город Томск |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А27-26506/2017 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 февраля 2018 года по делу N А27-26506/2017 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (Кемеровская область, г. Кемерово, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа N 90" (г. Кемерово, ОГРН 1024200698939, ИНН 4205015742)
о взыскании штрафа по требованию от 23.05.2017 N 052S01170205106 в размере 18 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 90" (далее - учреждение) финансовых санкций в размере 18 500 руб.
Решением от 14.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Указывает, что направлением дополняющих форм отчетности учреждение не вносило изменения в индивидуальные данные по сотрудникам, а первоначально представило сведения в отношении указанных застрахованных лиц.
Учреждением отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.01.2017 МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 63" (правопредшественник МБОУ "Основная общеобразовательная школа N 90", запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 24.04.2017) в Пенсионный фонд представило форму СЗВ-М (исходная) за декабрь 2016 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается унифицированным протоколом проверки от 10.01.2017, извещением о доставке от 10.01.2017.
10.03.2017 страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2016 года на 37 застрахованных лиц, что подтверждается унифицированным протоколом проверки от 10.03.2017.
16.03.2017 Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения, 24.04.2017 принято решение N 052S19170002432 о привлечении страхователя к ответственности за представление неполных сведений по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 18 500 руб.
23.05.2017 Пенсионным фондом выставлено требование об уплате финансовой санкции N 052S01170205106 со сроком исполнения до 14.06.2017.
Поскольку штраф в добровольном порядке должником оплачен не был, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением в порядке приказного производства, по итогам которого 14.09.2017 был вынесен судебный приказ.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.10.2017 по делу N А27-19654/2017 судебный приказ отменен в соответствии с частью 4 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Оставляя требование без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что ошибка выявлена страхователем самостоятельно, исправлена своевременно, в связи с чем основания для привлечении его к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отсутствовали.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за декабрь 2016 года - не позднее 10 января 2017 года.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения учреждения к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Управления о представление страхователем недостоверных в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за декабрь 2016 года на 37 застрахованных лиц.
Вместе с тем при рассмотрении споров, связанных с привлечением страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, следует учитывать, что статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В период предоставления страхователем сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2016 года представлена в Пенсионный фонд страхователем 10.03.2017, в указанный период подлежала применению Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Из анализа указанных Инструкций (пунктов 34, 41 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н и пункта 39 Инструкции, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н), а также положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь был вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как указывалось выше, первоначально сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за декабрь 2016 года представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда 09.01.2017, то есть в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, что не оспаривается апеллянтом.
Отчет принят Пенсионным фондом, что подтверждается протоколом проверки от 10.01.2017.
10.03.2017 страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных сведениях по персонифицированному учету за декабрь 2016 года, направил указанные сведения за отчетный период декабрь 2016 года на 37 застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, поскольку страхователь до обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации самостоятельно выявил ошибку и подал достоверные сведения, то отсутствуют основания для привлечения его к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, из представленных Пенсионным фондом доказательств не представляется возможным сделать вывод о наличии противоправного деяния и виновном характере действий учреждения.
В данном случае привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только констатировать факт недостоверности или неполноты представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, что в данном случае отсутствует.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что страхователь не представил уточненные сведения до окончания отчетного периода, за которые предоставлялись сведения, поскольку учреждение первично исполнило обязанность по представлению данных о застрахованных лицах в установленные сроки, а положения части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не устанавливают ответственности за не представление исправленных (отменяющих) сведений, что свидетельствует об отсутствии в действиях учреждения нарушения части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание представление учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета впервые в установленный законом срок, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что основания для привлечения учреждения к ответственности статье 17 Закона N 27-ФЗ отсутствовали, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требования Пенсионного фонда.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя, который освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 февраля 2018 года по делу N А27-26506/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26506/2017
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области межрайонное
Ответчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N 90"