г. Хабаровск |
|
25 апреля 2018 г. |
А04-10137/2017 |
Резолютивная часть постановления от 18 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от ОАО "Облкоммунсервис" - представитель не явился;
от Министерства финансов Амурской области, Администрации Благовещенского района - представители не явились;
от третьих лиц: управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерства жилищного-коммунального хозяйства Амурской области - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 24.01.2018
по делу N А04-10137/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Наринской С.А.
по иску открытого акционерного общества "Облкоммунсервис"
к Министерству финансов Амурской области, Администрации Благовещенского района
о взыскании выпадающих доходов в размере 36 296,24 руб.
третьи лица: управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство жилищного-коммунального хозяйства Амурской области
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Облкоммунсервис" (ОГРН 1102801011785, ИНН 2801154052, далее - ОАО "Облкоммунсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, далее - ответчик) о взыскании выпадающих доходов за период с 01.07.2017 по 31.07.2017 в размере 36 296,24 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Благовещенского района (ОГРН 1022800526055, ИНН 2812001442), управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство жилищного-коммунального хозяйства Амурской области.
Определением суда от 11.01.2018 Администрация Благовещенского района исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Решением суда от 24.01.2018 исковые требования удовлетворены за счет взыскания выпадающих доходов в заявленной сумме с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, в удовлетворении исковых требований к Администрации Благовещенского района отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что судом не дана оценка фактическому исполнению Министерством финансов Амурской области положений Закона Амурской области от 20.12.2016 N 27-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" в части распределения субвенции на финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2017 год бюджету Благовещенского района, а также не исследованы доводы ответчика о не обращении ОАО "Облкоммунсервис" к главному распорядителю и получателю средств областного бюджета в части реализации полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающим организациям - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области; не установлен факт причинения убытков и вина Министерства финансов Амурской области по не возмещению экономически обоснованных затрат истца.
Отзывы на жалобу не представлены; лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Облкоммунсервис", как ресурсоснабжающая организация, оказывало услуги теплоснабжения в июле 2017 года для населения с. Усть - Ивановка Благовещенского района.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.12.2016 N 177-пр/т истцу установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии, в том числе на нужды населения с. Усть - Ивановка Благовещенского района на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 - в размере 3 991,13 руб./Гкал и с 01.07.2017 по 31.12.2017 - в размере 4 049,83 руб./Гкал.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифом Амурской области от 20.12.2016 N 178-пр/т истцу установлены льготные тарифы для оказания коммунальных услуг по подаче тепловой энергии, в том числе для населения с. Усть - Ивановка Благовещенского района на второе полугодие - в размере 3 495,13 руб./Гкал.
Согласно представленным в материалы дела квитанциям, сведениям о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, реестрам лицевых счетов потребителей коммунальных услуг, истцом за июль 2017 года поставлена тепловая энергия в размере 65,434 Гкал.
Для компенсации выпадающих доходов, связанных с оказанием услуг теплоснабжения, ОАО ""Облкоммунсервис" обратилось с заявлением о предоставлении субсидии в Администрацию Благовещенского района.
Уведомлением комиссии по вопросам предоставления субсидий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения Благовещенского района от 07.08.2017 N 23, ОАО "Облкоммунсервис" отказано в предоставлении субсидии за июль 2017 года в размере 36 296,24 руб. В качестве оснований для отказа в предоставлении субсидии указаны наличие у теплоснабжающей организации ограничений на распоряжение денежными средствами, находящимися на счетах в банках или иных кредитных организациях и непредставление справки, подтверждающей, что теплоснабжающая организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, конкурсного производства, отсутствие решения суда о признании банкротом и ограничения на осуществление хозяйственной деятельности (подпункты 1, 7 пункта 4 Порядка о предоставлении из районного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг, связанных с производством пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, утвержденного постановлением Администрации Благовещенского района Амурской области от 28.06.2017 N 1194, далее - Порядок о предоставлении субсидии).
Претензия истца от 17.08.2017 N 10-886 с требованием о принятии мер по перечислению субсидии за июль 2017 года оставлена Администрацией Благовещенского района без удовлетворения со ссылкой на несоблюдение условий ее предоставления, предусмотренных Порядком о предоставлении субсидии, что послужило основанием для обращения ОАО "Облкоммунсервис" с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), действующего в спорный период правоотношений, общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (пункты 1, 2, 5).
В силу пункта 4 части 4 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования (часть 7 статьи 4).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, и разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 1 Постановления от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Основываясь на приведенных выше нормах права, суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу о возмещении потерь в виде выпадающих доходов в связи с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги является субъект Российской Федерации - Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области.
На территории Амурской области порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате реализации тепловой энергии (мощности) теплоносителя по льготным тарифам, урегулирован Законом Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области" (далее - Закон Амурской области N 131-ОЗ).
В силу части 2 статьи 5 Закона Амурской области N 131-ОЗ государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций с 01.01.2013 на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 названного Закона обязаны обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Статьей 3 Закона Амурской области N 131-ОЗ установлено, что основанием для предоставления населению области льгот на тепловую энергию (мощность), теплоноситель является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготного тарифа для населения области.
Согласно статье 9 Закона Амурской области N 131-ОЗ, финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Из материалов дела следует, что истцу отказано в предоставлении субсидии за июль 2017 года в размере 36 296,24 руб. в связи с несоблюдением условий подпунктов 1, 7 пункта 4 Порядка о предоставления субсидии, утвержденного постановлением Администрации Благовещенского района от 28.06.2017 N 1194.
Как указал суд, данные условия противоречат нормативным актам Амурской области, имеющим большую юридическую силу, ущемляют интересы ресурсоснабжающей организации, ее кредиторов (в том числе по выплате работникам заработной платы), исключая возмещение недополученных доходов предприятия вследствие регулирования тарифов.
Судом установлено, что оказание услуг по теплоснабжению по льготным тарифам осуществлялось истцом в период проведения в отношении него процедуры наблюдения (дело стороны N А04-6166/2016, определение о введении наблюдения от 02.08.2016), при этом факт оказания спорных услуг ответчики не оспаривают. По состоянию на 19.01.2018 остаток неиспользованных субвенций, предоставленных бюджету Благовещенского района, составил 240 109,01 руб., который возвращен в бюджет Амурской области. Размер недополученных доходов в результате межтарифной разницы за июль 2017 года, согласно двухстороннему соглашению по фактическим обстоятельствам от 11.01.2018 между истцом и Администрацией Благовещенского района Амурской области, составил 36 296,24 руб.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 ГК РФ и установив факт оказания ОАО "Облкоммунсервис" коммунальных услуг в спорный период, возникновения у него убытков в виде межтарифной разницы, а также возврата неиспользованных субвенций в областной бюджет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца недополученных доходов в заявленной сумме.
Поскольку обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого судебного решения.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.01.2018 по делу N А04-10137/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.