г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А26-9955/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Гермоева А.Н. - доверенность от 17.01.2017;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3453/2018) ООО "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2017 по делу N А26-9955/2017(судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Водоканал"
к ТО в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному отделу в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Роспотребнадзор, административный орган) о признании недействительным предписания от 27.07.2017 N 69/38-П.
Решением суда от 14.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 14.12.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что переданные ему в управление дома не были оборудованы контейнерными площадками и контейнерами, строительство и установка которых относится к работам капитального характера, а не к работам по содержанию и текущему ремонту, осуществляемым управляющей организацией. Также, по мнению подателя жалобы, решение вопроса по организации мест сбора твердых бытовых отходов и установки контейнеров входит в компетенцию Администрации МО "Суоярвский район" и Администрации Лоймольского сельского поселения.
От административного органа поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Роспотребнадзор извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.06.2015 между Обществом и Администрацией Лоймольского сельского поселения заключен договор управления многоквартирными домами N 3, на основании которого Общество является управляющей организацией 62-х многоквартирных домов в пос. Райконкоски (Приложение N 8 к Договору). Согласно Приложению N 4 к Договору в перечень обязательных работ и услуг по содержанию многоквартирных домов включена уборка мусора на контейнерных площадках и вывоз твердых бытовых отходов по графику.
15.05.2017 административным органом Обществу выдано предписание N 07/27-П со сроком исполнения до 15.07.2017.
Пунктом 1 данного предписания Обществу предлагалось в пос. Райконкоски у всех неблагоустроенных домов, находящихся в управлении у ООО "Водоканал", для сбора твердых и жидких отходов обеспечить устройство дворовой помойницы с водонепроницаемым выгребом и наземной частью с крышкой; обеспечить очистку помойной ямы по мере заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Пунктом 2 данного предписания Обществу предлагалось в пос. Райконкоски по ул. Советская, 11, 28, 41, а также у всех домов, находящихся в управлении у ООО "Водоканал", для сбора твердых бытовых отходов обеспечить оборудование специальной площадки с водонепроницаемым покрытием, ограждением для размещения контейнеров с крышками; обеспечить их ежедневную очистку в летнее время и не реже 1 раза в 3 суток или по мере заполнения в зимнее время, а также обеспечить удаление негабаритных отходов из домовладений по мере их накопления, но не реже 1 раза в неделю.
Пунктом 3 данного предписания предлагалось разработать совместно с Администрациями МО "Суоярвский район" и "Лоймольского сельского поселения" и утвердить Генеральную схему очистки пос. Райконкоски, куда включить организацию планово - регулярной, заявочную систему и режим удаления (графики вывоза) отходов, в том числе жидких нечистот.
На основании распоряжения (приказ) от 13.07.2017 N 08/69-р административным органом проведена в отношении Общества проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 15.05.2017 N 07/17-П, срок исполнения которого истек.
По результатам проведенной проверки составлены протокол осмотра от 20.07.2017 и акт от 26.07.2017 N 69, в которых зафиксировано, что ранее выданное Обществу предписание от 15.05.2017 N 07/27-П в полном объеме не исполнено, а именно:
- пункт 1 предписания от 15.05.2017 не был исполнен: в период с мая по июль 2017 года в пос. Райконкоски не обустроено ни одной дворовой помойницы с водонепроницаемым выгребом и наземной частью с крышкой;
- пункт 2 предписания от 15.05.2017 исполнен частично: очистка контейнеров, бочек не проведена, контейнеры по ул. Советская, 11, 41 заполнены твердыми бытовыми отходами, бочка по ул. Советская, 28 переполнена, рядом мешок с твердыми бытовыми отходами, все площадки под контейнерами и бочками не имеют твердой площадки и ограждения, прилегающая территория к контейнерным площадкам замусорена, часть контейнеров и бочек не имеют плотно закрывающихся крышек;
- пункт 3 предписания от 15.05.2017 не исполнен.
По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание от 27.07.2017 N 69/38-П со сроком исполнения до 25.04.2018.
В соответствии с указанным предписанием Обществу в пос. Райконкоски, ул. Советская, д. 11, 28, 41, а также у всех домов, находящихся в управлении у ООО "Водоканал", на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от жилых домов для сбора твердых бытовых отходов надлежит обеспечить оборудование специальной площадки с водонепроницаемым покрытием, ограждением для размещения контейнеров с крышками; обеспечить их ежедневную очистку в летнее время и не реже 1 раза в 3 суток или по мере заполнения в зимнее время, а также обеспечить удаление негабаритных отходов из домовладений по мере их накопления, но не реже 1 раза в неделю.
Общество, полагая, что предписание от 27.07.2017 N 69/38-П не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ООО "Водоканал", правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статьей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон - N 52-ФЗ) индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям, установленным СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) (пункт 1.1).
В пункте 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 закреплено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88).
Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (пункт 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно пункту 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Кроме того, разделом 8.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), установлены требования к удалению бытовых отходов и мусора.
Пунктом 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 определено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В силу пункта 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Пунктом 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" определено, что санитарно-гигиенические мероприятия включают, в том числе: очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.
Из материалов дела следует, что ООО "Водоканал", как управляющая организация 62 многоквартирных домов в пос. Райконкоски, в силу статьи 162 ЖК РФ и условий договора управления многоквартирными домами является ответственным юридическим лицом за надлежащее содержание общего имущества данных многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "Водоканал" допустило нарушение вышеназванных санитарно-эпидемиологических требований. Факт наличия выявленных нарушений Общество по существу не оспаривает.
Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, решение вопроса по разработке утвержденных мест сбора твердых бытовых отходов и по организации мест сбора твердых бытовых отходов и установки контейнеров входит в компетенцию Администрации Муниципального образования "Суоярвский район" и Администрации Лоймольского сельского поселения.
ООО "Водоканал" указывает, что Общество неоднократно направляло в адрес Администрации МО "Суоярвский район" и Администрации Лоймольского сельского поселения обращения с требованием произвести строительство дворовых помойниц и произвести устройство контейнерных площадок, ответа на которые не последовало.
Однако, как следует из материалов дела, письмо от 25.05.2017 N 595 (л.д. 36) передано Обществом в Администрацию МО "Суоярвский район" 25.05.2017, письмо от 25.05.2017 N 597 (л.д. 37) направлено в Администрацию Лоймольского сельского поселения 29.05.2017, получено 30.05.2017 (л.д.39), то есть до мая 2017 года управляющая компания в Администрация для решения данного вопроса не обращалась.
Между тем, принимая на себя обязанности управляющей организации, которая является специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, Общество при заключении в июне 2015 года договора управления многоквартирными домами N 3 очевидно знало и должно было знать, что указанные в Приложении N 8 многоквартирные дома не оборудованы контейнерными площадками и контейнерами, в связи с чем ООО "Водоканал", осуществляя в соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательскую деятельность на свой риск, должно было и могло предположить и оценить возможность отрицательных последствий, связанных с отсутствием контейнерных площадок и контейнеров.
Однако, как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрации только 25.05.2017, то есть уже после вынесения Роспотребнадзором предписания от 15.05.2017, доказательств иных обращений в период с 15.06.2015 по 25.05.2017 в материалы дела не представлено, что свидетельствует о полном бездействии управляющей компании по данному вопросу на протяжении двух лет. Более того, после направления письма 25.05.2017 в адрес Администраций Общество не предприняло каких-либо иных действий по урегулированию указанного вопроса.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что Общество не приняло все зависящие от него меры к выполнению указанной обязанности, в связи с чем административным органом правомерно возложена обязанность по обеспечению всех домов, находящихся в управлении у ООО "Водоканал", оборудованием для сбора бытовых отходов.
То есть предписание явилось действенной и адекватной мерой государственного регулирования, побудившей управляющую организацию предпринять хоть какие-то меры для урегулирования спорного вопроса.
Ссылки подателя жалобы на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия по делу N 2-356/2017 не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное дело не имеет отношения к рассматриваемому спору.
Также в апелляционной жалобе Общество указало, что переданные ему в управление дома не были оборудованы ни контейнерными площадками, ни контейнерами. Строительство и оборудование контейнерных площадок, а также установка их в специально отведенных местах относятся к работам капитального характера, а не к работам по содержанию и текущему ремонту, осуществляемым управляющей организацией. Собственники помещений в управляемых Обществом домах решений о строительстве площадок не принимали, денежных средств на указанные цели не собирали, Обществу строительство не поручали.
Приведенные доводы подателя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что Общество обращалось в адрес всех собственников жилых помещений с предложением инициировать общее собрание собственников с целью решения вопроса о финансировании работ капитального характера.
В то же время пунктом 2 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обществом не представлены доказательства обращения в адрес собственников помещений жилых домов с предложением о проведении соответствующих работ, их необходимости, объеме, предполагаемой стоимости, порядке финансирования и других предложений, связанных с условиями проведения работ.
Кроме того, указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у Общества возможности обеспечить надлежащее исполнение Правил N 170 в отношении иных выявленных административным органом нарушений, не связанных с необходимостью проведения работ капитального характера, а имеемо: требование о своевременной уборке территории, очистке контейнеров, бочек, контейнерных площадок, удаление негабаритных отходов в установленном порядке. Вместе с тем, как следует из материалов дела, данную обязанность ООО "Водоканал" надлежащим образом также не выполняет.
Довод Общества о том, что на уборку территории им был заключен договор с третьим лицом - ООО "Орион", а значит, при наличии претензий, связанных с вывозом мусора, необходимо обращаться к ООО "Орион", отклоняется апелляционным судом, поскольку ответственность за ненадлежащее содержание имущества жилых домов и прилегающих к ним территорий в силу норм ЖК РФ, Правил N 170 и условий договора управления многоквартирными домами несет именно ООО "Водоканал".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.
Апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактических основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения принятого по делу решения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с ООО "Водоканал" в доход федерального бюджета, поскольку при обращении в суд с апелляционной жалобой истцу по его ходатайству предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 декабря 2017 года по делу N А26-9955/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.