г. Самара |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А55-24080/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 20 на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2018 года, принятое по делу N А55-24080/2017 (судья Мехедова В.В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Автаевой Ольги Викторовны (ОГРНИП 312632533100011, ИНН 638300959729), с. Заборовка, Самарская область, к Государственному учреждению - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N20, г. Сызрань, Самарская область, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, о признании недействительным решения N873 от 07.07.2017,
с участием в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Автаевой Ольги Викторовны - представителя Сумина В.В. (доверенность от 09.01.2018),
от Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 20 - представителей Новиковой Т.В. и Тихоновой Е.А. (доверенности от 28.12.2017),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области - представители не явились, извещены,
установил:
индивидуальный предприниматель Автаева Ольга Викторовна (далее - предприниматель, ИП Автаева О.В.) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 20 (далее - Фонд социального страхования) N 873 от 07.07.2017 о привлечении плательщика страховым взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд социального страхования обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции формально подошел к установлению доли по заявленному предпринимателем виду деятельности в размере 99.99% в целях применения им пониженного тарифа в соответствии с п. 8 ч. 1, ч.1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
По мнению заявителя, оборотно-сальдовая ведомость по ст. 90.1 за 2016 год не может рассматриваться как документ, подтверждающий сведения бухгалтерского учета страхователя, так как не оформлена должным образом. Фонд социального страхования считает, что предпринимателем документально не подтвержден доход, фактически полученной от продажи фармацевтических и медицинских товаров, что дало филиалу право считать неправомерным применение страхователем пониженного тарифа в 2016 году в связи с его несоответствием условиям п. 8 ч. 1, ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и критериям, заявленном в расчете за 12 месяцев 2016 года. Указывает, что предприниматель привлечен к ответственности по причине не подтверждения своего права соответствовать заявленным критериям в соответствии с N212-ФЗ и непредставление документов в установленный срок.
ИП Автаева О.В. в отзыве на апелляционную жалобу указала, что считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области явку представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителя, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.04.2018.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Фондом социального страхования 27.04.2017 проведена камеральная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов ИП Автаевой О.В.
По результатам проведенной камеральной проверки был составлен акт от 24.04.2017 N 873, где были отражены нарушения, выявленные в ходе проверки.
07.06.2017 на основании акта проверки Фондом социального страхования было вынесено решение N 873 о привлечении ИП Автаевой О.В. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 и ст.48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 71 748,05 руб. и 400 руб. (за непредставление двух документов). Кроме того, ИП Автаевой О.В. доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 358 740,24 руб. и пени в сумме 18 786,55 руб.
Основанием для вынесения Фондом социального страхования оспариваемого решения послужили выводы о том, что в нарушение п. 8 ч.1, ч.1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, страхователь неправомерно применил пониженный тариф в размере 0% к сумме выплат в размере 12 370 353,07 руб., начисленных в пользу работников.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования от 07.06.2017 N 873, ИП Автаева О.В. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 этого закона.
В соответствии с подпунктом "я" пункта 8 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в данный перечень включена деятельность по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.
Предприниматель в 2016 году осуществлял указанную деятельность.
Согласно части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Как следует из материалов дела, Автаева О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.11.2012 и состоит на учете в Межрайонной ИФНС N 3 по Самарской области. Основным видом экономической деятельности предпринимателя, совмещающей два специальных режима налогообложения (ЕНВД и УСН) является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами.
Сумма доходов определяется по статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам при применении упрощенной системы налогообложения отнесены как доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения (доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в бюджеты внебюджетных фондов для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системы налогообложения; наличие основного вида деятельности, определенного в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Применение льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Установлено, что по итогам 2016 году предпринимателем получен доход в общей сумме 162 022 000 руб.
Судом первой инстанции установлено, что доход ИП Автаевой О.В. в 2016 году от розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (облагаемый ЕНВД) составляет 162 007 457 руб. 10 коп., что подтверждается имеющейся в деле Оборотно-сальдовой ведомостью по счетам за 2016 год (код 90.1.4). Доход ИП Автаевой О.В. от прочих видов деятельности, а именно - от процентов по ссудам, выданным сотрудникам и от продажи малоценных основных средств (облагаемых УСН) равен 15 509 руб. 84 коп., что подтверждается Книгой учета доходов и расходов ИП Автаевой О.В., применяющей УСН и налоговой декларации по УСН за 2016 год.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что имеется несоответствие в суммах полученного дохода, отраженного в расчете и сведениях по расчетному счету страхователя, полученного филиалом от кредитных организаций, в сумме 3 123 275,53 руб., был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Как указал суд первой инстанции, доля дохода от основного вида деятельности (розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами) страхователя является составляет не менее 70% от общего объема дохода.
Судом первой инстанции правомерно указано, что Фондом социального страхования в материалы дела не представлено доказательств того, что предприниматель в 2016 году получил доход от розничной торговли косметическими и парфюмерными товарами, а также от сдачи в наем собственного недвижимого имущество.
Ссылка Фонда социального страхования в подтверждении факта реализации предпринимателем парфюмерных и косметических товаров в аптечном пункте по адресу г. Саратов, ул. Бурова, д. 25, на копии кассовых чеков от 30.09.2017 и фотографии витрин, не может быть принята апелляционной коллегией во внимание, так как камеральная проверка проводилась по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за 12 месяцев 2016 года.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении ИП Автаевой О.В. условий для применения пониженного тарифа страховых взносов по основаниям, предусмотренным п.8 ч. 1, ч.1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Соответственно, по указанному основанию доначисление страховых взносов, а также начисление пени и привлечение к ответственности за неуплату страховых взносов на основании решения от 07.06.2017 N 873 является неправомерным.
В связи с этим правильными являются выводы суда первой инстанции о недействительности решения Фонда социального страхования N 873 от 07.07.2017 в указанной части, поскольку оно незаконно возлагает на предпринимателя обязанность по уплате страховых взносов в сумме 358 740,24 руб., пеней в сумме 18 786,55 руб., штрафной санкции по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 71 748,05 руб.
С учетом изложенного отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции в части признания недействительным решения Фонда социального страхования N 873 от 07.07.2017 в части начисления 358 740,24 руб. страховых взносов, пеней в сумме 18 786,55 руб., штрафа в размере 71 748,05 руб.
Согласно решению Фонда социального страхования N 873 от 07.07.2017 ИП Автаева О.В. также привлечена к ответственности по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 400 руб.
В ходе камеральной проверки Фондом социального страхования установлено нарушение предпринимателем срока представления документов, указанных в требовании о предоставлении документов от 27.01.2017
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (частью 5 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009).
Согласно пункту 7 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009.
Статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
На основании вышеизложенных норм следует, что должностное лицо Фонда социального страхования, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Оспариваемым решением ИП Автаевой О.В. начислен штраф по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за непредставление в установленный срок истребованного Фондом социального страхования декларации по УСН и книги доходов и расходов за 2016 год.
Таким образом, в части привлечения плательщика к ответственности по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в связи с непредставлением Фонду социального страхования истребованных документов (декларации по УСН и книги доходов и расходов за 2016 год) в виде штрафа решение Фонда социального страхования является законным.
Как указывалось выше, обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную выше льготу возложена на страхователя.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения требований ИП Автаевой О.В. в данной части.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2018 года по делу N А55-24080/2017 подлежит отмене в части удовлетворения требований ИП Автаевой О.В. о признании недействительным решения Фонда социального страхования N 873 от 07.07.2017 в части привлечения к ответственности по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за непредставление в установленный срок документов (копий документов) в виде штрафа в размере 400 руб., с принятием в данной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не разрешается в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2018 года по делу N А55-24080/2017 отменить в части признания недействительным решения от 07 июля 2017 года N 873 Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N20 о привлечения индивидуального предпринимателя Автаевой Ольги Викторовны к ответственности по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за непредставление в установленный срок документов в виде штрафа в размере 400 рублей, принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2018 года по делу N А55-24080/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.