г. Челябинск |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А47-5422/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "НОВАЯ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.01.2018 по делу N А47-5422/2017 (судья Ахмедов А.Г.).
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУП ЖКХ, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Новая" (далее - ООО "Управляющая организация "Новая", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 36 400 руб. 65 коп. задолженности по оплате холодной воды, горячей воды, использованных на общедомовые нужды за январь 2017 (л.д. 7-11).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 22.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - Департамент, третье лицо; т. 1 л.д. 121).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.01.2018 по делу N А47-5422/2017 исковые требования МУП ЖКХ удовлетворены, с ООО "Управляющая организация "Новая" в пользу истца взыскано 36 400 руб. 00 коп. основного долга, 2 000 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины (т.2 л.д. 59-65).
Ответчик с вынесенным судебным актом не согласился, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель апелляционной жалобы не соглашается с правильностью произведенного МУП ЖКХ расчета норматива на подогрев горячей воды. При этом указывает, что истец предоставил расчет норматива на подогрев горячей воды, однако, он содержит неправильные цифры, при этом ответчик опроверг расчет истца норматива (эти обстоятельства ошибочно указаны судом - лист 11 Решения), а именно, ответчик указал, что истец указывает на положения формулы 24.1 Правил N 306, где:
- t от - температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5°С;
- t неот - температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15°С;
но в расчетах указывается температура холодной воды - 7 С (7С*182) и 10 С (10 С (365-182), вместо ранее указанных в Правилах N 306. При этом также не указан принцип применения Кп.
Истец произвел расчет норматива на подогрев горячей воды расчетным способом, однако нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Ответчик обращает внимание на то обстоятельство, что практически все МКД г. Гая, где имеется техническая возможность, оборудованы ОДПУ ГВС и теплопотребления, что не оспаривалось истцом. Таким образом, истец, как ресурсоснабжающая организация, избрал некорректный способ определения норматива на подогрев горячей воды на общедомовые нужды, что вновь ставит под сомнение возможность применения такого норматива.
Суд допустил несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Ответчик отмечает, что собственники помещений в МКД ООО "Управляющая организация "Новая" приняли решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги - прямых договорных отношений МУП ЖКХ г.Гая.
ООО "Управляющая организация "Новая" не оспаривает, что горячая вода поставлялась в МКД ответчика, однако, ответчик не приобретал у истца тепловую энергию, поэтому все ссылки суда на применение норм закона относительно коммунальной услуги (листы решения суда 9 и 10) несостоятельны и ошибочны.
Таким образом, по мнению подателя апелляционной жалобы, суд не применил закон подлежащий применению, и неправильно истолковал закон, что является, согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации основанием для отмены решения.
Позиция ООО "Управляющая организация "НОВАЯ" относительно оплаты тепловой энергии в составе ГВС (отказа оплаты теплоносителя) подтверждается нормами Правил N 354, а именно п.42(1), согласно которому за календарный год потребителям коммунальной услуги по отоплению в МКД производиться "корректировка" платы за отопление, где участвует весь объем тепловой энергии, потреблённой домом за год.
Таким образом, если в конце года считается весь объем тепловой энергии в Гкал по показаниям ОДПУ (общедомового прибора учета) теплоснабжения по оплате теплоносителя в горячей воде, МУП ЖКХ г.Гая получает неосновательное обогащение, то есть двойную оплату, так как объем теплоносителя участвует в "корректировке" платы.
При этом иной порядок "корректировки" платы за отопление законом не предусмотрен.
Ответчик отметил, что расход горячей воды на работу полотенцесушителей в ванных комнатах к расходам на общедомовые нужды не относится.
Ответчик также не согласен с позицией суда в части применения повышающих коэффициентов.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
От истца 18.04.2018 (вход. N 17523) через систему "Мой Арбитр" поступило возражение на апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие доказательств направления копии возражений в адрес ответчика и третьего лица, в приобщении возражений на апелляционную жалобу отказывает.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией в г. Гае Оренбургской области и осуществляет поставку горячей и холодной воды в многоквартирные дома, управляемые ответчиком.
Письмом от 25.11.2016 N 2983 истец уведомил ответчика о расторжении с 01.01.2017 договора от 01.07.2016 N 14 на отпуск холодной и горячей воды на общедомовые нужды (т. 1 л.д. 112).
Ответчиком в письме от 09.12.2016 N 30 (т. 1 л.д. 110-112) истцу предложены условия для заключения договора на поставку коммунальных ресурсов (холодного и горячего водоснабжения) для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах. Факт вручения письма истцу подтвержден отметкой о получении, проставленной на письме.
Со ссылкой на направленную 09.12.2016 оферту ответчик в письме от 20.01.2017 N 04 полагал договор с истцом заключенным на условиях оферты от 09.12.2016.
Ответчиком в материалы дела представлены технические условия, выданные истцом, на создание коммерческого узла учета теплоносителя и тепловой энергии в двух многоквартирных домах (т. 2 л.д. 3-6).
Из представленного истцом расчета (т. 1 л.д. 14) следует, что истец в январе 2017 года предъявил ответчику к оплате услуги по холодному водоснабжению на цели обеспечения общедомовых нужд в объеме 787,142 куб. м. стоимостью 19 961 руб. 92 коп., услуги по горячему водоснабжению за 427,056 куб. м. стоимостью 39 583 руб. 82 коп., включив в стоимость услуг по горячему водоснабжению компонент "тепловая энергия" стоимостью 28 753 руб. 68 коп. в соответствии с рассчитанным им нормативом на подогрев в размере 0,053 Гкал/куб.м. и 10 830 руб. 14 коп. стоимости компонента "теплоноситель". Всего стоимость услуг за январь 2017 составила 59 545 руб. 74 коп. (19 961 руб. 92 коп. плюс 39 583 руб. 82 коп., том 1 л.д. 14).
Истец обратился к ответчику с письменной претензией от 21.03.2017 N 502 (т. 1 л.д. 35-40). На претензию ответчиком представлены возражения (т. 1 л.д. 41).
Также ответчик представлял истцу возражения от 14.03.2017 с указанием объемов коммунальных ресурсов, в отношении которых спор отсутствует (т. 1 л.д. 42-44).
Акт сверки с указанием объемов коммунальных ресурсов за январь 2017 подписан сторонами с разногласиями (т. 1 л.д. 45).
Ответчик платежным поручением от 31.03.2017 произвел частичную оплату стоимости выставленных истцом коммунальных ресурсов наобщедомовые нужды за январь 2017 года в сумме 23 143 руб. 18 коп. (т.1 л.д. 34).
Поскольку претензия истца ответчиком исполнена частично, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Требования истца подлежат рассмотрению арбитражным судом исходя из предмета и основания заявленного иска.
Как следует из материалов дела, исковое заявление обусловлено взысканием задолженности за поставленные ресурсы "холодная вода" и "горячая вода" на общедомовые нужды.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом фактического потребления многоквартирными домами ответчика ресурсов, их объема, стоимости, отсутствия доказательств оплаты долга в заявленной сумме.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ответчик в спорном периоде (январь 2017) являлся управляющей организацией для многоквартирных домов в г. Гае Оренбургской области (подтверждается общедоступной информацией интернет-сайта "Реформа ЖКХ" Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Указанные сведения предоставлены ответчиком в связи с необходимостью соблюдения стандартов раскрытия информации в порядке пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 231, приказа Минстроя России N 882 от 22.12.2014.
Статус ответчика, как управляющей организации, и указанные истцом в иске тарифы на коммунальные ресурсы, сторонами не оспариваются.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Кроме того, согласно пункта 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на отсутствие письменного договора, между сторонами фактически сложились договорные отношения в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о то, что собственниками помещений приняты решения о прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией документально не подтверждены, однако, при фактических обстоятельствах дела не отменяют обязанности ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, обеспечить поставку ресурсов в многоквартирные дома, реализовать договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями. То есть требования предъявлены к надлежащему ответчику.
Факт поставки коммунального ресурса в спорный период в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, представленными в дело доказательствами подтвержден. Доказательств обратного ответчиком не представлены.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Из материалов дела следует, сторонами не оспорено, что в рассматриваемых жилых домах функционирует открытая система.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение, объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Гая от 20.12.2016 N 1923-пА для истца установлен тариф на холодную воду на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 25 руб. 36 коп. за 1 куб. м. (с учетом НДС).
Соответствующая информация размещена на официальном сайте муниципалитета.
Для истца как поставщика горячей воды Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 13.12.2016 N 214-т/э (том 2 л.д. 55) на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен двухкомпонентный тариф, в том числе на компонент "теплоноситель" - 25 руб. 36 коп. за 1 куб. м (с учетом НДС), на компонент "тепловая энергия на подогрев" - 1 270 руб. 39 коп. за 1 Гкал (с учетом НДС).
Таким образом, с учетом пункта 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации расчеты за поставленный коммунальный ресурс - горячую воду производятся путем суммы двух составляющих (компонентов): - объема (количества) потребленной за расчетный период холодной воды, используемой для нужд горячего водоснабжения (определенного из нормативов потребления горячей воды в жилых помещениях и количества граждан, постоянно и временно проживающих), умноженного на компонент на холодную воду; - объема (количества) потребления за расчетный период тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, умноженного на компонент на тепловую энергию.
На основании пунктов 21 - 23 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 "Об утверждении правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 N83", а также пункта 8 Типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 643 "Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения", оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406.
Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период, рассчитывается как произведение объема поставленного ресурса (холодной воды, используемой для нужд горячего водоснабжения), и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (аналогия формулы 23 пункта 26 Приложения 2 "Расчета размера платы за коммунальные услуги" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354).
Как следует из материалов дела, и в том числе указывается ответчиком, для Оренбургской области норматив на подогрев горячей воды в спорный период не был установлен.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения следует производить соответствии с Правилами N 354, что и реализовано истцом при расчете суммы предъявленных требований в рассматриваемой части.
Как указывалось выше, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальных услуг" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации) (пункт 9 Правил N 306).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Таким образом, срок для обращения в уполномоченный орган для ресурсоснабжающей организации в целях установления норматива на подогрев не установлен. В связи с чем, истец в уполномоченный орган не обращался.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет истца и контррасчет ответчика, установил правомерность и обоснованность предъявленной суммы задолженности.
С вступлением в силу указанных изменений согласно Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета, определяется с учетом повышающего коэффициента, величина которого в 2016 принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 - 1,5.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что повышающий коэффициент применяется не к объему поставленного коммунального ресурса, а к размеру платы за коммунальную услугу. Такие повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем представленных коммунальных услуг, ни объем поставленного в многоквартирный дом ресурса.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 6 Письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04: "Повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящих из положений пунктов 42, 42.1 и 60.1 Правил N 354, а также указанные в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124 применяются соответственно для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде.
Такие повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии. Соответственно при оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг и тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения исполнителю коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения и стоимость тепловой энергии по договору теплоснабжения, определяемые с учетом повышающего коэффициента, подлежат указанию отдельно без повышающего коэффициента и в части, превышающей рассчитанную с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента".
Повышающий коэффициент является стимулирующей мерой для исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 112 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
По смыслу подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 (в редакции, действующей в спорный период) объем поставляемого в многоквартирный дом коммунального ресурса для содержания общего имущества многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: V = К х V2 0ДН-V2 0ДН, где: К - повышающий коэффициент К - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт (этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
При этом согласно пункту 22 Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 (в редакции, действующей в спорный период) при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента.
Произведение норматива на повышающий коэффициент при определении объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, Правила N 124 не устанавливают.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам (т. 1, л. д. 56), акты об отсутствии технической возможности установки приборов учета оформлены только в отношении следующих домов (в городе Гае):
- 8 Микрорайон, 25;
- 8 Микрорайон, 13;
- 8 Микрорайон, 14;
- ул. Пионерская, 7а;
- проспект Победы,21а;
- ул. Декабристов, 4а.
По указанным домам истцом повышающие коэффициенты не применяются, такое применение реализовано истцом только в отношении домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
В спорный период (январь 2017) применение повышающих коэффициентов действующим законодательством не запрещалось.
В последующем в Правила N 124 внесены изменения, при которых в расчетах, при отсутствии общедомовых приборов учета, применение повышающих коэффициентов исключено, что не влечет необоснованности выводов суда первой инстанции, постановленных в соответствии с действующим в спорный период законодательством в обжалуемом судебном акте.
Норматив потребления коммунальной услуги определяется Правилами N 354, а также Правилами N 306, как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил N 354, п. 2 Правил N 306).
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
В соответствии с п. 60 Правил N 354 по истечении указанного в подп. "а" п. 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что оснований претендовать на снижение объема ресурса, поставленного на общедомовые нужды, у ответчика, как управляющей компании, не имеется.
Дополнительно возможно отметить следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ).
Именно в этой связи, на что указывалось выше, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниях данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) внесены изменения, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 (вступило в законную силу с 30.06.2016) признаны утратившими силу пункты 3 (1), 5 (1), 7 (1), 8 (1), 9 (1), 18 (1), 22 (1), 26 (1), 27 (1), 29 (1), 36 (1), 37 (1) и 39 (1) приложения N 1 к Правилам N 306.
В то же время в Правила N 354, N 124 внесены изменения, касающиеся порядка расчетов за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета коммунальных услуг при наличии технической возможности их установки исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что факт отсутствия общедомовых приборов учета на части многоквартирных домов, управляемых ответчиком, при наличии технической возможности их установки, стороны не оспаривают, ответчиком указанные обстоятельства также не опровергнуты, ссылка ответчика на положения подпункта "у" пункта 31 Правил N 354, предусматривающей случай, когда средства, полученные от применения повышающего коэффициента, остаются в распоряжении исполнителя коммунальных услуг (при наличии общедомового прибора учета и отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов) о недоказанности истцом размера исковых требований, неверном определении объема обязательств ответчика перед истцом не свидетельствует.
Также в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих принятие собственниками помещений в спорных многоквартирных домахрешений о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности факта поставки холодной и горячей воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, и отсутствия доказательств оплаты ответчиком оказанных услуг по поставке холодной и горячей воды для общедомовых нужд.
Объемы холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды исчислены истцом верно, то есть не превышают те объеме, которые фактически могли быть предъявлены к оплате (т. 1 л.д. 13), но предъявлены в меньшем объеме. Суд первой инстанции ограничен переделами заявленного иска, в связи с чем, предъявление исковых требований в меньшем объеме, от возможного, является правом истца и не подлежит критической оценке.
Соответственно, указанные истцом в качестве платы за холодную воду 19961 руб. 92 коп. и горячую воду в виде теплоносителя 10 830 руб. 14 коп., на общедомовые нужды, арбитражный суд обоснованно признал верными.
Судебная коллегия по изложенным выше обстоятельствам не установила оснований для критической оценки выводов суда первой инстанции в части отклонения судом первой инстанции довода ответчика о неправомерном исчислении истцом стоимости компонента "тепловая энергия" за горячее водоснабжение в связи с отсутствием утвержденного надлежащим образом норматива на подогрев горячей воды при наличии двухкомпонентного тарифа.
При этом судебная коллегия отмечает дополнительно следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Поскольку горячая вода и тепловая энергия в ее составе поставлялись в многоквартирные жилые дома, к отношениям сторон за спорный период подлежат применению Правила N 354.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Стороны в судебном заседании подтвердили, что в МКД ответчика используется открытая система теплоснабжения.
Открытая система теплоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Фактическое потребление многоквартирными домами ответчика тепловой энергии в горячей воде, отпускаемой истцом, а отсутствие заключенного сторонами договора не освобождает ответчика от необходимости ее оплаты.
Правовые основания для получения спорной тепловой энергии и горячей воды по тарифу за теплоноситель, приравненный к холодной воде, у ответчика отсутствуют.
Так, заявленная в иске задолженность рассчитана истцом исходя из тарифов на 1 полугодие 2017, утвержденных приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (т. 2, л.д. 55).
Из письменных пояснений истца (т. 1, л.д. 10) следует, что расчет количества тепловой энергии (на приготовление горячей воды) производился истцом путем умножении количества Гкал, затраченных на нагрев потребленных кубических метров с применением показателя 0,053.
Расчет аналогичного показателя с учетом исходных данных о температуре холодной воды приведен истцом в письменных пояснениях (т. 1, л.д. 131, оборот, т. 2 л.д. 10-11, оборот) по формуле, предусмотренной п. 24 (1) Правил N 306.
По расчетам истца, в зависимости от температуры холодной воды, в отношении которой осуществляется подогрев, величина тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м. холодной воды, составляет 0,062 или 0,063107 Гкал. В открытых системах водоснабжения предусмотрена температура 60 градусов Цельсия (пункт 9.5.8. от 24.03.2003 Приказа N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", п. 3.1.10 "Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения к СанПин 2.1.4.1074).
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в письмах от 10.11.2014 N 86-3644 и от 02.02.2015 N 232-451, направленных в целях устранения противоречий в вопросах применения способа определения объема тепловой энергии на цели горячего водоснабжения в адрес ресурсоснабжающих организаций, разъясняло, что при приготовлении горячей воды используется показатель 0,06.
Суд первой инстанции на основании изложенного правомерно согласился с расчетами истца, поскольку установленные приборы учета расчетным методом выделяют тепловую энергию, приходящиеся на нужды горячего водоснабжения, однако, не учитывают объем тепловой энергии на подогрев теплоносителя, в связи с чем, расчет платы осуществлен за оба компонента горячего водоснабжения, в том числе, с учетом нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м. теплоносителя в размере 0,053 Гкал.
Указанный показатель расхода тепла, не превышает установленный нормативно и указанный в письмах Минэнерго Российской Федерации от 10.11.2014 N 86-3644 и от 02.02.2015 N 232-451, а также соответствует Правилам N 306.
Ответчиком в порядке, установленном части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнут расчет истца, касающийся объема тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, не доказано, что для подогрева холодной воды требуется иное количество тепловой энергии.
Нарушений статьи 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом первой инстанции допущено не было. Всем представленным в материалы дела документам судом дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Из рассматриваемой апелляционной жалобы следует, что ответчик с расчетом истца не соглашался и указывал, что при расчетах указывается температура холодной воды - 7 С (7С*182) и 10 С (10 С (365-182), вместо ранее указанных в Правилах N 306 показателей, 5 и 15.
Вопреки утверждениям ответчика, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно пункту 24 (1) Правил N 306, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода определяется по формуле 23.1.
ГВС гв хв
N = c x p x (t - t ) x (1 + K ),
ТЭ n
где:
c - удельная теплоемкость воды (1 x 10-6 Гкал/(кг x °C);
p - плотность воды при температуре, равной tгв, и среднем за год давлении воды в трубопроводе, определяемая в соответствии с таблицей 5.1:
tгв - температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.2496-09);
tхв - температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа;
от от неот от
t x n + t x (n - n )
x x
t = -----------------------------
x n
где:
tотx - температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5°C;
tнеотx - температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15°C;
Кn - коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемый на основании таблицы 5.2. п.24 (1) Правил N 306.
Истец произвел расчет следующим образом: температура холодной воды: 7 °C х 182 дня + 10 °C (365 день -182 дня) /365 = 8,5°C
Фактически применяемый размер величины тепловой энергии необходимый на подогрев составляет 0,062 Гкал/куб.м.: 1х10-6 Гкал/(кг x °C)х982,6х (61°C - 8,5°C)х(1+0,2)=0,062 Гкал/куб.м.
То есть расчет истца, с учетом положений ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не превышает ранее действующий (до 01.01.2017) однокомпонентный тариф на горячую воду, то есть истец фактически рассчитал подогрев воды по остаточному принципу (93,10-25,36)/1270,30=0,05332 Гкал/куб.м., вместо фактических 0,06 Гкал/куб.м. При сложении рассчитанной суммы задолженности за ХВС (3881,47 руб.) и ГВС (32521,09 руб.) общая сумма получается 36 402 руб. 56 коп., но истцом требования заявлены в меньшем размере.
Довод ответчика о необходимости для определения норматива использовать метод аналогов, что предусмотрено п. 21 Правил N 306 от 23.05.2016 (т. 2 л.д. 2), опровергается правовой нормой абз. 2 п. 19 Правил N 306, предусматривающей нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода. В рассматриваемом деле предметом спора является именно объем коммунального ресурса для целей содержания общедомового имущества, а не потребления коммунальных услуг в жилых помещениях.
Суд апелляционной инстанции также исследовал возражения ответчика относительно того, что корректировка в оплате ресурса производится только по окончанию года поставки, и при взыскании ранее этого периода, возможно получение ресурсоснабжающей организацией двойной оплаты, и, как следствие, её неосновательного обогащения.
В данном споре требования предъявлены истцом за январь 2017, судебный акт по существу спора принят судом первой инстанции в январе 2018 года.
Ответчик, как управляющая организация обладает полными сведениями о произведенных ему начислениях и объеме полученных ресурсоснабжающей организацией денежных средств за 2017 год.
Сведений и доказательств того, что по результатам 2017 на его стороне образовалась переплата по спорному периоду, либо им перечислено больше денежных средств, чем указано истцом, либо, что оплата неверно истцом разнесена из дела не следует, ответчик суду первой инстанции не предоставлял.
Апелляционная жалоба оформлена ответчиком 15.03.2018. Аналогичных данных в апелляционной жалобе не изложено, доказательств наличия таких обстоятельств к апелляционной жалобе не приложено.
Ко времени судебного заседания суда апелляционной инстанции 18.04.2018 дополнительные доказательств в обоснование имеющихся возражений ответчиком также не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.
Таким образом, доказательств того, что в результате удовлетворения требований истца возникла двойная оплата спорного периода, в деле не имеется, оснований для отмены, изменения судебного акта по приведенным основаниям не установлено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении спора суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал им верную правовую оценку.
Установленные надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Обжалуемое решение соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в содержании решения оценки судом всех доводов заявителя или представленных им документов, не означает, что судом согласно требованиям части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была дана им оценка.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в ее обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на её подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.01.2018 по делу N А47-5422/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "НОВАЯ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.