г. Владивосток |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А51-26613/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ренессанс Проект",
апелляционное производство N 05АП-2001/2018
на решение от 09.02.2018
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-26613/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску товарищества собственников жилья "Ренессанс Проект" (ИНН 2539117059, ОГРН 1112539009406, дата регистрации 05.09.2011)
к фонду Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195, дата регистрации 25.12.2013)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Владивостока
о признании незаконным бездействия фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" по перечислению денежных средств за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет истца, об обязании перечислить денежные средства за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ "Ренессанс Проект",
при участии:
до перерыва
от истца: Хвалько О.И., по доверенности от 01.11.2017 сроком действия на 1 год, паспорт;
от ответчика: не явились;
от третьего лица: Портянкина Е.В., по доведенности от 28.12.2017 31.12.2018, удостоверение,
после перерыва
от истца: Хвалько О.И., по доверенности от 01.11.2017 сроком действия на 1 год, паспорт;
от ответчика: не явились;
от третьего лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Ренессанс проект" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к фонду Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" по перечислению денежных средств за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет истца; об обязании перечислить денежные средства за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ "Ренессанс Проект".
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрацию города Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.02.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы приводит доводы о том, что из протокола общего собрания от 14.05.2015 очевидно волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме формировать фонд капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Ренессанс Проект". Указывает, что названный протокол не был оспорен в установленном законом порядке. По мнению подателя жалобы, применение слова "выбор" или "изменение" не опровергает факт принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и не может быть основанием для нарушения прав и законных интересов собственников помещений.
До начала судебного заседания от ответчика и третьего лица через канцелярию суда поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Представитель третьего лица на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Ответчик, извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил. Через канцелярию суда представил письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое в соответствии со статьями 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании 18.04.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 13 час. 40 мин. 25.04.2018. Вынесено протокольное определение. Об объявлении перерыва стороны уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва заседание суда продолжено в прежнем составе суда при участии представителя истца, который поддержал свою правовую позицию, изложенную письменно.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, после объявленного в судебном заседании перерыва явку полномочных представителей не обеспечили.
На основании статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие ответчика и третьего лица.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, управление многоквартирным жилым домом N 8Е по ул. Четвертая в г. Владивостоке осуществляет товарищество собственников жилья "Ренессанс Проект".
Постановлением администрации города Владивостока от 23.09.2014 N 8597 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов Владивостокского городского округа, включенных в краевую программу "Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043 годы", утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па, на счете регионального оператора" многоквартирный дом N 8Е по ул. Четвертая в г. Владивостоке включен в краевую программу "Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043 годы" и формирование фонда капитального ремонта в отношении указанного выше дома осуществляется на счете регионального оператора.
Собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 8Е по ул. Четвертая в г. Владивостоке производились перечисления взносов на ремонт указанного многоквартирного жилого дома в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края.
14.05.2015 собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 8Е по ул. Четвертая в г. Владивостоке на общем собрании принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счету ТСЖ "Ренессанс Проект".
25.08.2015 и 31.08.2015 истцом в адрес государственной жилищной инспекции Приморского края и Фонда капитального ремонта Приморского края направлено извещение-уведомление органа государственного надзора Приморского края владельцем специального счета о выбранном собственниками помещений в многоквартирном жилом доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением протокола общего собрания от 14.05.2015, договора специального банковского счета, открытого в Сбербанке России для формирования фонда капитального ремонта.
Письмом от 05.09.2016 истец дополнительно уведомил ответчика о том, что с 01.09.2016 выставление квитанций по сбору на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 8Е по ул. Четвертая осуществляет ТСЖ "Ренессанс Проект".
В ответ на письмо от 05.09.2016 ответчик сообщил, что оформление протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от 14.05.2015 не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, а именно:
- в повестке дня включен вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, в то время как необходимо было изменить способ формирования фонда капитального ремонта,
- в протоколе отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов,
- протокол должен содержать решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов.
Не согласившись с указанными действиями Фонда, полагая, что они противоречат закону и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Ренессанс Проект" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных ТСЖ "Ренессанс Проект" требований, суд первой инстанции посчитал обоснованными доводы Фонда о пропуске установленного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) срока на принятие и реализацию решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта спорного многоквартирного дома. Принимая во внимание данные обстоятельства, а также оценив содержание протокола общего собрания собственников от 14.05.2015, суд также пришел к выводу о том, что у Фонда не имелось оснований для рассмотрения поступившего заявления в порядке, предусмотренном статьей 173 ЖК РФ, поскольку решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственниками помещений спорного дома не принималось. С учетом изложенного, суд заключил, что оспариваемые действия Фонда соответствуют требованиям действующего законодательства.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно частям 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу частей 1 и 4 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 статьи 170 ЖК РФ, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Приведенные положения части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170, а также части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации являлись предметом проверки на соответствие Конституции Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П положение части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющее перечень вопросов, решения по которым должны быть приняты общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в этом доме аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно является элементом единого правового механизма, обеспечивающего реализацию избранного указанными лицами способа участия в финансировании расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, где расположены принадлежащие им помещения, и одновременно направлено на обеспечение как свободы волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так и достаточности и сохранности средств этого фонда.
Положение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
При этом Конституционного Суда Российской Федерации отметил, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на основании части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете предписание части 5 той же статьи относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления такого решения в силу не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 8Е по ул. Четвертая в г. Владивостоке от 14.05.2015, на котором были приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Ренессанс Проект" (п.1, п.п.1), утвержден тариф на капитальный ремонт (п.2), назначено уполномоченное лицо для взаимодействия с фондом (п.3), утверждена программа капитального ремонта (п.4), выбран банк для открытия специального счета (п.5).
Во исполнение принятого решения 04.08.2015 между ТСЖ "Ренессанс Проект" и ОАО "Сбербанк России" заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта.
25.08.2015 ТСЖ "Ренессанс Проект" сообщило государственной жилищной инспекции Приморского края, что собственниками помещений спорного дома выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, приложив к письму копию протокола общего собрания от 14.05.2015 и договора с ОАО "Сбербанк России" специального банковского счета.
31.08.2015 истец уведомил Фонд капитального ремонта Приморского края о выборе способа с приложением протокола общего собрания от 14.05.2015, договора специального счета, открытого в ОАО "Сбербанк России" для формирования фонда капитального ремонта.
Фонд ответным письмом от 08.09.2015 сообщил, что собственники помещений спорного многоквартирного дома выбрали способ формирования фонда капитального строительства за пределами предусмотренного законом шестимесячного срока для реализации принятого решения. В связи с указанными обстоятельствами, формирование фонда капитального ремонта спорного дома будет осуществляться на счете регионального оператора. Кроме того, Фонд сообщил, что решение принято собственниками с нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 173 ЖК РФ. Одновременно заявителю был разъяснен порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта, предусмотренный статьей 173 ЖК РФ.
Принимая во внимание содержание данного письма, истец письмом от 05.09.2016 дополнительно уведомил ответчика о том, что с 01.09.2016 выставление квитанций по сбору на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 8Е по ул. Четвертая осуществляет ТСЖ "Ренессанс Проект".
Суд первой инстанции верно установил, что отношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Приморского края урегулированы Законом Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Приморском крае, утверждена постановлением администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па. Названная программа опубликована в изданиях "Приморская газета", N 1(866), 10.01.2014, "Приморская газета", N 2(867), 10.01.2014.
Следовательно, шестимесячный срок, предусмотренный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, для принятия и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта истекал 10.06.2014.
Учитывая, что собственниками помещений в многоквартирном доме N 8Е по ул. Четвертой в г. Владивостоке решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принято лишь 14.05.2015, суд пришел к верному выводу о том, что действия для реализации выбранного заявителем способа формирования фонда капитального ремонта не были совершены в пределах предусмотренного частью 5 статьи 170 ЖК РФ срока.
Подобное применение положений части 5 статьи 170 ЖК РФ суд апелляционной инстанции находит верным, соответствующим как буквальному толкованию нормы, так и толкованию, приведенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, и формирующейся практике Верховного Суда Российской Федерации.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Из совокупности вышеприведенных положений ЖК РФ следует, что законодатель четко разграничивает как способы формирования фонда капитального ремонта, так и процедуру перехода от одного способа к другому.
В частности, собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски. Поскольку право распоряжения денежными средствами принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), они вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в своем многоквартирном доме и до наступления предельного срока его проведения, предусмотренного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, с оплатой соответствующих услуг и (или) работ из средств сформированного ими фонда капитального ремонта в пределах суммы денежных средств, зачисленных на специальный счет в кредитной организации (банке).
Указанный способ формирования фонда капитального ремонта определен законодателем как приоритетный.
Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора, то Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на них лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору - создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182), которое, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 173 ЖК РФ).
Первоначально, избирая способ формирования фонда капитального ремонта, собственники спорного дома приняли решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Данное решение было принято, но не реализовано в установленный часть 5 статьи 170 ЖК РФ срок.
В этой связи постановлением администрации города Владивостока от 23.09.2014 N 8597 спорный дом включен в перечень домов со способом формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно правовой позиции, данной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7.4 Постановления N 10-П, принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Из буквального толкования части 6 статьи 170 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 той же статьи, созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Материалами дела подтверждается, что решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет было принято общим собранием собственников помещений 14.05.2015, доказательство того, что администрация г. Владивостока в соответствии с частью 6 статьи 170 ЖК РФ проводила общее собрание собственников помещений спорного дома в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, соответствующее постановление от 23.09.2014 N 8597 было принято до 12.04.2016 (даты официального толкования Конституционным Судом Российской Федерации положений части 5 статьи 170 ЖК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств, установленных судом, на дату обращения истца в Фонд капитального ремонта Приморского края с заявлением о перечислении денежных средств за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет истца, спорный дом включен в перечень домов со способом формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Тем не менее, ТСЖ "Ренессанс Проект", продолжая поддерживать ранее закрепленное решением общего собрания от 14.05.2015 волеизъявление собственников жилых помещений спорного дома о выборе способа формирования фондов капитального ремонта на специальном счете, открыло соответствующий счет в ОАО "Сбербанк России", обращалось с соответствующими уведомлениями в адрес государственной жилищной инспекции Приморского края и Фонда капитального ремонта Приморского края, а также дополнительно уведомило ответчика о том, что с 01.09.2016 выставление квитанций по сбору на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 8Е по ул. Четвертая осуществляет ТСЖ "Ренессанс Проект".
Из представленных доказательств с очевидностью следует, что волеизъявление собственников жилых помещений спорного дома направлено на прекращение формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и изменение способа его формирования на специальном счете.
Доказательства признания в установленном порядке решения собрания от 14.05.2015 недействительным в материалы дела не представлено.
Фондом не представлены надлежащие доказательства законности его бездействия по выполнению п.5 ст.173 ЖК РФ при наличии непризнанного незаконным решения собрания собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определено ТСЖ "Ренессанс Проект", при открытии специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта, которое также не признано незаконным
Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Указанное правило требует комплексного подхода к оценке доказательств с учетом особенностей предмета спора.
Оценивая представленный в материалы дела протокол от 14.05.2015, суд первой инстанции не учел буквальное содержание пункта 1, иных представленных доказательств, включая сведения об открытом счете и перечислении на него денежных средств собственников, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П, при том, что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
При таких обстоятельствах, заявленные требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Ответчик в ходе судебного разбирательства не возразил, что срок для перечисления денежных средств за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ "Ренессанс Проект", составляющий 5 дней, как заявлено истцом, является разумным и достаточным для проведения соответствующего перечисления денежных средств.
При определении способа устранения допущенных нарушений прав заявителя, суд процессуальными нормами не ограничен способами восстановления прав, указанными заявителем в требованиях. Суд вправе самостоятельно определить, каким образом следует устранить допущенные нарушения.
Суд апелляционной инстанции считает возможным установить ответчику срок исполнения настоящего постановления - 10 дней с момента его принятия.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 1 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта виду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе подлежит распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба истца фактически удовлетворена, обжалуемое решение отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме, расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.02.2018 по делу N А51-26613/2017 отменить.
Признать незаконным бездействие фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" по перечислению денежных средств за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет товарищества собственников жилья "Ренессанс Проект".
Обязать фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Ренессанс Проект", перечислить денежные средства за услугу взнос на капитальный ремонт на специальный счет товарищества собственников жилья "Ренессанс Проект" по реквизитам: специальный счет N 40705810650000000129, открытый в Дальневосточном банке ПАО "Сбербанк России" г. Хабаровск, к/с 30101810600000000608, БИК 040813608, в десятидневный срок с момента принятия настоящего постановления.
Взыскать с фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" в пользу товарищества собственников жилья "Ренессанс Проект" 9 000 (девять тысяч) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.