г. Москва |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А41-21598/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области - Никитина Ю.В. представитель по доверенности от 14 декабря 2017 года,
от ответчика Акционерного общества "Можайское экспериментально-механическое предприятие" - Чудновский В.А. по доверенности от 10 января 2018 года,
от третьего лица Администрации Можайского муниципального района - Грибовая К.Д. представитель по доверенности от 28 декабря 2017 года,
от третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федерального агентство лесного хозяйства - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2018 года по делу N А41-21598/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Акционерному обществу "Можайское экспериментально-механическое предприятие" об истребовании земельного участка, третьи лица - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация Можайского муниципального района, Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области суд с иском к Акционерному обществу "Можайское экспериментально-механическое предприятие" (с учетом смены наименования юридического лица в порядке статьи 124 АПК РФ, далее - ответчик) об истребовании земельного участка:
- из незаконного владения закрытого акционерного общества "МЭМП" часть земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080201:646, как земли лесного фонда выдела 20 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества в следующих координатах:
X |
Y |
448741.6 |
1289291.54 |
448766.07 |
1289320.01 |
448733.52 |
1289356.62 |
448727.66 |
1289386.04 |
448712.29 |
1289367.62 |
448704.36 |
1289348.89 |
448709.99 |
1289342.57 |
448715.85 |
1289320.46 |
448741.6 |
1289291.54 |
- из незаконного владения Акционерного общества "МЭМП" часть земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080201:647, как земли лесного фонда выдела 22 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества в следующих координатах
X |
Y |
448957.15 |
1289388.01 |
448926.06 |
1289405.66 |
448831.7 |
1289437.98 |
448775.36 |
1289452.76 |
448781.49 |
1289433.42 |
448778.23 |
1289406 |
448768.37 |
1289387.64 |
448770.95 |
1289376.12 |
448793.08 |
1289351.43 |
448854.47 |
1289422.84 |
448936.87 |
1289373.95 |
448938.02 |
1289372.33 |
448957.15 |
1289388.01 |
- из незаконного владения АО "МЭМ 1" часть земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080201:647, как земли лесного фонда выдела 21 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества в следующих координатах
X |
Y |
449052.16 |
1289298.45 |
449052.16 |
1289302.42 |
449050.17 |
1289335.91 |
448961.86 |
1289385.33 |
448957.15 |
1289388.01 |
448938.02 |
1289372.33 |
448970.46 |
1289326.59 |
449027.04 |
1289290.55 |
449052.16 |
1289298.45 |
- исключить из ЕГРН сведения о местоположения сведения о местоположении границ части границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080201:646 и установить смежную границу с землями лесного фонда выделом 20 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества в соответствии со следующими координатами:
X |
Y |
448748.88 |
1289283.37 |
448783.38 |
1289321.91 |
448744.05 |
1289369.07 |
448737.9 |
1289396.76 |
448752.6 |
1289426.16 |
448751.68 |
1289433.83 |
448745.75 |
1289421.92 |
448738.55 |
1289401.58 |
448729.62 |
1289388.39 |
448727.66 |
1289386.04 |
448733.52 |
1289356.62 |
448766.07 |
1289320.01 |
- исключить из ЕГРН сведения о местоположения сведения о местоположении границ части границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080201:647 и установить смежную границу с землями лесного фонда выделом 21,22 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества в соответствии со следующими координатами:
X |
Y |
449060.3 |
1289301.01 |
449059.5 |
1289349.33 |
448912.77 |
1289425.56 |
448744.11 |
1289481.78 |
448749.09 |
1289474.58 |
448762.41 |
1289448.18 |
448766.31 |
1289432.7 |
48762.95 |
1289421.09 |
448755.06 |
1289405.34 |
448747.71 |
1289395.53 |
448753.83 |
1289373.48 |
448789.23 |
1289323.54 |
448857.42 |
1289404.86 |
448927.2 |
1289363.46 |
448962.24 |
1289315.19 |
449012.35 |
1289285.93 |
449027.04 |
1289290.55 |
448970.46 |
1289326.59 |
448936.87 |
1289373.95 |
448854.47 |
1289422.84 |
448793.08 |
1289351.43 |
448770.95 |
1289376.12 |
448768.37 |
1289387.64 |
448778.23 |
1289406 |
448781.49 |
1289433.42 |
448775.36 |
1289452.76 |
448831.7 |
1289437.98 |
448926.06 |
1289405.66 |
448961.86 |
1289385.33 |
449050.17 |
1289335.91 |
449052.16 |
1289302.42 |
449052.16 |
1289298.45 |
449060.3 |
1289301.01 |
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация Можайского муниципального района, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в присутствии представителей Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федерального агентство лесного хозяйства, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на территории Можайского района в с/о Кожуховский, д. Большое Тесово расположены следующие земельные участки, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов и предназначенных под размещение пионерского лагеря "Радуга" с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 площадью 4 409 кв.м., 50:18:0080201:647 площадью 28 918 кв.м.
Согласно выпискам из ЕГРН, данные участки поставлены на кадастровый учет 24 июля 2013 года, при этом они были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61, предоставлены ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В свою очередь, сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0080205:61, площадью 94540 кв.м., внесены в государственный кадастр недвижимости 29 января 1993 года (кадастровая выписка N МО-12/3В-620639 от 29 августа 2012 года), а его границы описаны координатами характерных точек и внесены в государственный реестр недвижимости в 2012 году на основании межевого плана от 23 января 2012 года рег. N 50-0-1-58/3001/2012-187, подготовленного в результате уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61.
Основанием для проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61 являлось свидетельство от 29 января 1993 года N 1951 на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 9,45 га, выданное АО Можайскому экспериментально-механическому предприятию для пионерского лагеря "Радуга".
Истец указал, что в ходе проведенной проверки выявлено наложение земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 на земли лесного фонда.
Истец направил в адрес ответчика претензию с предложением об устранении выявленного наложения.
Однако данная претензия ответчиком была оставлена без удовлетворения.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 названного закона в случае, если до 01 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Согласно пункту 36 указанного постановления в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что часть земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 расположена на землях лесного фонда. Данное обстоятельство, по мнению истца, подтверждается выпиской из государственной лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах.
Однако данный довод отклоняется судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 ЛК РФ и пункта 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06 марта 2012 года N 23413) таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 92 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу пункта 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
В силу статьи 69.1 ЛК РФ и ч. VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что таксационное описание не относится к лесоустроительным документам, а является таксационным материалом, носящий технический характер.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 года N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК РФ право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ по ходатайству истца определением от 12 июля 2017 года была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ": Никулиной Татьяне Александровне, Яковлевой Юлии Николаевне.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли установить на местности фактическое местоположение земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080301:646 и 50:18:0080301:647.
В случае, если эксперт придет к выводу о невозможности проведения указанных работ, в экспертном заключении мотивированно указать причины.
Если да, то установить границы (определить координаты) земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080301:646 и 50:18:0080301:647 по фактическому пользованию (с приложением графического материала).
Совпадают ли координаты поворотных точек с кадастровыми номерами 50:18:0080301:646 и 50:18:0080301:647, определенных в рамках настоящей экспертизы с координатами поворотных точек, внесенных в ГКН.
(с приложением графического материала).
2. Возможно ли установить на местности местоположение границ земельных участков, обозначенных выделами 20, 21, 22 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества Бородинского лесничества, согласно Плану лесных участков Можайского района Московской области (Устройство 2005-2008 г.г.) в районе расположения спорных земельных участков.
Если да - то определить координаты поворотных точек вышеуказанных земельных участков и местоположение их границ, включая их графическое отображение?
- установить фактическое местоположение и границы лесного массива в районе спорных земельных участков с указанием координат.
- если это возможно, установить, соответствует ли фактическое местоположение границ лесного массива в районе спорного земельного участка границам, обозначенным в Плане лесных участков Можайского района Московской области (устройство 2005-2008 г.г.) соответственно.
3. Установить, имеется ли наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080301:646 и 50:18:0080301:647 на границы лесного участка 20, 21, 22 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества Бородинского лесничества с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы.
Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала. Также установить границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080301:646 и 50:18:0080301:647 за вычетом площади наложения.
Согласно экспертному заключению, из анализа выписки из ЕГРН от 05 октября 2017 года на земельные участки с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647, постановления Администрации Можайского муниципального района Московской области от 16 августа 2013 года N 2358-П и межевого плана peгистрационный номер 50-0-1-58/3001/2012-4349 от 10 июля 2013 года, подготовленного в связи с образованием 3х земельных участков путем раздела земельного участка с КН 50:18:0080205:61, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 образовались в 2013 году в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0080205:61, площадью 94 540 кв.м., внесены в государственный кадастр недвижимости 29 января 1993 года (кадастровая выписка N МО-12/ЗВ-620639 от 29 августа 2012 года), а его границы описаны координатами характерных точек и внесены в государственный реестр недвижимости в 2012 году на основании межевого плана peг. N 50-0-1-58/3001/2012-187 от 23 января 2012 года, подготовленного в результате уточнения местоположения границы и площади земельного участка с КН 50:18:0080205:61.
Основанием для проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с КН 50:18:0080205:61 являлось свидетельство N 1951 от 29 января 1993 года на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 9,45 га, выданное Акционерному обществу Можайскому экспериментально-механическому предприятию для пионерского лагеря "Радуга".
Внесенная в государственный реестр недвижимости площадь земельного участка с КН 50:18:0080205:61 соответствует площади участка земли, выданного Акционерному обществу Можайскому экспериментально-механическому предприятию для пионерского лагеря "Радуга" свидетельством N 1951 от 29 января 1993 года и составляет 9,45 га.
Экспертами установлено, что площадь земельного участка под пионерским лагерем "Радуга" 9,45 га сформировалась в результате первичного выделения в 1966 году и дополнительного отвода в 1981 году, а именно:
1. Распоряжением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 06 августа 1966 года N 1288-р Можайскому экспериментально-механическому предприятию треста "Гидроспецстрой" под строительство пионерского лагеря на 240 мест с использованием его в зимнее время под дом отдыха отведен земельный участок площадью 5,5 га, из которых: 2,64 га - выгоны, 0,75 га - сенокосы, 2,11 га - от совхоза "Можайский" Можайского района без права вырубки лесных насаждений.
2. Распоряжением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 19 февраля 1981 года N 230-р Можайскому экспериментально-механическому предприятию согласован выбор земельного участка общей площадью 3,95 га под расширение пионерского лагеря в Можайском районе, из которых: 3,7 га леса совхоза "Можайский" (2,67 га с правом рубки) и 0,25 га - земли Можайского леспромхоза.
Общая площадь земельного участка под пионерским лагерем, указанная в Распоряжениях от 06 августа 1966 года N 1288-р и от 19 февраля 1981 года N 230-р соответствует площади, указанной в свидетельстве N 1951 от 29 января 1993 года: 5,5 га (РИК от 06 августа 1966 года N 1288-р)+ 3,95 га (РИК от 19 февраля 1981 года N 230-р) = 9,45 га (свидетельство N 1951 от 29 января 1993 года, ЕГРН земельного участка с КН 50:18:0080205:61).
При этом при ответе на первый вопрос эксперты указали на то, что на полевом обследовании установлено отсутствие межевых знаков границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647.
Местоположение заборов из железобетонных плит и проезды не соответствуют границам земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647. Графически данный вывод отображен экспертами в Приложении 1 заключения.
Эксперты указали, что вероятная причина отсутствия на местности закрепления фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 заключается в том, что при разделе исходного земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61, внутренние границы образуемых земельных участков устанавливались условно, без привязки к границам элементов и контуров местности, кроме того большую часть внешних границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61 в результате раздела сохранил за собой земельный участок с кадастровым номером 50:18:0080201:645, не входящий в объекты исследования в рамках настоящего дела.
Таким образом, при ответе на первый вопрос эксперты пришли к выводу о невозможности установить на местности фактическое местоположение земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647.
В приложении N 1 к экспертному заключению отображены границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647, восстановленные по сведениям ГКН, относительного фактического месторасположения заборов и железобетонных плит (л.д. 60 т. 3).
При этом из данного плана усматривается, что спорные земельные участки полностью расположены внутри границ материнского участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61.
Таким образом, основываясь на данном заключении экспертов, суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61, образованного под пионерским лагерем в 1966 году с учетом расширения площади лагеря в 1981 году.
При этом земельные участки с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 полностью находятся в границах материнского участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61.
При ответе на второй вопрос эксперты указали, что установить на местности местоположение границ земельных участков, обозначенных выделами 20, 21, 22 квартала 27 Бородинского сельского участкового лесничества Бородинского лесничества, согласно Плану лесных участков Можайского района Московской области (Устройство 2005-2008 г.г.) в районе расположения спорных земельных участков не представляется возможным, по следующим причинам:
1. Квартальные столбы и иные лесоустроительные знаки выделов 20, 21, 22 квартала 27 лесничества Можайского района Московской области на полевом обследовании не были обнаружены.
2. Восстановить фактические границы выделов 4, 20, 21, 22 квартала 27 лесничества Можайского района Московской области по контуру древесной растительности не представляется возможным, так как часть смежных с ними земель также покрыты древесной растительностью, а граница между ними ни межевыми знаками, ни лесоустроительными знаками не закреплена. В то время как исследуемая часть выдела 20 квартала 27 не покрыта на местности древесной растительностью.
Кроме того, эксперты указали на следующее.
Местоположение и конфигурация границ выделов лесных участков Можайского района в графической форме отображены на плане лесных участков Можайского района Московской области устройства 2005-2008 годов (лист 3417) масштаба 1:25 000.
При этом на плане лесных участков Можайского района Московской области устройство 2005-2008 гг. масштаба 1:25 000 и в таксационном описании Можайского района Московской области отсутствует наименование лесничества, имеется лишь отсылка к району, в котором расположены лесные участки (Можайский).
В выписке из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах N 44-10-2016/01 от 04 октября 2016 года лесничество имеет наименование: "Московская область, Можайский район, Бородинское лесничество, Бородинское сельское участковое лесничество".
Однако в свидетельстве от 09 апреля 2009 года 50-HTN 526736 лесной участок с условным номером 50-50-98/012/2009-322 расположен по адресу: Московская область, Можайский район, Верейское лесничество, Можайское сельское участковое лесничество.
Кроме того, эксперты указали на то, что в заявленные судом границы исследования попадает часть лесного участка, обозначенная выделами 4, 20, 21, 22 квартала 27 лесничества Можайского района, отображенная на плане лесных участков (лист 3417).
Описание границ лесных участков на плане лесных участков Можайского района Московской области устройства 2005-2008 годов (лист 3417) координатами характерных точек отсутствует.
Также эксперты указали, что на Плане лесных участков Можайского района Московской области (устройство 2005-2008 г.г., лист 3417) отображены границы территории пионерлагеря МЭМП, но без учета дополнительного отвода участка, произведенного в 1981 году с увеличением площади пионерлагеря на 3,95 га за счет земель совхоза "Можайский", покрытых древесной растительностью, и за счет земель Можайского леспромхоза.
При ответе на третий вопрос эксперты отметили следующее.
За пределами диапазона средней квадратической погрешности определения границ лесничества (13.96 м) установлено пересечение (наложение) границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 по сведениям государственного реестра недвижимости, и границ земель лесного фонда (выделы 20, 21, 22 квартала 27 лесничества Можайского района Московской области), восстановленных по плану лесных участков (лист 3417) масштаба 1:25000, что графически отображено в Приложении 2 Заключения.
Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080201:646 и выдела 20 квартала 27 лесничества Можайского района Московской области, восстановленных по плану лесных участков (лист 3417) составляет 2570 кв. м.
Общая площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080201:647 и границ выделов 21 и 22 квартала 27 лесничества Можайского района Московской области, восстановленных по плану лесных участков (лист 3417) составляет 11 848 кв.м.
В экспертизе представлены координаты границ земельных участков с кадастровым номером 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены.
Заключение экспертизы и дополнение к нему в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ подлежат принятию судом в качестве надлежащего доказательства по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ), в связи с чем суд принимает выводы, изложенные в заключении.
Таким образом, из экспертизы следует наложение земельных участков с кадастровым номером 50:18:0080201:646 и 50:18:0080201:647 на земли лесного фонда. При этом суд отмечает, что такой вывод эксперты сделали на основании восстановленного плана лесных участков (лист 3417) масштаба 1:25000 за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения границ лесничеств.
Суд учитывает, что площадь земельного участка под пионерским лагерем "Радуга" 9,45 га сформировалась в результате первичного выделения в 1966 году и дополнительного отвода в 1981 году, а именно:
1. Распоряжением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 06 августа 1966 года N 1288-р Можайскому экспериментально-механическому предприятию треста "Гидроспецстрой" под строительство пионерского лагеря на 240 мест с использованием его в зимнее время под дом отдыха отведен земельный участок площадью 5,5 га, из которых: 2,64 га - выгоны, 0,75 га - сенокосы, 2,11 га - от совхоза "Можайский" Можайского района без права вырубки лесных насаждений.
2. Распоряжением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 19 февраля 1981 года N 230-р Можайскому экспериментально-механическому предприятию согласован выбор земельного участка общей площадью 3,95 га под расширение пионерского лагеря в Можайском районе, из которых: 3,7 га леса совхоза "Можайский" (2,67 га с правом рубки) и 0,25 га - земли Можайского леспромхоза.
Общая площадь земельного участка под пионерским лагерем, указанная в Распоряжениях от 06 августа 1966 года N 1288-р и от 19 февраля 1981 года N 230-р соответствует площади, указанной в свидетельстве N 1951 от 29 января 1993 года: 5,5 га (РИК от 06 августа 1966 года N 1288-р)+ 3,95 га (РИК от 19.02.1981 N 230-р) = 9,45 га (свидетельство N 1951 от 29 января 1993 года, ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61).
При этом право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0080205:61 впервые зарегистрировано за ЗАО "МЭМП" 17 июня 2013 года, то есть до 01 января 2016 года.
Ссылка истца на справку о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, которая подготовлена с использованием системы РГИС, не свидетельствует о нарушении прав истца ввиду следующего.
РГИС была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года.
В соответствии с данным постановлением РГИС представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении Правительства Московской области от 23 октября 2012 года указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15 декабря 2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Суд отмечает, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка материнского земельного участка с кадастровым номером 50:18:0080205:61 на государственный кадастровый учет была осуществлена 29 января 1993 года, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10 июля 2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах. В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда.
Кроме того, в рассматриваемом случае суд полагает необходимым руководствоваться положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, в силу Закона о лесной амнистии категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН.
В ЕГРН не имеется сведений о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080201:6467 и 50:18:0080201:647 с землями лесного фонда.
В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено ходатайство о применении судом срока исковой давности.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как было указано выше, комитет в обоснование своих требований сослался на планшеты лесоустройства 2005-2008 гг.
Более того, в ходе проведения судебной экспертизы эксперты пришли к выводу о том, что информация, внесенныая в планшеты лесоустройства 2005-2008 гг. (лист 3417) отражает границы земельного участка пионерлагеря МЭМП без учета дополнительного отвода участка, произведенного в 1981 году с увеличением площади пионерлагеря на 3,95 га за счет земель совхоза "Можайский", покрытых древесной растительностью, и за счет земель Можайского леспромхоза.
Как было указано ранее, на полевом обследовании экспертами не были обнаружены квартальные столбы и иные лесоустроительные знаки выделов 4, 20, 21, 22 квартала 27 лесничества Можайского района Московской области.
При этом, как следует из текста Распоряжения ИК от 19 февраля 1981 года N 230-р, он был разослан в адрес Управления лесного хозяйства, Можайского леспромхоза.
Таким образом, с указанной даты истец (его правопредшественники) узнали о нарушенном праве. При этом суд отмечает, что даже в случае неполучения Распоряжения ИК от 19 февраля 1981 года N 230-р, истец должен был узнать об имеющихся пересечениях в ходе проведения лесоустройства в 2005-2008 гг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок исковой давности на обращение в суд истцом пропущен.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2018 года по делу N А41-21598/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21598/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2018 г. N Ф05-9902/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ЗАО "МОЖАЙСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕХАНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Третье лицо: УФСГРК и К по МО, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"