г. Москва |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А40-208550/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
Судей: Титовой И.А., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашибоковым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "УКРиС" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.02.2018 по делу N А40-208550/17,
по иску ООО "СМУ-77" (ОГРН 1157746163387 ИНН 7718083790) к ГКУ "УКРиС" (ОГРН 1087746549395 ИНН 7705840379) о признании незаконными действий по одностороннему отказу от исполнения Государственного контракта,
при участии в судебном заседании:
от истца: Залевская А.В. по доверенности от 09.01.2018 г.,
от ответчика: Еналиев Р.Г. по доверенности от 10.01.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СМУ-77" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ГКУ "УКРиС" о признании незаконным одностороннего отказа Государственного казенного учреждения г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы "УКРиС" от исполнения государственного контракта N 14Р5/0373200004217000094 от 19.06.2017. Иск мотивирован отсутствием у ответчика оснований для расторжения государственного контракта.
Решением от 08.02.2018 иск удовлетворен. Суд исходил из незаконности действий ответчика по расторжению контракта.
Не согласившись с принятым по делу вышеуказанным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Отмечает, что причиной одностороннего отказа от исполнения государственного контракта послужило нарушение истцом существенных условий контракта - сроков выполнения работ. Обращает внимание на не качественность выполненных работ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "СМУ-77" (исполнитель) и ГКУ "УКРиС" (Государственный заказчик) был заключен Государственный контракт N 14Р5/0373200004217000094 от 19.06.2017 года на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт фасадов и кровель 6 зданий по адресам: Семеновская Б. ул. д. 11, с. 11; Семеновская Б. ул. д. 21; Семеновская Б. ул. д. 27, корп. 1; Семеновская Б. ул. д. 27, корп. 2; Журавлева пл., д. 10, стр. 1; Нижний Журавлев пер. д. 6А, и разработке проектной документации на ремонт фасадов 7 зданий по адресам: Семеновская Б. ул. д. 24; Семеновская Б. ул. д. 20А; Семеновская Б. ул. вл.20; Семеновская Б. ул. д. 15; Семеновская Б. ул. д. 23А; Семеновская Б. ул. д. 24, с.1; Журавлева пл., д. 12.
В соответствии с п. 2.1 государственного контракта Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение работ по разработке отдельных разделов проектной документации по 7 объектам в рамках программы благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (далее - "Работы"), согласно Адресного перечня приложение N 3 к настоящему Контракту) (далее - "Объект"/"Объекты"), выполняемых и оплачиваемых в соответствии с Календарным планом выполнения работ (приложение N 1 к настоящему Контракту), в полном объеме и в соответствии с Техническим заданием сложение N2 к настоящему Контракту), строительными нормами и правилами, государственными стандартами.
Проектно-сметная документация, являющаяся предметом настоящего Контракта, должна соответствовать техническим, экономическим и другим требованиям технического задания, ТУ, СНиП и других действующих нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, рекомендациям и замечаниям согласующих инстанций, а также указаниям Государственного заказчика, условиям настоящего контракта в части состава, содержания и оформления проектно-сметной документации.
Согласно п. 7.1 государственного контракта состав документации, выполняемой по Контракту, определяется техническим заданием, ТУ, СНиП и другими действующими нормативными актами Российской Федерации и города Москвы, условиями настоящего Контракта.
В силу п. 7.2 государственного контракта, сдача разработанной проектно-сметной документации осуществляется по акту сдачи-приемки ПСД в сроки, определенные в соответствии с Календарным планом выполнения работ.
Согласно п.п. 7.3, 7.3.1, 7.3.2 государственного контракта готовность проектно-сметной документации подтверждается подписанием Государственным заказчиком акта сдачи-приемки ПСД, с учетом требований, установленных п.3.7 настоящего Контракта, который оформляется в следующем порядке: После выполнения работ в соответствии с календарным планом выполнения работ Исполнитель передает уполномоченному представителю государственного заказчика по накладной акт сдачи-приемки ПСД с приложением комплектов готовой документации в количестве и комплектности согласно технического задания.
Сметная документация предоставляется в печатном виде и на электронном носителе в формате Excel, согласно технического задания.
Подписание государственным заказчиком оформленной Исполнителем накладной является датой выполнения Исполнителем работ и подтверждает получение Государственным заказчиком разработанной проектно-сметной документации.
Приемка работ Государственным заказчиком осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента получения проектной документации.
В указанный срок Государственный заказчик подписывает акт сдачи-приемки ПСД или направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки работ. Моментом перехода права собственности на проектно-сметную документацию является дата подписания акта сдачи-приемки ПСД сторонами.
Согласно пункту 15.1 контракта расторжение контракта допускается по взаимному соглашению сторон, в одностороннем порядке, по решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 15.7 контракта государственный заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения контракта оплатив исполнителю стоимость надлежащим образом выполненных и принятых работ, в том числе, в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ (независимо от этапности), продолжительностью более 15 календарных дней (п. 15.7.4 контракта).
Решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется исполнителю по почте.
Ссылаясь на нарушение истцом срока выполнения работ, ответчик решением от 07.09.2017 N у-06-3050/7 расторг государственный контракт в одностороннем порядке.
Не согласившись с указанным расторжением, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с третьим пунктом статьи 450 ГК РФ договор считается расторгнутым в случае одностороннего отказа от его исполнения полностью или частично во внесудебном порядке, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным). Для того, чтобы договор прекратил свое действие, стороне достаточно заявить своему контрагенту (контрагентам) об отказе от исполнения договора.
Поэтому для реализации права одностороннего отказа от договора не требуется обращения в суд с иском о его расторжении.
Договор считается расторгнутым с момента, когда сторона, наделенная в силу закона правом на односторонний отказ от договора, доведет свое решение в надлежащей форме до контрагента по договору.
Таким образом, односторонний отказ от договора - односторонняя сделка, прекращающая обязательство во внесудебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В обжалуемом решении от 07.09.2017 N у-06-3050/7 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта ответчик ссылается на ч. 4 ст. 450 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ, а также на абз. 2 п. 15.1, п. 15.7, п. 15.7.4 государственного контракта.
Таким образом, в качестве основания для отказа от исполнения государственного контракта ответчик указывает на нарушение исполнителем сроков выполнения работ (независимо от этапности), продолжительностью более 15 календарных дней.
В качестве доказательства, подтверждающего соответствующее нарушение истцом обязательств по контракту, ответчик ссылается на Акт простоя от 18.08.2017, которым зафиксирована просрочка в завершении работ по 1-му этапу на 36 (тридцать шесть) дней, ввиду того, что срок окончания работ по этапу согласно календарному плану - 13.07.2017.
Судом первой инстанции установлено, что комплекты документации по всем объектам, кроме тех, работы по которым были приостановлены на основании писем ответчика, были переданы полномочному представителю ответчика по накладным от 18.07.2017 и от 24.07.2017. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, полномочия Черноиванова Э.Ю. ответчиком не оспорены.
Кроме того, 09.10.2017 комиссией УФАС города Москвы вынесено решение по делу N 2-1911988/77-17 о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. На основании представленных документов и сведений Комиссией Управления принято решение о невключении ООО "СМУ-77" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Исполнитель не имел намерения недобросовестно исполнить обязательства по контракту, так как предпринимало меры по исполнению своих обязательств по данному контракту. Оценив представленные доказательства, выслушав явившихся на заседание комиссии Управления Заказчика и Исполнителя, УФАС города Москвы установило, что Исполнитель неоднократно просил Заказчика передать исходную разрешительную документацию для разработки колористического паспорта, а также указал об отсутствии доступа на часть объектов выполнения работ.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции удовлетворил исковое заявление и признал незаконным отказ от исполнения государственного контракта.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2018 установлено, что работы по 1 этапу выполнены ответчиком с нарушением предусмотренного контрактом срока, что подтверждается представленным в материалы дела актом простоя от 18.08.2017. Кроме того, переданные ГКУ "УКРИС" по накладной документы были представлены ООО "СМУ-77" не в соответствии с Техническим заданием по контракту и не в полном объеме, в связи с чем ГКУ "УКРиС" направляло ООО "СМУ-77" мотивированный отказ от приемки документации, с указанием недостатков.
18.08.2017 ГКУ "УКРиС" в отсутствии надлежащим образом уведомленного представителя ООО "СМУ - 77" составило Акт простоя, в котором зафиксирована длящаяся просрочка в завершении работ по I этапу на 36 дней с 14.07.2017 по 18.08.2017. Таким образом, в рамках данного дела установлено, что работы по 1 этапу выполнены ответчиком с нарушением предусмотренного контрактом срока, что послужило основанием для привлечения подрядчика к гражданско-правовой ответственности в виде неустойки.
В силу части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Как указано выше, основания одностороннего расторжения спорного государственного контракта предусмотрены статьей 15 контракта.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 15.7 контракта государственный заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения контракта оплатив исполнителю стоимость надлежащим образом выполненных и принятых работ, в том числе, в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ (независимо от этапности), продолжительностью более 15 календарных дней (п. 15.7.4 контракта).
С учетом того, что в рамках дела N А40-216125/2017 установлено, что работы по 1 этапу выполнены ответчиком с нарушением предусмотренного контрактом срока (36 дней), ответчик правомерно воспользовался своим правом на односторонний отказ от контракта. Кроме того, заказчик вправе во всякое время отказаться от исполнения контракта в порядке ст. 717 ГК РФ.
Ссылка истца на иные судебные акты, которыми отказано во взыскании штрафа, не принимается апелляционным судом, поскольку основанием для предъявления иска о взыскании штрафа являлось нарушение иных обязательств, не связанных со сроком выполнения этапа работ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и возлагаются на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2018 по делу N А40-208550/17 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ООО "СМУ-77" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 3000 руб.
Возвратить ГКУ "УКРиС" государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 123 от 05.02.2018, по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.