г. Саратов |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А12-44387/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Грабко О.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок" - Шалимов А.В., представитель по доверенности от 22.01.2018,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Лосевская Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2018,
от Прокуратуры Волгоградской области - Мжельская Н.С., представитель по доверенности от 01.02.2018,
от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "Альфа" - Сивачевский Д.А., представитель по доверенности от 25.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок" (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д 15, ИНН 3444195533, ОГРН 1123444005189)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 февраля 2018 года по делу N А12-44387/2017 (судья Е.В. Пономарёва)
по заявлению Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок" (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д 15, ИНН 3444195533, ОГРН 1123444005189)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д. 12, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)
о признании недействительным ненормативного акта,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: прокуратура Волгоградской области (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 124), общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "Альфа" (344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 9 линия, д. 71),
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр организации закупок" (далее - ГКУ ВО "Центр организации закупок", учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) от 29.08.2017 по делу N 16-01-15-03/846.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "Альфа" (далее - ООО НПК "Альфа").
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГКУ ВО "Центр организации закупок", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, дополнении к ней.
В судебном заседании представитель ГКУ ВО "Центр организации закупок" поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представители Волгоградского УФАС России, ООО НПК "Альфа" и прокуратуры Волгоградской области просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей ГКУ ВО "Центр организации закупок", Волгоградского УФАС России, ООО НПК "Альфа" и прокуратуры Волгоградской области, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Волгоградское УФАС России поступили заявление ООО "НПК "Альфа" (исх. N 242 от 11.11.2016), материалы прокуратуры Волгоградской области (вх.N 9676 от 20.10.2016)
В ходе рассмотрения заявления и материалов Управлением установлено наличие в действиях ГКУ ВО "Центр организации закупок" нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе в согласовании заявки заказчика на закупку дезинфицирующих средств и антисептиков, сформированных исходя из потребностей учреждения, и в требовании от заказчика при размещении закупок обязательного применения ими форм технических заданий на поставку дезинфицирующих средств и антисептиков (унифицированных технических заданий), которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным приказом Управления N 251 от 30.12.2016 возбуждено дело N 16-01-15-03/846 по признакам нарушения учреждением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением Волгоградского УФАС России от 29.08.2017 по делу N 16-01-15-03/846 в вышеуказанных действиях ГКУ ВО "Центр организации закупок" признано нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении учреждением действий, которые привели к ограничению конкуренции на рынке поставки дезинфицирующих средств и антисептиков для нужд учреждений здравоохранения Волгоградской области и учреждений социальной защиты населения Волгоградской области.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ГКУ ВО "Центр организации закупок" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 5, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а также создание дискриминационных условий.
В соответствии с Порядком взаимодействия ГКУ ВО "Центр организации закупок", финансового органа Волгоградской области и заказчиков Волгоградской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 10.02.2015 N 71-п "Об отдельных мерах по централизации закупок товаров, работ, услуг в Волгоградской области" (далее - Порядок), определена процедура взаимодействия ГКУ ВО "Центр организации закупок", финансового органа Волгоградской области и заказчиков Волгоградской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Волгоградской области.
Согласно пункту 2.2.1 Порядка заказчик направляет в ГКУ ВО "Центр организации закупок" (уполномоченное учреждение) заявку на определение поставщика (далее именуется - заявка заказчика), в состав которой входят документы, определенные порядком документооборота, в том числе техническое задание, включающее описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 2.2.2. Порядка уполномоченное учреждение после получения заявки заказчика:
1) проводит проверку заявки заказчика на соответствие законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;
2) по итогам проверки, предусмотренной подпунктом 1 настоящего подпункта:
а) в случае несоответствия заявки заказчика законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг - в течение двух рабочих дней готовит заключение о возврате заказчику заявки заказчика;
б) в случае соответствия заявки заказчика законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг:
в течение 15 рабочих дней разрабатывает конкурсную документацию, документацию об аукционе в электронной форме (далее именуется - документация об аукционе) и направляет ее заказчику на утверждение;
в течение пяти рабочих дней разрабатывает документацию о запросе предложений, извещение о проведении запроса котировок и направляет ее заказчику на утверждение.
Из материалов дела следует, что государственным казенным учреждением "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области" по поручению Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области разработаны и впоследствии разосланы 16.02.2016 посредством электронной почты учреждениям здравоохранения формы технических заданий на поставку дезинфицирующих средств и антисептиков для обязательного использования в качестве технических заданий при размещении соответствующих закупок.
24.05.2016 Государственным учреждением здравоохранения "Родильный дом N 1" в программе АЦК-Госзаказ размещена заявка на закупку дезинфицирующих средств для ее дальнейшей обработки и согласования уполномоченным органом - ГКУ ВО "Центр организации закупок".
29.05.2016 от ГКУ ВО "Центр организации закупок" поступил отказ в согласовании с рекомендацией использовать унифицированную форму технического задания в соответствии с формами технических заданий на поставку дезинфицирующих средств и антисептиков, в связи с чем государственным учреждением здравоохранения "Родильный дом N 1" в ранее направленное техническое задание внесены изменения в соответствии с указанными требованиями.
Впоследствии 15.06.2016 ГКУ ВО "Центр организации закупок" на сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение с реестровым номером 0329200062216001643 о закупке необходимого товара для нужд государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1" (06.07.2016 учреждением здравоохранения и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" заключен контракт).
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что формы технических заданий на поставку дезинфицирующих средств и антисептиков для обязательного использования при формировании технических заданий для нужд медицинских учреждений и учреждений социальной защиты населения Волгоградской области, разработанные государственным казенным учреждением "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области", имеют признаки ограничения количества участников закупки, поскольку, включают в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующих средств, например, к таре, массе таблеток, конкретные показатели выхода рабочего раствора, без возможности поставки эквивалента.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Главой 10 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в соответствии с которой, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантии. В рамках данных программ, устанавливают порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечни лекарственных препаратов отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний; перечнем лекарственных средств по рецептам врачей и другое.
Согласно положениям раздела 1 Методических рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденных Минздравом России N 2510/9257-01, ФФОМС N 3159/40-1 28.08.2001, территориальная программа представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных, муниципальных медицинских услуг. Данные услуги оказываются населению за счет бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений.
Как следует из Методических рекомендаций, территориальная программа должна включать в себя, в частности, и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий.
Применительно к спорному случаю, формирование иных перечней в рамках территориальных программ, а так же их применение, законодательно не установлено.
Таким образом, в данном случае отказ в согласовании заявки государственному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 1" на закупку дезинфицирующих средств и антисептиков, сформированных исходя из потребностей учреждения, и в требовании от заказчика при размещении закупок обязательного применения им форм технических заданий на поставку дезинфицирующих средств и антисептиков (унифицированных технических заданий), которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации, привел к ограничению конкуренции на рынке поставки дезинфицирующих средств и антисептиков для нужд учреждений здравоохранения Волгоградской области и учреждений социальной защиты населения Волгоградской области, что свидетельствует о наличии действиях ГКУ ВО "Центр организации закупок" нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления ООО "НПК "Альфа" и материалов прокуратуры Волгоградской области, Волгоградским УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ГКУ ВО "Центр организации закупок" в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение от 14.11.2016 о прекращении действий (бездействия), в соответствии с которым учреждению необходимо:
прекратить отказывать заказчикам в согласовании заявок на закупку дезинфицирующих средств и антисептиков по причине несоответствия содержащихся в них технических заданий унифицированным техническим заданиям, ранее доведенным до сведения заказчиков письмами от 16.02.2016 и от 03.06.2016;
письменно информировать Комитет социальной защиты населения Волгоградской области и государственное казенное учреждение "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области" с целью доведения ими до заказчиков сведений о прекращении учреждением отказов заказчикам в согласовании заявок на закупку дезинфицирующих средств и антисептиков по причине несоответствия содержащихся в них технических заданий унифицированным техническим заданиям, ранее доведенным до сведения заказчиков вышеуказанными письмами.
Неисполнение выданного предупреждения в срок им установленный послужило основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Законность указанного предупреждения от 14.11.2016, а соответственно наличие в действиях заявителя признаков нарушения антимонопольного законодательства, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции в рамках дела N А12-69779/2016.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2017 по делу N А12-69779/2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017, отказано в удовлетворении требования ГКУ ВО "Центр организации закупок" о признании недействительным предупреждения Волгоградского УФАС России от 14.11.2016 N 03-7/6949 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Указанными судебными актами установлено, что закупка дезинфицирующих средств и антисептиков для государственных заказчиков в соответствии с обязательными к применению унифицированными формами технических заданий на их поставку приводит к ограничению количества участников закупок и имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем у антимонопольного органа имелись законные основания для вынесения в адрес заявителя оспариваемого предупреждения.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В апелляционной жалобе ГКУ ВО "Центр организации закупок" ссылается на то, что в оспариваемом решении антимонопольного органа перечислены обстоятельства по отказам Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области заказчикам - ГКССУ СОГПВИ "Упорниковский дом-интернат малой вместимости", ГБУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер", ГБУЗ "Волгоградское областное патологоанатомическое бюро" в согласовании заявок ввиду неиспользования ими унифицированной формы технического задания, однако учреждение не может быть признано нарушившим положения антимонопольного законодательства за действия (бездействие) иного лица (Комитета), указанные заказчики не направляли в адрес учреждения свои заявки.
Указанный довод судебной коллегией отклоняется, поскольку оспариваемым решением Управления наличие нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях учреждения установлено в именно отказе в согласовании заявки государственному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 1" и в требовании от заказчика при размещении закупок обязательного применения ими форм технических заданий на поставку дезинфицирующих средств и антисептиков (унифицированных технических заданий), которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации, перечисление в оспариваемом решении обстоятельств по отказу Комитета иным лицам в согласовании заявки по аналогичному основанию не свидетельствует об отсутствии со стороны ГКУ ВО "Центр организации закупок" нарушения части статьи 15 Закона о защите конкуренции, и, следовательно, не является основанием для признания оспариваемого решения Управления незаконным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии письменных доказательств, свидетельствующих об отказе Учреждением ГУЗ "Родильный дом N 1" в проведении закупки по причине отсутствия заявке унифицированной формы технического задания, апелляционной инстанцией не принимается, поскольку направлен на переоценку фактических обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А12-69779/2016.
Довод апеллянта об ошибочном применении судом части 2 статьи 69 АПК РФ являются несостоятельными, поскольку основаны не неверном понимании норм права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 февраля 2018 года по делу N А12-44387/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.