г.Самара |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А72-14062/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" - представитель не явился, извещено,
от министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
третье лицо: Романова Татьяна Александровна - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2018 года апелляционную жалобу министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 февраля 2018 года по делу N А72-14062/2017 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района", г.Ульяновск, к министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, г.Ульяновск, третье лицо: Романова Татьяна Александровна, г.Ульяновск,
о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания от 02.08.2017 N А-92,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее - ОАО "ГУК Засвияжского района", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания N А-92 от 02.08.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Романова Т.А.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 февраля 2018 года предписание министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области N А-92 от 02.08.2017 признано незаконным.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что предписание министерства от 02.08.2017 N А-92 содержит законные требования, соблюдение которых основано на требовании закона. В ходе судебного заседания 20.02.2018, в котором велась аудиозапись Романова Т.А. не отрицала, что в подъездах многоквартирного дома N 5 по ул. Пожарского в г.Ульяновске оконные рамы имеют не цельное остекление, местами разбиты. Следовательно, нарушение, выразившееся в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, а именно: оконных заполнений, подтверждается показаниями третьего лица - Романовой Т.А., актом проверки от 02.08.2017 N А-92.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу г.Ульяновск, ул.Пожарского, д.5, находится в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района".
Министерством 02.08.2017 в отношении ОАО "ГУК Засвияжского района" на основании распоряжения N 000455/А-92 от 28.07.2017 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов несоблюдения лицензионных требований в части неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, которые не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома по ул.Пожарского, д.5, г.Ульяновска по коллективному обращению жителей от 18.07.2017 N 3665. По результатам проверки составлен акт проверки N А-92 от 02.08.2017. Правонарушение выразилось в следующем: первая нитка остекления оконных рам во всех подъездах, на всех этажах не цельное, то есть собрана из отдельных вставок, имеются зазоры; вторая нитка местами оконных рам на лестничных клетках с первого по пятый этаж во всех подъездах многоквартирного дома не цельная, местами отсутствует, имеются разбитые стекла.
Проверка проведена в присутствии представителя ОАО "ГУК Засвияжского района", действовавшего по доверенности, Болдырева Н.И. В акте проверки им указаны следующие возражения: "С материалами проверки не согласен. Остекление оконных рам во всех подъездах имеется. На период проверки разбитых стекол не было".
Министерство 02.08.2017 выдало ОАО "ГУК Засвияжского района" предписание N А-92, которым потребовало устранить указанные нарушения в срок до 23.09.2017.
Не согласившись с предписанием N А-92 от 02.08.2017, ОАО "ГУК Засвияжского района" обратилось в арбитражный суд. Представитель заявителя в суде первой инстанции поддержал заявленные требования в полном объеме. Общество считает, что указанные в предписании нарушения отсутствуют.
Представитель министерства возражал против заявленных требований.
Допрошенная судом первой инстанции свидетель Романова Т.А. в судебном заседании пояснила, что к остеклению у нее претензий нет. Коллективное обращение касалось неудовлетворительного состояния оконных рам, а не стекол.
В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491) указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома.
Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Требования, содержащиеся в предписании, должны быть реально исполнимы.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом N 5 по ул.Пожарского в г.Ульяновске находится в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района". Министерство выдало ОАО "ГУК Засвияжского района" 02.08.2017 предписание N А-92, в котором указало следующие нарушения: первая нитка остекления оконных рам во всех подъездах, на всех этажах не цельное, то есть собрана из отдельных вставок, имеются зазоры; вторая нитка местами оконных рам на лестничных клетках с первого по пятый этаж во всех подъездах многоквартирного дома не цельная, местами отсутствует, имеются разбитые стекла. Указанные нарушения предписано устранить в срок до 23.09.2017.
ОАО "ГУК Засвияжского района" факт наличия нарушений, указанных в предписании, оспаривает.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в данном случае министерством не доказан факт отсутствия остекления в подъездах дома N 5 по ул. Пожарского в г.Ульяновске. Приложенные к акту проверки фотоматериалы невозможно идентифицировать и установить, где и когда они были сделаны. В акте отсутствует указание на то, что в ходе проверки велась фотосъемка. Иных доказательств, подтверждающих факт совершения ОАО "ГУК Засвияжского района" правонарушения, в материалы дела не представлено.
Свидетель Романова Т.А. в судебном заседании пояснила, что претензий к остеклению у жителей дома нет. Коллективное обращение касалось неудовлетворительного состояния оконных рам, а не стекол.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции сделал вывод о том, что в данном случае факт нарушения содержания ОАО "ГУК Засвияжского района" общего имущества многоквартирного дома N 5 по ул.Пожарского в г.Ульяновске отсутствует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал оспариваемое предписание министерства незаконным, удовлетворив заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предписание министерства содержит законные требования, соблюдение которых основано на требовании закона, не принимаются, так как материалами дела факт совершения заявителем вменяемых ему в вину нарушений требований законодательства, предъявляемых к содержанию общего имущества.
Ссылка на показания свидетеля Романова Т.А. необоснованна, так как доказательств, которые министерство должно было оформить в ходе проверки в подтверждение фактов нарушений, из которых было зафиксировано отсутствие стекол в оконных рамах, в материалы дела не представлено. При этом заявитель в материалы дела представил акт весеннего осмотра 2017 года, согласно которому остекление указанного многоквартирного жилого дома находится в удовлетворительном состоянии.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 28 февраля 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 февраля 2018 года по делу N А72-14062/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.