г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А56-66266/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: Скиба С.В. - доверенность от 13.04.2018, Терещенко Е.А. - доверенность от 19.05.2017
от заинтересованного лица: Байрамалов С.Ю. - доверенность от 15.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (регистрационный номер 13АП-7001/2018) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018 по делу N А56-66266/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Муниципального унитарного казенного предприятия "Свердловские коммунальные системы" муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
к Северо-Западному территориальному Управлению Федерального агентства по рыболовству,
о признании недействительным предписания
установил:
Муниципальное унитарное казенное предприятие "Свердловские коммунальные системы" муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (188682, г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Свердлова, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (199155, г. Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д.24, корп.2 лит.А, далее - Управление) от 19.05.2017 N 041259-у.
Решением суда от 13.02.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Предприятие, являющееся лицом, осуществляющим фактическую эксплуатацию водоочистных сооружений, а потому обязано обеспечить соблюдение нормативов и ПДК, установленных решениями о предоставлении водных объектов в пользование.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Предприятия просили в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с постановлением Администрации МО "Свердловское городское поселение" от 16.12.2014 N 470 Предприятие является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на части территории г.п. им. Свердлова и обеспечивает отведение сточных вод через выпуски в водные объекты рыбохозяйственного значения реки Нева и Черная в соответствие с Решениями о предоставлении водного объекта в пользование от 17.02.2015 и 16.03.2015.
При проведении плановой выездной проверки должностными лицами Управления установлено, что Предприятием осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты рыбохозяйственного значения реки Нева и Черная с превышением утвержденных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, влечет негативное изменение гидрохимического состава воды в водных объектах, приводит к загрязнению среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшению условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции водных биологических ресурсов.
Согласно протоколам лабораторных исследований сточных вод от 24.04.2017 N 3878-2-02 и N 3882-2-02, проведенных Аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ "ЦГиЭ в ЛО во Всеволожском р-не" в отношении проб, отобранных 05.04.2017 г., в сточных водах, отведенных МУКП "СКС" в реки Нева и Черная, зафиксированы превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ, утвержденных приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20.
В частности установлено превышение по следующим показателям: взвешенные вещества, БПК5, ХПК, азот аммонийный, железо общее, азот нитритный, марганец, медь и цинк.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 19.05.2017 N 041259-у, которым Предприятию предписано обеспечить проведение комплекса мероприятий, результатом которых станет возмещение вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания в результате ее загрязнения при отведении сточных вод МУКП "СКС" в поверхностные водные объекты рыбохозяйственного значения реки Нева и Черная через выпуски в 2016 году по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пгт им. Свердлова, в срок до 01.12.2017.
Не согласившись с предписанием, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Предприятия, признав его доводы обоснованными, а вынесенное Управлением предписание не соответствующим закону.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений на нее, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Аналогичная норма закреплена в подпункте "а" пункта 11 Положения N 1045, согласно которой запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 утверждены Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Нормирование содержащихся в сбросах сточных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В настоящее время данный приказ признан утратившим силу в связи с принятием приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552, в котором установлены количественно идентичные показатели ПДК вредных веществ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы предельно допустимых концентраций являются нормативами, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Вред окружающей среде определяется как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В соответствии с Приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в воде характеризует его максимальную допустимую концентрацию (или его метаболитов) в воде, при которой в водном объекте не возникают последствия, снижающие его рыбохозяйственную ценность (в ближайщее время и в перспективе) или затрудняющие его рыбохозяйственное использование при постоянстве этой концентрации в воде водного объект.
Таким образом, сброс сточных вод в поверхностный водный объект рыбохозяйственного значения с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций влечет за собой причинение вреда окружающей среде, обязанность по возмещению которого установлена законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что проверкой зафиксирован сброс недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты рыбохозяйственного значения реки Нева и Черная с превышением утвержденных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, что влечет негативное изменение гидрохимического состава воды в водных объектах, приводит к загрязнению среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшению условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции водных биологических ресурсов.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод Управления о том, что при осуществлении хозяйственной деятельности Предприятие нарушило требования приведенных выше нормативных актов в области охраны водных объектов, в частности пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, поскольку недопустимо осуществление сброса в водные объекты рыбохозяйственного значения неочищенных сточных вод.
Вместе с тем, признавая недействительным предписание, суд правомерно исходил из того, что оспариваемое предписание не соответствует критерию исполнимости, не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно действий, которые необходимо совершить заявителю в установленный в предписании срок, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Вред, причиненный окружающей среде, в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление Пленума N 49) разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды).
Таким образом, исполнение предписания о возмещении вреда предполагает установление не только факта, но и размера вреда.
В данном случае предписанием предполагается возмещение вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания в результате ее загрязнения при отведении сточных вод МУКП "СКС" в поверхностные водные объекты рыбохозяйственного значения реки Нева и Черная через выпуски в 2016 году по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пгт им. Свердлова.
Вопросы исполнимости предписания заключаются в четком, ясном и доступном доведении до лица, в чей адрес оно вынесено, о необходимости устранения допущенных им и выявленных административным органом нарушений действующего законодательства, способом, которым могут быть достигнуты цели устранения нарушений, в том числе и в целях определенности требований и недопустимости дальнейшей произвольной оценки его исполнения.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, получившего предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В рассматриваемом случае, формулировки предписания допускают неопределенность в изложении требований, подлежащих исполнению. Поскольку предписание не содержит указания на конкретные мероприятия по устранению допущенных нарушений, на размер фактически причиненного вреда, что исключает возможность установления соответствия изложенных в нем требований положениям действующего законодательства, указанное предписание не отвечает критерию исполнимости.
Вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности и взаимной связи позволяют апелляционному суду сделать вывод о том, что предписание Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Предприятия, что является основанием для признания его недействительным.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018 по делу N А56-66266/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66266/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2018 г. N Ф07-9086/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СВЕРДЛОВСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СВЕРДЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Северо-Западное территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству