г. Москва |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А40-229925/17 |
Резолютивная часть постановления подписана 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Юрковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2018 по делу N А40-229925/17, принятое судьей Скачковой Ю.А. (шифр судьи 37-1436),
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ОГРН 1147232010530, адрес: 625048, г. Тюмень, ул. Новгородская, д. 10)
к публичному акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, 4)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" с требованием о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 194 472 руб., неустойки (пени) за период с 12.01.2016 по 17.05.2017 в размере 20 425 руб. 90 коп. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 АПК Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2018 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований по мотивам, изложенным в жалобе.
По правилам части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (Истец) является региональным оператором применительно к пункту 16.5 статьи 12, разделу 9 и иным положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создан на основании пункта 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора" и осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из п. 1 ст. 169 ЖК РФ следует, что собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 7,50 рубля в месяц в расчете на один квадратный метр жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта" в Тюменской области срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта составляет четыре месяца со дня официального опубликования принятой в установленном законодательством Тюменской области порядке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 той же статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 той же статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 того же кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Как следует из части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6.10 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором или уполномоченным им юридическим лицом, в сроки, установленные ЖК РФ для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Статьей 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" установлен более ранний срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 18.12.2014.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" является собственником нежилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Челюскинцев, д. 28; Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 27; Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Мельникайте, д. 100а/1, литера а, А1, а1, А2, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.04.2017 N 72/001/199/2017-120138.
Поскольку собственники помещений в указанных многоквартирных домах в установленные законодательством сроки не выбрали или не реализовали выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта, на основании постановления Администрации города Тюмени от 21.04.2015 N 80-пк "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора" (номер 2749, 2657, 1425 в приложении к постановлению) фонды капитального ремонта этих многоквартирных домов формируются на счете регионального оператора.
Указанные выше многоквартирные дома были включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы при ее утверждении. Таким образом, обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт в отношении соответствующих находящихся в этих домах помещений возникла у Ответчика с мая 2015 года.
В обоснование исковых требований Истец указывает, что у Ответчика имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении нежилого помещения по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Мельникайте, д. 100а/1, литера а, А1, а1, А2 в размере 194 472 руб. за период с мая 2015 по апрель 2017, по помещениям по адресам: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Челюскинцев, д. 28 и Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 27 у Ответчика имелась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за периоды с мая 2015 по апрель 2017 в размере 1 062 руб. и 1 800 руб. соответственно, которая погашена Ответчиком с нарушением срока оплаты (платежные поручения N 402675, 402676 от 10.07.2017), в связи с чем на указанную сумму долга подлежат начислению неустойка (пени) за нарушение сроков оплаты.
В силу части 14.1 статьи 155 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя содержания принадлежащего ему помещения, а также бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В ч. 1 ст. 158 ЖК РФ закреплена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Принимая во внимание, что Ответчик обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении нежилого помещения по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Мельникайте, д. 100а/1, литера а, А1, а1, А2 за период с мая 2015 по апрель 2017 не исполнил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования о взыскании 194 472 руб.
Также Истцом заявлено требование о взыскании неустойки (пени) за период с 12.01.2016 по 17.05.2017 в размере 20 425 руб. 30 коп.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате взносов за капитальный ремонт, суд первой инстанции, проверив расчет истца, правомерно удовлетворил требование истца о взыскании неустойки в отыскиваемом размере.
Довод Ответчика о том, что спорное помещение не имеет отношения к многоквартирному дому, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 100а, был рассмотрен и правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости помещение по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 100а/1, литера а, А1, а1, А2 является нежилым помещением в составе многоквартирного дома, что подтверждается представленной в материалы дела копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Кроме того, приказом Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 10.05.2011 N 11-54787 "О подтверждении адреса" был подтвержден адрес нежилого помещения общей площадью 1080,4 кв. м., расположенного на цокольном и первом этажах жилого дома N100а по улице Мельникайте в городе Тюмени Тюменской области, данное помещение имеет адрес - Тюменская область, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 100а/1.
Аналогичная информация усматривается из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права собственности Ответчика на спорное помещение от 31.08.2011 N 72 НМ 103726, в котором последнее значится именно как "нежилое помещение".
Между тем, наличие отдельных договоров на поставки коммунальных ресурсов, заключенных Ответчиком с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему спорного помещения, не свидетельствует о том, что спорное помещение не входит в состав соответствующего многоквартирного дома.
В соответствии с абзацем 12 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
В силу положений абзаца 3 пункта 6 Правил, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено заключение договоров ресурсоснабжения собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах с ресурсоснабжающими организациями, ввиду чего довод Ответчика о наличии у него самостоятельных договоров ресурсоснабжения в отношении спорного помещения не имеет правового значения для правильного рассмотрения данного дела.
Как следует из приведенного выше определения нежилого помещения в многоквартирном доме, одним из признаков пристроенного нежилого помещения в многоквартирном доме является указание на таковое в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома. Несмотря на то, что право собственности Ответчика на спорное помещение было зарегистрировано лишь 05.10.2001, спорное помещение существовало и до указанной даты, поскольку оно было спроектировано и построено одновременно с соответствующим многоквартирным домом, расположенным по адресу Тюменская область, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 100а.
При этом как следует из приказа, свидетельства о государственной регистрации права, а также из выписки из ЕГРН, спорный объект является именно нежилым помещением. Нежилое помещение может быть расположено только в составе объекта капитального строительства, в данном случае - в составе многоквартирного дома. В ином случае, если бы спорное помещение являлось самостоятельным объектом капитального строительства, оно имело бы статус строения или сооружения применительно к пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 65, 67, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу п. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п. 2 ст. 71 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2018 по делу N А40-229925/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
: Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.