г. Москва |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А40-204735/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.С. Сумина,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ЗСИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2018 по делу N А40-204735/17, принятое судьей Девицкой Н.Е. в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО "ЗСИ" к УФНС по г. Москве; ИФНС России N 21 по г.Москве
об отмене решения и постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Завод строительных изделий" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению ФНС по г. Москве, ИФНС России N 21 по г. Москве об отмене решения от 09.10.2017 и постановления от 19.09.2017 N ВЮП-17-167 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 08.02.2018 обществу отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, требования удовлетворить в полном объеме.
Через канцелярию суда поступил отзыв ИФНС России N 21 по г. Москве и письменные пояснения УФНС России по г. Москве, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании поручения ИФНС России N 21 по г. Москве от 07.08.2017 N В-17-167 проведена проверка полноты учета выручки денежных средств в кассу общества, полученных с применением зарегистрированной в инспекции контрольно-кассовой техники марки "ШТРИХ-ФР-К" зав. N 00144230 (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 01.01.2016 по 31.06.2017 (поручение отправлено по ТКС 07.08.2017 и получено 08.08.2017, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа).
07.08.2017 инспекцией было выставлено требование N В-17-167 о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки полноты учета выручки денежных средств в кассу общества, которое было отправлено по ТКС 07.08.2017 и получено 08.08.2017, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа.
В установленные в требовании от 07.08.2017 N В-17-167 сроки и по 31.08.2017 включительно, документы, приходные (расходные) кассовые ордера, кассовая книга по причине их неведения организацией предоставлены не были.
По результатам проверки составлен акт проверки полноты учета денежных средств в кассу предприятия от 31.08.2017 N В-17-167.
В силу статьей 28.5, 28.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и в связи с необходимостью проведения процессуальных действий должностными лицами в ходе проверки было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества от 31.08.2017 N В-17-167/ю (далее - определение).
Акт от 31.08.2017 N В-17-167 и определение N В-17-167/Ю от 31.08.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования направлены заявителю по ТКС и получены 31.08.2017, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Согласно части 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае проведения административной расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, 07.09.2017 в инспекции в присутствии генерального директора общества Казанцева М.М., что подтверждается подписью Казанцева на экземпляре инспекции, был составлен протокол об административном правонарушении от 07.09.2017 N В-17-167/Ю (далее - протокол).
В протоколе указано, что для рассмотрения дела об административном правонарушении предлагается прибыть лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его представителю 13.09.2017 к 10:00 часам в инспекцию.
13.09.2017 заявителем были поданы возражения без приложений (вх. N 098988) по акту проверки учета выручки денежных средств в кассу предприятия от 31.08.2017 N В-17-167, однако истребуемые для проверки документы не представлены.
Дело об административном правонарушении и возражения были рассмотрены 13.09.2017 в отсутствие представителей заявителя.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии со статьями 29.10 и 29.11 КоАП РФ начальником инспекции Анисимовым А.В. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 13.09.2017 N ВЮП-17-167 (далее - постановление) о назначении организации административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, которое направлено заявителю по ТКС 13.09.2017 и получено 15.09.2017, что подтверждено извещением о получении электронного документа.
Таким образом, инспекцией соблюдены процессуальные требования и условия, предусмотренные КоАП РФ.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обжаловало его в Управление.
Решением Управления от 09.10.2017 постановление от 13.09.2017 N ВЮП-17-167 по делу об административном правонарушении о назначении обществу административного наказания оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с данными постановлением и решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий. Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен. Требования ст.ст. 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения заявителем правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и подтвержденного материалами дела, процедура привлечения общества в соответствии с процессуальными требованиями и условиями КоАП РФ, налоговым органом не нарушена, обстоятельств, исключающих в отношении общества производства по делам об административных правонарушениях не установлено.
В апелляционной жалобе общество указывает, что спорные документы представлялись 07.09.2017 при составлении протокола и 13.09.2017 при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Данный довод является несостоятельным и противоречит материалам дела.
Из материалов дела не следует, что заявителем подтверждено фактическое представление кассовой книги, приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров при составлении протокола и при рассмотрении дела об административном правонарушении, при этом, с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы указанные документы с отметкой инспекции о принятии также не представлены.
В инспекцию не поступало сопроводительное письмо с описью представленных документов и отметкой инспекции.
Обществом не оспаривается отсутствие кассовой книги, приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров в момент проведения проверки 31.08.2017.
Представление кассовой книги в налоговый орган после проведения проверки не подтверждает факта своевременного оприходования денежных средств в кассовую книгу юридическим лицом, которая в момент проверки представлена не была.
Довод общества о том, что непредставление организацией документов в момент проверки не свидетельствует о том, что документация не велась в период проверки, также является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 4.1. Указания Центрального Банка Российской Федерации "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" от 11.03.2014 N 3210-У (далее Указания) кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Согласно пункту 4.4 Указаний кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее - печать (штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.
Пунктом 4.5 Указаний установлено, что при наличии старшего кассира операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с указанием сумм передаваемых наличных денег. Записи в книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 осуществляются в момент передачи наличных денег и подтверждаются подписями старшего кассира, кассира.
Согласно пункту 4.6 Указаний поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитываете кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
В журнале кассира-операциониста (КМ-4), форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, ведутся после окончания рабочего дня (смены) с указанием показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков и выручки (п. 6.1 Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.1993 N 104, применяемых в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
В силу п. 3.8 Технических требований к фискальной памяти электронных ККМ, утвержденных решением ГМЭК от 23.06.1995 (протокол N 5/21-95), ККМ контролирует продолжительность смены, которая должна быть ограничена календарными сутками либо составлять не более 24 часов.
Согласно п. 35 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее -Административный регламенты 132н), и п. 30 Административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее -Административный регламент N 133н), документы, необходимые для исполнения инспекцией государственной функции, представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий.
Пунктом 36 Административного регламента N 132н и п. 31 Административного регламента N 133н определено, что максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в проверяемом периоде в кассу общества не оприходована денежная наличность в размере 768 241, 11 руб. Кассовая книга, приходные (расходные) ордера обществом не представлены, что свидетельствует о неоприходовании обществом денежных средств, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом от 31.08.2017 N В-17-167, протоколом об административном правонарушении от 07.09.2016 NВ-17-167/ю.
В отношении довода общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности установлено следующее.
Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - N 54-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей определяются в соответствии с Законом N 54-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение, в том числе, законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Указанные изменения вступили в силу с 15.07.2016.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, обществом не были приняты все зависящие от него меры по оприходованию в кассу общества наличных денежных средств, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде с 01.01.2016 по 30.06.2017 наличные денежные средства, полученные заявителем от оказания услуг с применением контрольно - кассовой техники ШТРИХ-ФР-К зав. N 00144230 на сумму 768 241 руб. 11 коп., в кассу предприятия не оприходованы, следовательно, датой совершения вмененного административного правонарушения является 30.06.2017, срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренный статьей 15.1 КоАП РФ, составляет один год.
Учитывая изложенное, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Размер штрафа за вмененное обществу правонарушение определен су четом положений части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что факт совершения заявителем правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, процедура привлечения общества в соответствии с процессуальными требованиями и условиями КоАП РФ, налоговым органом не нарушена, обстоятельств, исключающих в отношении общества производства по делам об административных правонарушениях не установлено.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Арбитражный апелляционный суд, оценив доказательств по делу в совокупности, полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Решение суда законно и обоснованно.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2018 по делу N А40-204735/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.