город Москва |
|
26 апреля 2018 г. |
дело N А40-160920/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2018
по делу N А40-160920/17, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению 1. Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР, 2. Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР
к 1. Управлению Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, 2. Министерству финансов Российской Федерации, 3. Федеральному казначейству Российской Федерации
третьи лица: ГКУ Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства", Федеральное агентство по туризму, Управление дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, ООО "Мастер Класс-А", Государственное автономное учреждение "Управление госэкспертизы КБР"
о признании недействительными приказов, уведомлений;
при участии:
от заявителей - 1. Лигидов А.К. по доверенности от 11.10.2016; 2. Лигидов А.К. по доверенности от 19.12.2017;
от заинтересованных лиц - 1. не явились, извещены; 2. Мустаева В.Я. по доверенности от 25.07.2016; 3. Седой Е.И. по доверенности от 18.01.2017
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2018 признаны недействительными приказы Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2017 N 455, N 456 и уведомления Федерального казначейства Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения от 01.03.2017 N 07-04-04/09-291, от 28.02.2017 N 07-04-04/09-281.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ГКУ Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства", Федеральное агентство по туризму, Управление дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, ООО "Мастер Класс-А", Государственное автономное учреждение "Управление госэкспертизы КБР", представители в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представители, явившиеся в судебное заседание, поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 19.12.2014 между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и Федеральным агентством по туризму заключено соглашение N 116-14-12-19-02 о предоставлении в 2014 субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)" предусматривающее софинансирование: из федерального бюджета 167.804.270 руб. (субсидия); из республиканского бюджета 44.621.370 руб.; за счет средств внебюджетных источников 863.570.000 руб. и дополнительное Соглашение N 116-14-12-19-02, предусматривающее софинансирование: из федерального бюджета 292.313.290 руб. (субсидия); из республиканского бюджета 44.621.370 руб.; за счет средств внебюджетных источников 863.570.000 руб.
В рамках реализации положений Соглашения Государственным казенным учреждением Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" (заказчик - ГКУ КБР "УКС") заключены: государственный контракт N 22 от 04.09.2015 с ООО "Госстрой" (генеральный подрядчик) на строительство объекта: "Берегоукрепительное сооружение на р. Жемтала по защите автотуристического кластера "Зарагиж" в Черекском районе КБГ (1 пусковой комплекс) (цена контракта - 50.474.439, 60 руб., срок - до 31.12.2015); государственный контракт N 23 от 04.09.2015 ООО "Госстрой" (генеральный подрядчик) на строительство объекта: "Берегоукрепительное сооружение на р. Жемтала по защите автотуристического кластера "Зарагиж" в Черекском районе КБР (2 пусковой комплекс) (цена контракта - 46.263.709, 05 руб., срок - до 31.12.2015).
Контрольно-ревизионным отделом Управления Федерального казначейства по КБР 12.08.2016 проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018) (акт выездной проверки (ГКУ КБР "УКС" от 12.08.2016).
В результате проверки установлено, что в рамках исполнения заключенного Соглашения N 116-14-12-19-02 от 19.12.2014 и дополнительного Соглашения от 25.12.2014 Ростуризмом в 2014 выделены бюджету КБР субсидии предусмотренные Приложением N 1 к дополнительному Соглашению в полном объеме. Неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов по состоянию на 31.12.2014 возвращены Ростуризму.
В соответствии с уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств N 1622 от 02.03.2015 Ростуризмом платежным поручением N 869 от 02.03.2015 неиспользованный остаток целевых средств федерального бюджета, не освоенный в 2014, возвращен в бюджет КБР в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 N 1407 внесены изменения в Федеральную целевую программу, где общий объем средств, предусмотренный софинансированием из бюджета КБР на создание автотуристического кластера "Зарагиж" составил 77, 7 млн. руб.
Согласно гарантийному письму Правительства КБР от 09.12.2014 N 02-2/1-7440, направленному в адрес Федерального агентства по туризму, приняты обязательства по обеспечению софинансирования из республиканского бюджета.
Неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов, обусловленные экономией по результатам итогов проведенных аукционов возвращены Ростуризму в полном объеме.
Фактов неправомерного финансирования сторонних организаций не установлено.
Обязательства Кабардино-Балкарской Республики по Соглашению в части привлечения средств из внебюджетных источников не выполнено, инвесторы для участия в реализации проекта не привлекались.
По причине чрезвычайных ситуаций, случившегося паводка на объекте инвестора (имелось соглашение о намерениях сотрудничества с ООО "Мастер-Класс А"), построенным объектам автотуристического комплекса "Зарагиж" нанесен ущерб, что подтверждено актом обследования.
В результате заключено дополнительное Соглашение к Соглашению о намерениях от 20.04.2015, по которому сумма капитальных вложений после нанесенного ущерба составила 353, 57 млн. руб.
Аналогичные выводы содержатся в акте проверки Управдора КБР Управлением от 12.08.2016, проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)".
13.01.2017 Управлением проведена проверка исполнения представления от 15.09.2016 N 04-19-12/1883 УФК по КБР к ГКУ КБР "УКС", в результате которой установлено, что объектом контроля приняты меры по устранению нарушений, отраженных в представлении и предписании.
20.01.2017 Управлением проведена проверка исполнения представления от 15.09.2016 N 04-19-12/1881 УФК по КБР к Управдору КБР, в результате которой установлено, что объектом контроля приняты меры по устранению нарушений, отраженных в представлении.
На основании результатов, проведенных Управлением проверочных мероприятий, Федеральное казначейство Российской Федерации направило в Министерство финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 01.03.2017 N 07-04-04/09-291 к ГКУ КБР "УКС" (в соответствии со ст. 306.8 БК РФ).
Министерством финансов Российской Федерации в адрес Федерального казначейства Российской Федерации направлен ответ (письмо от 11.04.2017 N 19-02-05/1/7/21557), в котором указано, что Федеральное агентство по туризму (главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета) письмом от 31.03.2017 N 1973/НК сообщено, что при представлении в 2014-2015 субсидии КБР нарушений не выявлено, так как весь пакет обеспечивающей документации представлен в Ростуризм в установленном порядке, в том числе, положительные заключения государственной экспертизы проектной документации, включая смету, результатов инженерных изысканий и определения достоверности сметной документации и указано, что с учетом поступившей от Ростуризма информации нарушение можно считать устраненным, а уведомление исполненным.
Управление в письме Федерального казначейства от 14.04.2017 N 17-03-05/47 от 14.04.2017 сообщено, что во исполнение предписаний от 21.03.2017 N 04-20-07-/429 и N 04-20-07-/428, в адрес Управления письмами от 27.03.2017 N 30-03-09/1602 и от 14.04.2017 N 07-242 представлены заверенные копии положительных заключений государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий, а также достоверности сметной стоимости по объектам и что направленные в адрес Управдора КБР и ГКУ КБР "УКС" предписания исполнены в полном объеме.
Однако Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета: приказ от 15.06.2017 N 455 о взыскании 122.429.320 руб. (ГКУ КБР "УКС"); приказ от 15.06.2017 N 456 о взыскании (Управдор КБР) и направлены в Федеральное казначейство Российской Федерации решение о бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета: извещение от 15.06.2017 N 19-02-05/2/7/37256 на сумму 122.429.320 руб. (ГКУ КБР "УКС"); извещение от 15.06.2017 N 19-02-05/2/7/37260 на сумму 163.257.296, 15 руб. (Управдор КБР).
На основании указанных актов Управлением направлено соответствующее уведомление в Министерство финансов КБР (уведомление от 16.06.2016 N 04-02-11/1140) о предстоящих взысканиях средств, зачисляемых в республиканский бюджет КБР.
Между тем, в соответствии с условиями Соглашения субъект Российской Федерации несет ответственность за целевое использование субсидии, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Ростуризм отчетов (п. 4.2 Соглашения). Переписка претензионного характера между Кабардино-Балкарской Республикой и Ростуризмом отсутствует, более того в письме от 31.03.2017 N 1973/НК указано, что претензии к стороне правоотношений полностью отсутствуют.
Следовательно, положения ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов к Кабардино-Балкарской Республике применены быть не могут посредством бюджетных мер принуждения.
В связи с недостоверной информацией, отраженной в актах выездной проверки Управления от 12.08.2016, от 13.01.2017, в приказах N 455 от 15.06.2017 (ГКУ КБР "УКС"); N 456 от 15.06.2017 (Управдор КБР); в уведомлениях Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения N 07-04-04/09-291 от 01.03.2017, N 07-04-04/09-281 от 28.02.2017 (Управдор КБР); в извещениях Министерства финансов Российской Федерации N 19-02-05/2/7/37256 от 15.06.2017 (ГКУ КБР "УКС"); N 19-02-05/2/7/37260 от 15.06.2017 (Управдор КБР); в уведомлении Управления от 16.06.2016 N 04-02-11/1140 о фактах нарушений условий предоставления субсидий Кабардино-Балкарской Республике, предусмотренных вышеуказанными соглашениями, также учитывая, что действие указанных распорядительных актов, а именно исполнение бюджетной меры принуждения в отношении Правительства Кабардино-Балкарской Республики путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Кабардино-Балкарской Республики, в сумме 285.686.616, 15 руб. негативно повлияло на финансирование социальной сферы деятельности Кабардино-Балкарской Республики. Данное негативное влияние положений вышеуказанных актов также обусловлено тем, что доходы, ожидаемые в бюджет Кабардино-Балкарской Республики, имеют целевое назначение, и данная ситуация приостановила исполнение обязательств Кабардино-Балкарской Республики по финансированию социально значимых направлений деятельности субъекта.
В соответствии с п. 6 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с п. 3 ст. 268.1 или п. 3 ст. 269.2 названного Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение п. 3 ст. 269.2 названного Кодекса установлен Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
В соответствии с п. 71 Правил уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе, подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Кодексом срок. При этом уведомление, подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, подлежит согласованию с Федеральным казначейством.
В соответствии с п. 5 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные п. 6 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Акт выездной проверки ГКУ КБР "УКС" составлен 13.01.2017, акт выездной проверки Управдора КБР - 20.01.2017, в которых указывается, что объектом контроля требования направленных представлений и предписаний исполнены, нарушения устранены. Уведомления направлены по акту от 13.01.2017 - 01.03.2017 (спустя 47 календарных дней), по акту от 20.01.2017 - 28.02.2017 (спустя 33 календарных дня).
Таким образом, Федеральным казначейством Российской Федерации в Министерством финансов Российской Федерации уведомление N 07-04-04/09-281 направлено 28.02.2017, а уведомление N 07-04-04/09-291-01.03.2017.
Приказ Министерства Российской Федерации N 456 на основании уведомления от 28.02.2017 издан 15.06.2017, а приказ N 455 на основании уведомления от 01.03.2017 - также 15.06.2017, то есть, спустя более 107 календарных дней, вместо 30 календарных дней.
Учитывая изложенное, процессуальное нарушение Федеральным казначейством Российской Федерации срока направления уведомления в Министерство финансов Российской Федерации со дня окончания контрольного мероприятия, должно служить одним из оснований для принятия Министерством финансов Российской Федерации решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения, что в данном случае не сделано.
Следует принять во внимание доводы ГАУ "Управление государственной экспертизы по Кабардино-Балкарской Республике", которая сопроводительным письмом ГАУ "Управление государственной экспертизы КБР" от 28.12.2016 N 05-672 подтвердила достоверность положительного заключения государственной экспертизы по объекту "Берегоукрепительное сооружение на р. Жемтала по защите автотуристического кластера "Зарагиж" в Черекском районе Кабардино-Балкарской Республики" (1-й пусковой комплекс)".
Указанные объекты значатся в перечне объектов, входящих в реестр 2015.
В рамках проверочных мероприятий осуществлявшихся Контрольно-ревизионным отделом Управления Федерального казначейства по КБР запрошенная документация ГКУ КБР "УКС" направлена своевременно в надлежащем виде.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 11.04.2017 N 19-02-05/1/7/21557 указано, что по информации главного распорядителя бюджетных средств (Ростуризм) претензий к стороне правоотношений в рамках Соглашения не имеется, так как вся обеспечивающая документация представлена в полном объеме и надлежащем виде, нарушение можно считать устраненным, уведомление исполненным.
В рассматриваемом деле заинтересованными лицами соответствие оспариваемых актов законодательству не доказано.
В соответствии со ст. ст. 306.2, 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля (уведомление).
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с п. 3 ст. 269.2 настоящего Кодекса.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течении 30 календарных дней после получения уведомления.
В соответствии с п. 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации утвержден приказом от 11.08.2014 N 74н.
В Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступило уведомление N 07-04-04/09-291, уведомление 07-04-04/08-282.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения (п. 5 ст. 306.2 БК РФ).
Министерством финансов Российской Федерации согласно п. 3 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления во исполнение ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принято решение о применении в отношении субъекта бюджетной меры принуждения о бесспорном взыскании.
Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (уведомление), в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены п. 6 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с п. 3 ст. 268.1 или п. 3 ст. 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Поскольку наличие оснований для применения бюджетных мер в спорных уведомлениях о применении мер бюджетного принуждения не доказано, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
Доводы жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются, оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2018 по делу N А40-160920/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.