г. Киров |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А82-25227/2017 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2018 в виде резолютивной части по делу N А82-25227/2017, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Ландарь Е.В.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
к открытому акционерному обществу "Домостроительный комбинат"
(ИНН: 7602056885, ОГРН: 1067602034940),
о взыскании 500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Домостроительный комбинат" (далее - Общество, страхователь) о взыскании 500 руб. штрафа за представление неполных сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2016 по решению от 13.06.2017 N 086S19170007422.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2018 в виде резолютивной части в удовлетворении требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что страхователь был правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку Обществом совершено правонарушение, выразившееся в представлении неполных сведений о застрахованных лицах.
Соответственно, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение от 14.02.2018 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельств дела.
Страхователь в срок, установленный Вторым арбитражным апелляционным судом в определении от 23.03.2018, отзыв на жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.03.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.03.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка представленных Обществом сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2016, по результатам которой составлен акт от 10.05.2017 и вынесено решение от 13.06.2017 N 086S19170007422, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных сведений в виде штрафа в размере 500 рублей (л.д. 22-23).
В требовании от 12.07.2017 Фонд предложил страхователю уплатить штраф в сумме 500 рублей в срок до 24.07.2017 (л.д.25).
Поскольку Общество штраф не уплатило, Фонд обратился за его взысканием в судебном порядке, однако во взыскании штрафа за представление неполных сведений за сентябрь 2016 Арбитражный суд Ярославской области Фонду отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 2 Федеральными законами от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Управление установило, что 07.10.2016 страхователь представил сведения за сентябрь 2016 на 180 застрахованных лиц, то есть в установленный законом срок.
13.04.2017 Общество представило сведения еще на 1 застрахованное лицо, которые ранее не были представлены.
Установив данный факт, Фонд пришел к выводу о представлении страхователем неполных сведений и о наличии в действиях ОАО "Домостроительный комбинат" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, Фонду следовало учесть, что ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, наступает за непредставление в установленные сроки сведений в отношении какого-либо застрахованного лица, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, непредставление сведений о конкретном застрахованном лице за расчетный период, и представление сведений об этом работнике лишь в составе расчета по типу формы "дополняющая" не может квалифицироваться как представление неполных сведений о застрахованном лице.
В данном случае апелляционный суд считает, что, поскольку статья 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений, а в данном случае имело место несвоевременное представление страхователем сведений персонифицированного учета в отношении 1 застрахованного лица, однако по результатам проверки штрафные санкции в отношении страхователя были применены Управлением за иной состав правонарушения - представление неполных сведений, что не имело места в рассматриваемой ситуации, то есть Фонд неправильно квалифицировал допущенное страхователем нарушение законодательства о предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Соответственно, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению во взыскании с Общества 500 руб. штрафа.
Довод заявителя жалобы о том, что решение суда, по своему произвольному усмотрению освобождающее страхователя от ответственности, нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 1 статьи 65 и часть 4 статьи 215 АПК РФ), то есть на Фонд.
В данном случае вывод Арбитражного суда Ярославской области об отказе Фонду в удовлетворении его требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
При рассмотрении настоящего спора не подлежит установлению баланс интересов сторон, а проверяется законность и обоснованность взыскания страховых взносов на основании принятого уполномоченным органом ненормативного правового акта.
Довод заявителя жалобы о том, что позиция суда первой инстанции фактически основана на Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, апелляционный суд не принимает, поскольку в решении от 14.02.2018 данный документ судом не упоминается.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2018 законным и принятым с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2018 в виде резолютивной части по делу N А82-25227/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.