город Ростов-на-Дону |
|
26 апреля 2018 г. |
дело N А53-36469/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Позднышевым А.С.,
при участии (до перерыва): от истца: Занина В.А. по доверенности от 11.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2018 по делу N А53-36469/2017
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация"
о взыскании задолженности и пени,
принятое в составе судьи Корниенко А. В.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация" о взыскании задолженности в размере 165 052 рублей 79 копеек, пени в размере 5 013 рублей 99 копеек (уточненные требования).
Решением суда от 05.02.2018 иск с ответчика взыскано 170 066 рублей 78 копеек, из которых: задолженность в размере 165 052,79 руб., пени за период с 17.10.2017 по 31.11.2017 в размере 5 013,99 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 637 руб. Также взысканы пени, начисленные на сумму 165 052,79 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" за период с 01.12.2017 по день фактической оплаты задолженности.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменит, принять новый судебный акт.
Заявитель полагает, что истцом необоснованно при расчете использован тариф 5 рублей 04 копейки, установленный для объемов электроэнергии, потребленной сверх социальной нормы, в то время как с 01.01.2017 необходимо применять тариф, равный 3 рублям 60 копейкам за 1 Квт/час в отношении объема потребленной электроэнергии в пределах социальной нормы. Заявитель с примененной истцом методикой расчета суммы долга не согласен, указывает, что порядок применения социальной нормы потребления ресурса регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614, которым утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - Положение N 614). Поскольку часть МКД, находящихся в управлении компании, оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета (ОДПУ), а также все квартиры граждан оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, из сведений, представленных истцом, и из расчета компании следует, что в указанных МКД остались недоиспользованные киловатты исходя из социальной нормы, и применение в указанных обстоятельствах тарифа, регулирующего потребление сверх социальной нормы, является неправомерным.
В отзыве на жалобу и судебном заседании истец возражал против ее удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет поставку энергоресурсов в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация".
Письмом от 20.01.2017 года истцом была направлена оферта договора на поставку сверхнормативного ОДН в адрес ответчика, однако ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация" не осуществило действия по заключению договора энергоснабжения с ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на поставку сверхнормативного ОДН.
Объем электроэнергии за период с сентября по октябрь 2017 года фактически поставленной в многоквартирные дома, по мнению истца, подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета ОДПУ и ИПУ МКД. Объем ОДН за сентябрь 2017 года составил 66 540 кВт/ч на сумму 325 603,07 руб. Объем ОДН за октябрь 2017 года составил 72 561 кВт/ч на сумму 351 243,59 руб.
На основании поставленного объема ОДН истцом были выставлены счета за указанный период.
Ответчиком обязательства по оплате ОДН за период с сентября по октябрь 2017 года не исполнены, задолженность за указанный период составляет 165 052,79 руб. (уточненные требования).
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия, которая оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объём коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объём коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объём коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
29.06.2016 Постановлением Правительства РФ N 603 были внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг. Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правила N354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, Постановлением N 603 от 29.06.2016 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) дополнены п. 21(1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил (п. 21(1) Правил N124).
При наличии оснований, определенных пунктом п. 21(1) Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vd = Vodny - Vnomp, где: Vodny - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vnomp - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг".
В указанных целях Постановлением N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N124, а также в пункте 4 Правил N124. Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которые возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N124 случаях, именуются для целей Правил N124 "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Судом установлено, что согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в спорных жилых домах выбрали способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация".
Также судом установлено, что ООО "Управляющая компания "Жилищно- коммунальная организация" не обратилось в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения на поставку сверхнормативных ОДН, в связи, с чем письмом от 20.01.2017 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и была направлена оферта договора на поставку сверхнормативного ОДН.
В соответствии с с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров: "В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Ответчик не оспаривает факт потребления электроэнергии и ее объем, подтверждает, что управляющая компания приступила к управлению домами.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные".
Срок оплаты электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг императивно установлен пунктом 81 "Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 - до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства, оплаты задолженности за период с сентября 2017 по октябрь 2017 в сумме 165 052 рублей 79 копеек.
Иск подлежал удовлетворению.
Заявленные в апелляционном суде доводы судом первой инстанции оценены и правомерно отклонены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 22 "а", Правил N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае, если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ростовской области установлены Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.12.2016 N 80/21.
Так, указанным постановлением установлен тариф для потребления электроэнергии населением и приравненным к нему категориям как в пределах социальной нормы в размере 3,60 руб./кВт.ч., так и сверх социальной нормы в размере 5,04 руб./кВт.ч. При расчете потребления объема электроэнергии на в пределах социальной нормы ОДН истцом применен тариф в размере 3,60 руб./кВт.ч.
При расчетах стоимости сверх социальной нормы истцом применен тариф в размере 5,04 руб./кВт.ч, что соответствует требованиям Постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.12.2016 года N 80/21.
При расчете потребления объема электроэнергии в пределах и сверх пределов социальной нормы потребления на ОДН общество применило тарифы, соответствующие требованиям указанного постановления.
Доводы компании о том, что объем обязательств перед истцом не может превышать объем обязательств собственников помещений в МКД перед компанией, является необоснованным, поскольку в силу приведенных норм права управляющая компания обязана оплачивать за свой счет стоимость ресурса, использованного на ОДН сверх норматива. При этом пункты 22 и 23 Положения N 614 определяют объем обязательств собственников помещений перед компанией за оказанные коммунальные услуги, а пункт 22 "а" Правил N 124 - объем обязательств управляющей компании перед истцом за поставленный коммунальный ресурс.
Ссылка заявителя на решение суда по делу N А53-11206/2017 отклоняется также с учетом того, что постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2018 данное решение отменено.
Ссылка на постановление апелляционной инстанции по делу N А33-9778/2017 также не принимается, поскольку судебные акты по указанному делу приняты по иным фактическим обстоятельствам, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, правовые выводы суда в рамках иного дела преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.
Вышеуказанные доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанций по аналогичным спорам между теми же сторонами за предшествующий период (N А53-10946/2017, А 53-21800/2017).
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 17.10.2017 по 30.11.2017 в размере 5 013,99 руб. Расчет неустойки судом проверен и признан верным, требование удовлетворено в соответствии со ст. 330 ГК РФ, абз. 10 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Правовых и фактических оснований для снижения размера неустойки не имеется.
Требование о взыскании пени, начисленные начиная с 01.12.2017 по день фактической оплаты задолженности подлежало удовлетворению в силу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2018 по делу N А53-36469/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36469/2017
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ"