Согласно протоколам проверки отчетности от 10.08.2016 и от 06.09.2016 указанные документы Фондом приняты (л.д.9, 13).
При этом Фондом выявлены недостатки, выразившиеся в отсутствии сведений об индивидуальном номере налогоплательщика у трех застрахованных лиц. Данные недостатки имеют пометку "Предупреждение" и не являются препятствием для принятия отчетности по установленным формам. На иные ошибки протоколы проверки отчетности от 10.08.2016 и от 06.09.2016 не указывают.
Заинтересованным лицом 17.10.2016 направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетные периоды июль 2016 года и август 2016 года, в которых выявленные пенсионным фондом недостатки устранены не были, однако дополнительно указано одно застрахованное лицо (л.д.10, 14).
Указанные обстоятельства явились основанием для применения управлением взыскиваемых по настоящему делу штрафных санкций. Между тем, Управлением не направлено ни одного уведомления об обязании страхователя устранить имеющиеся расхождения (представить сведения по застрахованному лицу, не включенному в форму СЗВ-М с типом "исходная"), то есть не полнота представленной в отчетности информации до предоставления обществом дополняющей формы Фондом не выявлялась.
Осуществив проверку поданных 17.10.2016 дополняющих индивидуальных сведений, Управление пришло к выводу о представлении неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июль и август 2016 года, в связи с чем вынесло решения от 16.05.2017 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общей сумме 1000 руб.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции при принятии заявителем решения, Управлением не учтено следующее.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учёта сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного (пятидневного) срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчётности.
Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за июль и август 2016 года направлены страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок, нарушения за которые начислены финансовые санкции не были отражены как ошибки в протоколах проверки отчетности от 10.08.2016 и от 06.09.2016, а неполнота изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений, у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07 февраля 2018 г. по делу N А34-14862/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.