город Омск |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А75-17037/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1561/2018) открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 3" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2017 по делу N А75-17037/2017 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 3" (ИНН 8604050665, ОГРН 1118619002292) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании предписания в части,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 3" (далее - ОАО "ЖЭУ N 3", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Нефтеюганский отдел инспектирования, далее - Жилнадзор, заинтересованное лицо) об оспаривании пунктов 1 и 2 предписания от 24.08.2017 N НЮ-395/п.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2017 по делу N А75-17037/2017 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить предъявленные им требования.
В обоснование несогласия с выводами суда первой инстанции апеллянт повторно указывает на отсутствие доказательств наличия грибка и плесени на стенах многоквартирного дома, находящегося в управлении ОАО "ЖЭУ N 3", а также причинно-следственной связи между действиями последнего и установленными Жилнадзором обстоятельствами.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЖЭУ N 3" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 2, дом 1а.
На основании обращения от 11.08.2017 и приказа от 11.08.2017 N НЮ-395 органом Жилнадзора в отношении ОАО "ЖЭУ N 3" проведена проверка в рамках лицензионного контроля по фактам, изложенным в обращении по вопросу течи кровли, подтопления жилого помещения (л.д. 51-54).
Результаты проверки отражены в акте N НЮ-395/а от 24.08.2017 (л.д. 56-61). Так, при визуальном осмотре коридора в правом и левом углу от входной двери, а также потолка и стены над входной дверью в квартире 28 имеются первичные и вторичные следы потеков, намокания, ржавых пятен, отслоение обоев, установлены пятна темного цвета (предположительно плесневого грибка). В жилой комнате (спальне) на потолке и стене также установлены первичные следы потеков, отслоение обоев. В качестве причин повреждения в акте указано на неоднократную протечку кровли.
В целях устранения выявленного нарушения обществу выдано предписание N НЮ-395/п от 24.08.2017, которым предписано в срок до 31.10.2017 провести: 1) лабораторные исследования (экспертизу) пятен серого цвета на предмет плесневого грибка в квартире N 28 жилого дома N 1А во 2 мкр. г. Нефтеюганска в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; 2) по исполнении мероприятий пункта 1 настоящего предписания предпринять весь комплекс мер, направленных на устранение плесени и грибка в помещениях квартиры N 28 жилого дома N 1А во 2 мкр. г. Нефтеюганска (произвести обработку внутренней поверхности стен ванной комнаты при помощи специальных препаратов; 3) произвести качественный ремонт мест общего пользования верхнего (пятого) этажа 2-го подъезда жилого дома N 1А во 2 мкр. г. Нефтеюганска.
Возражая против пунктов 1 и 2 предписания, ОАО "ЖЭУ N 3" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании пункта 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Из пунктов 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170, ПиН ТЭЖФ).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил N 170 требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 на организацию по обслуживанию жилищного фонда возлагается обязанность обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пункт 4.2.1.1 Правил обязывает организацию по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать также температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен и устранение их повреждений по мере выявления; теплозащиту и влагозащиту наружных стен.
Кроме того, на основании пункта 4.10.2.1 ПиН ТЭЖФ организации рассматриваемой категории, в число которых входит ОАО "ЖЭУ N 3", в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, просушивание увлажненных мест и др.).
Теплоустойчивость, теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно - технических устройств и других элементов также поддерживаются управляющей организацией, что следует из пункта 4.3.1 ПиН ТЭЖФ.
Материалы дела свидетельствуют, что Жилнадзором при осмотре чердачного помещения над жилой квартирой N 28 указанного выше многоквартирного дома выявлены отверстия в местах стыков железобетонных перекрытий кровли, что свидетельствует о ненадлежащем примыкании их друг к другу, что в дождливую погоду или при таянии снега влечет попадание влаги в чердачное помещение. Проверкой также установлено наличие первичных следов течи кровли, пятен ржавчины, коррозии бетона; выявлены повреждения заделки в местах примыкания к стенам и перегородкам, разрушения швов в соединениях сборных железобетонных плит, наличие полиэтиленовой пленки и ведер в местах течи (наличие воды и на пленке и в ведрах). При визуальном осмотре коридора потолка и стен пятого этажа в подъезде, в котором расположена квартира, установлено наличие проведенных работ по штукатурке и побелке следов потеков, намокания, ржавых пятен.
При осмотре квартиры N 28 указанного дома обнаружены следы потеков, намокания и ржавых пятен, отслоение обоев, пятна темного цвета (предположительно плесневого грибка).
Учитывая наличие в деле допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем управлении многоквартирным домом, доказательственную силу которых общество не опровергло, апелляционный суд поддерживает изложенный в обжалуемом судебном акте вывод о том, что перечисленные выше негативные последствия наступили в результате неисполнения ОАО "ЖЭУ N 3" обязанностей по содержанию общего имущества, а именно - кровли жилого дома. По смыслу положений жилищного законодательства, в многоквартирном доме допускается деятельность только одного управляющего субъекта, в рассматриваемом случае - управляющей организации, которой является ОАО "ЖЭУ N 3".
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, ОАО "ЖЭУ N 3" не представило в дело контрдоказательств.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 2, 39, 42 Правил N 491).
В случае возникновения в многоквартирном доме пятен, коррозии и иных установленных Жилнадзором обстоятельств именно на общество возлагается обязанность по установлению причины и момента образования таковых. Между тем, ОАО "ЖЭУ N 3" не приняло предусмотренные законом меры по своевременному определению причин возникновения и по устранению недостатков, в связи с чем апелляционный суд считает выдачу заинтересованным лицом предписания обоснованной.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предписание от 24.08.2017 N НЮ-395/п соответствует требованиям жилищного законодательства и действующих в данной сфере подзаконных нормативных правовых актов, не нарушает права и законные интересы ОАО "ЖЭУ N 3" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявления.
Все изложенные в спорном предписании мероприятия включаются жилищным законодательством в сферу обязанности заявителя как управляющей организации при нормальном, плановом осуществлении таковой своей деятельности.
Доводы жалобы, свидетельствующие о несогласии общества с выводами Жилнадзора, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными. Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ОАО "ЖЭУ N 3" в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 3" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2017 по делу N А75-17037/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.