г. Москва |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А40-84182/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: |
И.А Чеботаревой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и ИФНС России N 19 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2018 по делу N А40-84182/17, принятое судьей Л.А. Шевелевой, по заявлению ИП Ермолаевой Т.В. к 1. ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и МО; 2. ИФНС России N 19 по г. Москве об оспаривании решения, обязании возвратить излишне уплаченных страховых взносов,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчиков: 1. не явился, извещен; 2.Шепилов С.С. по дов. от 02.08.2017, Федорина Е.Ю. по дов. от 23.11.2017;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ермолаева Татьяна Васильевна (заявитель, общество, плательщик) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованиями (с учётом его изменения в порядке ст. 49 АПК РФ) к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (пенсионный фонд, заинтересованное лицо 1) о признании недействительным Решения N 087F07170000090 от 16.01.2017 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, а также к Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (налоговый орган, инспекция и заинтересованное лицо 2) об обязании возвратить 35 975,79 р. излишне уплаченных страховых взносов.
Решением от 19.02.2018 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованные лица обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица 2 доводы своей апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя ИФНС России N 19 по г. Москве, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 27.12.2016 предпринимателем в пенсионный фонд подано заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
В феврале 2017 г. заявитель получил оспариваемое решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней штрафов N 087F07170000090 от 16.01.2017, согласно которому Предпринимателю было отказано в проведении возврата сумм излишней уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 35 975,79 р., что составляет взнос - 1% от суммы превышения годового дохода над величиной 300 000 р. В качестве основания для отказа, указанно - "В связи с тем, что сведения о доходах за налоговые периоды 2014 и 2015 г. не представлены, сумма переплаты не выявлена".
Не согласившись с оспариваемым решением, ИП Ермолаева Т.В. обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту Закон N 212-ФЗ), действовавшего на момент подачи заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, плательщики страховых взносов имеют право обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Согласно части 1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ определено, что акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Исходя из положений статьи 7 Закона N 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают страховые взносы с сумм этих выплат и иных вознаграждений. В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 14 Закона индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, исходя из всей суммы полученного дохода.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в сумме полученного 9 дохода без учета расходов, произведенных на заработную плату и на уплату взносов во внебюджетные фонды за работников.
Как верно установлено судом первой инстанции, предпринимателем ошибочно при расчете взносов в базу для исчисления взносов по второму основанию включена сумма дохода, которая ранее являлась объектом для исчисления взносов по первому основанию, а также включена сама сумма доходов, использованная на уплату взносов по первому основанию.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленный федеральным законом особые обязательные платежи, при их установлении должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременении и к ограничению прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации). При определении размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации законодатель должен учитывать такие конституционные принципы, как принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и принцип соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям, закрепленным в Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3).
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13 мая 2016 года N 03-11-11/27630 отмечено, что порядок расчета суммы страховых взносов в фиксируемом виде (фиксированных платежей) в части уплаты 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 р. за расчетный период, установленный частью 1.1 статьи 14 Закона, относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о действии Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009, в связи с тем, что указанные статьи относятся исключительно к плательщикам страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиком страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам урегулирован ст.15 данного закона.
Данная статья ничего указывает о пороге дохода 300 000 руб. и оплате 1% от дохода свыше 300 000 р., другими словами, оплата 1% от дохода свыше 300 000 рублей касается только категории плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Заявитель является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты работникам.
Суммы выплат работникам за 2014 и 2015 г.г. указаны в расчётах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Данная статья ничего указывает о пороге дохода 300 000 руб. и оплате 1% от дохода свыше 300 000 р., другими словами, оплата 1% от дохода свыше 300 000 рублей касается только категории плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Заявитель является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты работникам.
Суммы выплат работникам за 2014 и 2015 г.г. указаны в расчётах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования заявителя о признании недействительным решения N 087F07170000090 от 16.01.2017 "О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов" обоснованно.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) с 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу.
Статьей 21 Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из указанных положений Законов N 250-ФЗ и N 243-ФЗ следует, что с 01.01.2017 органы Пенсионного фонда Российской Федерации продолжают прием от плательщиков страховых взносов заявлений о возврате сумм страховых взносов, пени, штрафов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 и принимают соответствующие решения по данным заявлениям с последующим их направлением в налоговые органы для исполнения. Налоговые органы осуществляют зачет (возврат) сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017 на основании решений органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поскольку пенсионным фондом необоснованно отказано в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, и поскольку в настоящее время непосредственный возврат денежных средств осуществляется налоговыми органами, то ИФНС России N 19 по г. Москве, как налоговому органу, в котором состоит на учете плательщик, необходимо возвратить предпринимателю переплату.
Ссылка апелляционной жалобы на ч.3 ст.5 Закона N 212- ФЗ из которой следует, что если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, не принимается апелляционным судом, поскольку заявителем уплачены фиксированные страховые взносы за 2015 г., как физическое лицо по регистрационному номеру 087- 415-005179, что подтверждается реестром платежей, также, заявителем уплачены страховые взносы за 2015 г., как индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по регистрационному номеру 087-415-007756, что подтверждается расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2015 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб суд исследовал, оценил, по мнению суда, они не могут повлиять на результат его рассмотрения. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2018 по делу N А40-84182/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.