г. Ессентуки |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А20-3677/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2018 по делу N А20-3677/2017 (под председательством судьи Хатухова З.А.),
по иску местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1020700540255, ИНН 0702002633)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1040700234321, ИНН 0721009680)
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, общество с ограниченной ответственностью Конный завод "Малкинский", Жириков Марат Суадинович, местная администрация сельского поселения Белокаменское Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, местная администрация сельского поселения Шордаково Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, местная администрация сельского поселения Приречное Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики,
о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета и обязании внести изменения в кадастровый учет,
при участии в судебном заседании:
от местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики: представитель Абидов Х.К. по доверенности от 05.04.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
местная администрация Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Кабардино- Балкарской Республики с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление), в котором просила признать недействительными и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения в части описания местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:2300000:45, 07:02:1900000:106, 07:02:1900000:107 и обязать управление осуществить государственный кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:9 в соответствии с межевым планом (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью Конный завод "Малкинский" (далее - конный завод), Жириков Марат Суадинович, местные администрации сельских поселений, на территории которых находятся спорные земельные участки: Белокаменское, Шордаково и Приречное Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что спорные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия собственника в отношении которых осуществляет администрация района в силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор, а заявленные администрацией района требования направлены на обход установленной законом процедуры осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В апелляционной жалобе администрация района просила решение суда от 30.01.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Податель жалобы указывает, что Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не регулирует порядок снятия с кадастрового учета земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость и у администрации нет иной возможности восстановления и защиты своих прав.
Отзывы на апелляционную жалобу суду не представлены.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 22.03.2018 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации района поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания в суд полномочных представителей не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав позицию представителя администрации района, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
15.06.2017 по заказу учреждения подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения и границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:9 площадью (согласно межевому плану) 14 230 002 кв. м, расположенного в сельском поселении Белокаменское.
07.07.2017 администрация района обратилась в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:9 в связи с изменением площади и описания местоположения его границ.
Управление уведомлением от 12.07.2017 сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в связи с тем, что границы названного участка пересекают границы других земельных участков - с кадастровыми номерами 07:02:2300000:45, 07:02:0200001:51, 07:02:0200001:52, 07:02:1900000:106, 07:02:1900000:107, 07:02:2300000:94. Кроме того, управлением выявлено, что площадь земельного участка, указанная в межевом плане, отличается от фактической площади, вычисленной по представленным координатам; также в межевом плане не указан номер договора на проведение кадастровых работ, не указан СНИЛС кадастрового инженера и сведения о номере регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность.
Поскольку устранить причины приостановления государственного кадастрового учета изменений в части, касающейся пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:2300000:45, 07:02:1900000:106, 07:02:1900000:107, не удалось, администрация района обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания недействительными и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений в части описаний местоположений границ земельный участков.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Предметом рассматриваемого спора являются земельные участки с кадастровыми номерами: 07:02:2300000:45, 07:02:1900000:106, 07:02:1900000:107 (далее по тексту - спорные земельные участки).
Указанные объекты недвижимости (земельные участки) образованы в мае 2009 года. В указанный период порядок кадастрового учета и ведения государственного кадастра регулировался Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2017, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 19 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в рамках процедуры государственного кадастрового учета обязанность по представлению документов о межевании земельного участка возлагалась на заинтересованного правообладателя.
Из изложенных норм следует, что в результате кадастрового учета по заявлению правообладателя фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, земельных участков.
Материалами дела установлено, что администрация района 07.07.2008 издала постановление N 276 о предоставлении в аренду конному заводу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 385 га пастбищ в кадастровом квартале 07:02:2400000, расположенного в урочище "Дженал", сроком на 5 лет для ведения сельского хозяйства.
27.06.2008 Комитет по управлению имуществом Зольского района подписал акт согласования границ земельного участка. Согласно акту и описанию границ земельного участка номер кадастрового квартала - 07:02:1900000.
14.05.2009 Межрайонный (территориальный) отдел по Зольскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кабардино- Балкарской Республике выдал кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:107 площадью 3 847 067 17 162 кв. м, расположенный по адресу: Зольский район, с. Приречное, урочище "Дженал". Паспорт содержит сведения об обременении в виде аренды сроком на 5 лет в пользу конного завода.
Администрация района 05.02.2009 издала постановление N 64 о предоставлении в аренду конному заводу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения сельского поселения Приречное, расположенного на чересполосном участке в урочище Золка, в кадастровом квартале 07:02:1900000, площадью 444 га пастбищ, сроком на 5 лет для ведения сельского хозяйства.
30.01.2009 Комитет по управлению имуществом Зольского района подписал акт согласования границ земельного участка.
На основании указанного постановления Комитет по управлению имуществом и земельным ресурсам Зольского муниципального района (арендодатель) и конный завод (арендатор) подписали договор аренды от 16.02.2009 N 6 в отношении названного земельного участка. Последний передан по акту приема-передачи, прилагаемому к договору.
27.04.2009 конный завод обратился в Межрайонный (территориальный) отдел по Зольскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Решением названного отдела от 27.04.2009 осуществлен кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт от 14.05.2009 на земельный участок с кадастровым номером 07:02:1900000:106.
Администрация района издала постановление от 13.04.2009 N 191 о предоставлении в аренду М.С. Жирикову на 5 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения сельского поселения Шордаково, площадью 64 га пастбищ, расположенного в северной части чересполосного участка в урочище "Золка", вблизи р. Южная Золка, для ведения сельского хозяйства.
На основании указанного постановления Комитет по управлению имуществом и земельным ресурсам Зольского муниципального района (арендодатель) и М.С. Жириков (арендатор) подписали договор аренды от 16.04.2009 N 36 в отношении названного земельного участка. Согласно пункту 1.2 договора кадастровый номер квартала - 07:02:2200000. Земельный участок передан по акту приема-передачи, прилагаемому к договору.
17.04.2009 Комитет по управлению имуществом Зольского района подписал акт согласования границ земельного участка. В акте и межевом плане земельного участка от 27.04.2009 указан номер кадастрового квартала - 07:02:2300000.
27.04.2009 М.С. Жириков обратился в Межрайонный (территориальный) отдел по Зольскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Решением названного отдела от 27.04.2009 осуществлен кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт от 14.05.2009 на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2300000:45.
Следовательно, спорные земельные участки с 2009 года являются образованными объектами недвижимого имущества, участвующими в гражданском обороте.
В пункте 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2017 установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Данное законоположение, по сути, воспроизведено в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что документы, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ спорных земельных участков, составлены с нарушением требований законодательства.
Согласно части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В силу пункта 4 части 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Руководствуясь приведенными правовыми положениями и разъяснениями высшей судебной инстанции, не установив наличия предусмотренного законом основания для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета, учитывая непринятие администрацией района мер к преобразованию спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии спора между правообладателями смежных земельных участков отклоняется, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство является основанием для изменения границ смежных земельных участков в административном порядке.
Довод администрации района о том, что у нее нет иной возможности восстановления и защиты своих прав, напринимается. Указанный довод основан на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2018 по делу N А20-3677/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3677/2017
Истец: Администрация Зольского муниципального района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: Жириков Марат Суадинович, Местная администрация с.п. Белокаменское Зольского муниципального района КБР, Местная администрация с.п. Приречное Зольского муниципального района КБР, Местная администрация с.п. Шордаково Зольского муниципального района КБР, МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района КБР, ООО Конный завод "Малкинский", Бифов М.М.