г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А56-65093/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2943/2018) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2018 по делу N А56-65093/2017 (судья Анисимова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
к ГАТИ
о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2017 N 2739 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 93063 от 26.06.2017
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (ОГРН 1027810323342, адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 5; далее - ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (ОГРН 1027809192575, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 16.08.2017 N 2739 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 93063 от 26.06.2017, предусмотренного статьей 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 16.01.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказал.
Не согласившись с решением суда, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, Учреждение не является организацией, уполномоченной на проведение текущего ремонта и содержания объектов Минобороны России и не обладает соответствующим финансированием.
Определением апелляционного суда от 26.02.2018 апелляционная жалоба Учреждения принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 20.06.2017 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых проведен осмотр фасадов здания по адресу: Санкт-Петербург, Воскресенская наб., д. 10, лит. А, в результате которого зафиксировано, что фасад здания содержится в загрязненном состоянии: не промыт от пыли, окна не помыты, обрушения облицовочной плитки, подтеки, прочие загрязнения, подпись, растительность на карнизе здания, разбито стекло, деформирована отделка цоколя, на карнизе здания трещины, отслаивается штукатурный слой, отсутствует табличка с названием улицы. Составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 20.06.2017 с применением фотосъемки.
23.06.2017 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и 26.06.2017 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и представителя Учреждения проведен повторный осмотр фасадов здания по вышеуказанному адресу, в ходе которого зафиксированы нарушения, выявленные 20.06.2017. Составлены протоколы осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 23.06.2017 и 26.06.2017 с применением фотосъемки.
По факту выявленного нарушения в отношении Учреждения уполномоченным должностным лицом ГАТИ 26.06.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 93063 по статье 20 Закона N 273-70.
Постановлением ГАТИ от 16.08.2017 N 2739 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 93063 от 26.06.2017 Учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вмененного заявителю административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения заявителя к административной ответственности, не установил, а также не усмотрел оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Статьей 20 Закона N 273-70 предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях, что для юридических лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 23.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 961).
В соответствии с Приложением N 5 к Правилам N 961 владелец, или уполномоченное на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Согласно пункту 8.1 Правил N 961 содержание фасадов зданий, сооружений осуществляется в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и настоящим приложением.
В соответствии с Пунктом 8.2 Правил N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается:
поддержание технического и санитарного состояния фасадов;
поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
В силу пункта 8.4 Правил N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
8.4.1. Проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического и санитарного состояния фасадов.
Плановые обследования фасадов следует проводить как общие, в ходе которых проводится осмотр фасада в целом, так и частичные, которые предусматривают осмотр отдельных элементов фасада.
Общие обследования должны производиться два раза в год: весной и осенью.
Результаты обследования технического и санитарного состояния фасадов оформляются актом.
Акт является основанием:
для определения видов работ по капитальному ремонту фасадов;
для определения видов и объемов работ по текущему ремонту фасадов (в соответствии с пунктом 8.4.4 настоящего приложения).
8.4.2. Очистка и промывка фасадов не реже одного раза в год.
8.4.3. Смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах.
8.4.4. Текущий ремонт фасадов.
Текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (водосточных труб); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски.
Текущий ремонт фасадов выполняется в случаях: очистки и герметизации швов цокольной части; штучной замены облицовки (не более пяти единиц) на идентичный материал; утраты облицовки фасада (керамической плитки, керамогранита) - штучная - до пяти шт.; повреждения, утраты и выветривания примыканий, соединений и стыков отделки фасадов; ремонта вентиляционных каналов на кровле (цвет вентиляционных каналов определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта технических металлических конструкций: пожарной лестницы, вентиляционных решеток, стоек, ограждений крылец, флагодержателей, кронштейнов, парапетных решеток, водосточных труб, вентиляционных труб, лифтовых шахт, за исключением металлических конструкций, являющихся декоративными (цвет металлических конструкций определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, разрушения герметизирующих заделок стыков панельных зданий без ремонта поверхности отделки (цвет стыков определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты покрытия кровли. В случае полной замены покрытия кровли ее цвет определяется в соответствии с колерным бланком; повреждения, утраты покрытий, отливов единично или на всем объекте (в случае полной замены покрытий, отливов цвет определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты окрытий элементов и деталей фасада единично или полностью (в случае полной замены окрытий элементов и деталей фасада цвет определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта отмостки здания локально или полной замены; гидроизоляции балконов и ремонта балконной плиты (цвет балконной плиты определяется в соответствии с колерным бланком); гидроизоляции и ремонта козырьков (цвет козырьков определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта цокольной части здания, сооружения в гладкой штукатурке (цвет штукатурки определяется в соответствии с колерным бланком).
Согласно пункт 8.6 Правил N 961 текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются в том числе на основании колерного бланка фасадов, выдаваемого КГА в срок, не превышающий 30 дней после поступления заявления лица, на которого возложены обязанности по содержанию фасадов. Форма колерного бланка утверждается КГА. Предоставление колерного бланка заявителю осуществляется без взимания платы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, нежилое помещение с кадастровым номером 78:31:0001027:2425, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Воскресенская наб., д. 10, лит. А, общей площадью 12992,6 м2 закреплено на праве оперативного управления за Учреждением. Согласно выписке из ЕГРН от 15.06.2017 нежилое здание по вышеуказанному адресу имеет площадь 13872,1 м2, следовательно, Учреждению принадлежит большая часть площади здания.
Согласно договору N 23/78 от 11.04.2016 Учреждение предоставило МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в безвозмездное пользование помещения 1-Н, 9-Н, 11-Н общей площадью 1090,2 м2 по вышеуказанному адресу. Вместе с тем, указанные помещения переданы не во владение, а лишь в пользование, обязанностей по содержанию фасадов спорного здания на МРУ Росфинмониторинга по СЗФО договором не возложено.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что право оперативного управления не зарегистрировано в ЕГРН, подлежит отклонению, поскольку спорное здание передано Учреждению в оперативное управление на основании приказа Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 22.04.2015 N 815.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Следовательно, довод подателя апелляционной жалобы о том, что Учреждение не является организацией, уполномоченной на проведение текущего ремонта и содержания объектов Минобороны России, не обладает соответствующим финансированием, не является пользователем спорного объекта недвижимости, а также не осуществляет функции по техническому обслуживанию объектов Минобороны, признается апелляционным судом несостоятельным.
Факт ненадлежащего содержания фасада здания установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе протоколами осмотра от 20.06.2017, 23.06.2017, 26.06.2017, фотоматериалами к протоколам осмотра территории, договором N 23/78 от 11.04.2016, письменными объяснениями Учреждения (исх. N 141/2-6852 от 23.06.2017).
Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением необходимых и достаточных мер по исполнению своих обязанностей в сфере благоустройства Санкт-Петербурга и соблюдению требований к содержанию фасадов зданий, недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Учреждения во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70.
Суд первой инстанции исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, принимая во внимание, что указанное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Учреждением административного правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере санкции статьи 20 Закона N 273-70. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Учреждению наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал законным обжалуемое постановление ГАТИ, в удовлетворении заявления Учреждению отказал. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2018 года по делу N А56-65093/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.