г. Красноярск |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А74-10367/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в дел (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "17" января 2018 года по делу N А74-10367/2017, принятое судьёй Ишь Н.Ю.,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Матвеев Дмитрий Петрович (ИНН 191005859415, ОГРНИП 312190329800050, далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910010838, ОГРН 1081903001025, далее - ответчик Управление) о признании незаконным решение Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия выразившееся в письме от 29.03.2017 N 131 об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:080601:44, 19:10:080601:46, 19:10:080601:45 без проведения торгов, обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления в аренду без проведения торгов следующих земельных участков:
- земельный участок, кадастровый номер 19:10:080601:46, общей площадью 2 019 250 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский;
- земельный участок, кадастровый номер 19:10:080601:45, общей площадью 474 732 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов;
- земельный участок, кадастровый номер 19:10:080601:44, общей площадью 865 918 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов.
Определением суда от 21.09.2017 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910009920, ОГРН 1061903001929, далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" января 2018 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Матвееву Д.П. земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:080601:46, 19:10:080601:44, 19:10:080601:45 на праве аренды без проведения торгов, оформленный письмом от 29.03.2017 N 131.
В порядке устранения нарушений прав заявителя суд возложил обязанность на Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Матвееву Д.П. на праве аренды без проведения торгов следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 19:10:080601:46, общей площадью 2 019 250 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский;
- с кадастровым номером 19:10:080601:45, общей площадью 474 732 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов;
- с кадастровым номером 19:10:080601:44, общей площадью 865 918 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что утверждение схемы расположения земельного участка является организационным мероприятием, направленным на формирование индивидуальных характеристик земельного участка, позволяющих поставить его на кадастровый учет, и не является по своему значению актом о предварительном согласовании земельного участка.
Как указывает ответчик, суд не дал оценку тому обстоятельству, что после публикации извещения о возможном предоставлении спорных земельных участков от заинтересованных лиц поступили заявления об участии в аукционе, что исключает возможность предоставления земельных участков заявителю без торгов.
В отзыве на апелляционную жалобу Матвеев Д.П. с ее доводами не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru. Ответчик представил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
20.04.2016 Матвеев Дмитрий Петрович обратился в администрацию Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия с заявлениями о предоставлении в аренду, сроком на 49 лет, следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 19:10:080601:46, общей площадью 2 019 250 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский;
- с кадастровым номером 19:10:080601:45, общей площадью 474 732 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов;
- с кадастровым номером 19:10:080601:44, общей площадью 865 918 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов.
22.04.2016 Матвеев Дмитрий Петрович обратился в администрацию Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия с заявлениями об утверждении схемы расположения вышеуказанных земельных участков и о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Постановлениями администрации Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакассия от 25.04.2016 N 37-п, 38-п, 39-п утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории:
- в кадастровом квартале 19:10:080601, общей площадью 2 047 592 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский;
- в кадастровом квартале 19:10:080601, общей площадью 474 732 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов;
- в кадастровом квартале 19:10:080601, общей площадью 865 918 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов.
На сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 280416/13248494/01 по продаже спорных земельных участков или аукционе на право заключения договора аренды таких земельных участков. Дата и время окончания приема заявок - 30.05.2016 17:00.
В печатном издании "Усть-Абаканские известия" от 29.04.20016 N 32 (8698) опубликовано извещение администрации Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакассия о возможном предоставлении земельного участка:
- для сельскохозяйственных нужд площадью 2 047 592 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский;
- для сельскохозяйственных нужд площадью 474 732 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов;
- для сельскохозяйственных нужд площадью 865 918 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов.
Граждане, заинтересованные в предоставлении вышеуказанных земельных участков, вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже таких участков или аукционе на право заключения договора аренды таких земельных участков. Прием заявлений осуществляется по адресу администрации с момента опубликования извещения в течение месяца
В период с 11.05.2016 по 27.05.2016 от заинтересованных лиц в администрацию Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакассия поступили заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков или аукционе на право заключения договора аренды таких земельных участков для сельскохозяйственных нужд (л.д.52-62).
Кроме того, на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru по указанному аукциону (извещение N 280416/13248494/01) в строке "Статус лота" размещена информация "Завершен (инициативы граждан/КФХ)".
Согласно кадастровым паспортам земельные участки:
- общей площадью 474 732 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов постановлен на кадастровый учет 22.06.2016, и ему присвоен кадастровый номер 19:10:080601:45;
- общей площадью 2 019 250 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский постановлен на кадастровый учет 29.07.2016, и ему присвоен кадастровый номер 19:10:080601:46;
- общей площадью 865 918 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов постановлен на кадастровый учет 21.06.2016, и ему присвоен кадастровый номер 19:10:080601:44.
23.01.2017 индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Матвеев Дмитрий Петрович обратился к Главе Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении вышеуказанных земельных участков в аренду на 3 года для сельскохозяйственных нужд, поскольку с 01.01.2017 полномочия по распоряжению земельными участками переданы органу местного самоуправления.
Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района письмом от 29.03.2017 N 131 сообщило заявителю о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:080601:44, 19:10:080601:46, 19:10:080601:45 будут предоставлены в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, так как поступили заявления от других граждан о намерении участвовать в аукционе.
Посчитав указанный ответ отказом в предоставлении спорных земельных участков, принятый по основаниям не соответствующим закону, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Из содержания статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания решений, действий (бездействия) незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми решениями и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование действий возможно в пределах трёхмесячного срока с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Судом установлено, что заявителем трех месячный срок не пропущен.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Управление не доказало законность оспариваемого отказа, а заявитель подтвердил факт нарушения прав и законных интересов при издании указанного ненормативного акта исходя из следующих оснований.
Согласно материалам дела заявитель оспаривает отказ в предоставлении земельных участков без проведения торгов, следовательно, правоотношения, возникшие между заявителем и ответчиком в связи с предоставлением земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, регулируются ЗК РФ.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Порядок и правила предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
По пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства; земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации; земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом материалами дела подтверждается рассмотрение администрацией первоначального заявления индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Матвеева Д.П. о предоставлении в аренду спорных земельных участков через процедуру проведения торгов, то есть: опубликовано извещение о предоставлении земельных участков; зарегистрированы поступившие в установленный срок заявления граждан о намерении участвовать в аукционе.
Вместе с тем, процедура предоставления земельных участков на торгах не была завершена, аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренный статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не был подготовлен и организован.
На момент опубликования извещения о предоставлении земельных участков администрация не принимала решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Утверждение администрацией схемы земельного участка таким решением не является, поскольку в силу пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации под схемой расположения земельного участка следует понимать изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Утверждение схемы земельного участка является одним из этапов процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.
Предметом настоящего спора является отказ Управления от предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:080601:44, 19:10:080601:46, 19:10:080601:45 в аренду без торгов, при наличии заявлений от других граждан о намерении участвовать в аукционе.
Судом первой инстанции верно указано, что полномочия по распоряжению спорными земельными участками с 01.01.2017 перешли от администрации Московского сельсовета к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Применительно к рассматриваемой ситуации, когда заявление предпринимателя от 23.01.2017 было подано уже после отказа администрации от продолжения прежней процедуры, предоставление спорных земельных участков должно осуществляться в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В этой связи, ссылка Управления в обжалуемом отказе на наличие заявлений от других граждан о намерении участвовать в аукционе (который не состоялся) неправомерна, поскольку ограничивает право предпринимателя на предоставление земельного участка без торгов в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 5 названной статьи, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении Управлением заявления предпринимателя о предоставлении спорных земельных участков будет поступление заявлений от иных заинтересованных лиц, изъявивших желание участвовать в аукционе по приобретению прав на испрашиваемые земельные участки после подачи такого заявления (23.01.2017).
Поскольку Управлением после поступления заявления предпринимателя от 23.01.2017 не было опубликовано извещение о предоставлении земельных участков и соответственно не учтена возможность поступления (либо не поступления) заявлений от иных заинтересованных лиц, решение Управления, изложенное в письме от 29.03.2017 N 131, нельзя признать соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 29.03.2017 N 131, обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Вместе с тем, возложение судом первой инстанции обязанности на Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия заключить договоры аренды с предпринимателем без проведения торгов нельзя признать правомерным.
Надлежащей восстановительной мерой в данном случае будет обязание Управления провести процедуру предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку применение восстановительной меры, предусмотренной судом первой инстанции, не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, обжалуемый судебный акт в указанной части подлежат отмене, с принятием в данной части нового судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" января 2018 года по делу N А74-10367/2017 отменить в части обязания Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия устранить нарушение прав заявителя, а именно: предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Матвееву Дмитрию Петровичу на праве аренды без проведения торгов следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 19:10:080601:46, общей площадью 2 019 250 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский;
- с кадастровым номером 19:10:080601:45, общей площадью 474 732 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов;
- с кадастровым номером 19:10:080601:44, общей площадью 865 918 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов.
В указанной части принять новый судебный акт.
В порядке устранения нарушения прав заявителя обеспечить в 10-дневный срок проведение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении испрашиваемых Матвеевым Дмитрием Петровичем земельных участков:
- с кадастровым номером 19:10:080601:46, общей площадью 2 019 250 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, район 7 бригады ГПЗ Московский;
- с кадастровым номером 19:10:080601:45, общей площадью 474 732 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10,2 км. севернее аала Мохов;
- с кадастровым номером 19:10:080601:44, общей площадью 865 918 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 11,1 км. севернее аала Мохов.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Республики Хакасия оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.