город Омск |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А81-9447/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2386/2018) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2018 по делу N А81-9447/2017 (судья Беспалов М.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению негосударственного учреждения здравоохранения "Линейная поликлиника на станции Ноябрьск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 8905033818, ОГРН 1048900553932) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8905029032, ОГРН 1028900709793) о признании недействительным решения от 25.10.2017N 030S19170006217,
установил:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Линейная поликлиника на станции Ноябрьск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании недействительным Решения N 030S19170006217 от 25.10.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2018 по делу N А81-9447/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, заявленное Учреждением требование удовлетворено, решение Пенсионного фонда от 25.10.2017 N 030S19170006217 признано недействительным, с Пенсионного фонда в пользу Учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, указал на то, что Учреждение в нарушение положений статьи 15, пунктов 1 и 2 статьи 8, пункта 2.2 статьи 11, Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), не исполнило надлежащим образом обязанность по представлению в установленный срок органам Пенсионного Фонда сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года. В связи с тем, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года с типом "исходная" были представлены по телекоммуникационным каналам связи впервые 12.09.2017, т.е. за пределом установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, срока, Учреждение правомерно привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27.
Податель жалобы считает необоснованной позицию суда первой инстанции, состоящую в том, что заявитель первоначально представил сведения за июль 2017 год в установленный законом срок - 11.08.2017, ошибочно указав при этом отчетный период - август 2017 года.
По мнению Пенсионного фонда судом не учтено, что в форме СЗВ-М -М в блоке 2 "Отчетный период" предусмотрено обязательное заполнение кода отчетного периода. В случае некорректного заполнения формы СЗВ-М, в том числе и кода отчетного периода, территориальные органы ПФР при выявлении допущенных ошибок не вправе самостоятельно вносить изменения в представленный страхователем отчет по форме СЗВ-М, а также считать представленные сведения за август 2017 года сведениями за июль 2017 года. Вместе с тем в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция) страхователь имеет право без предъявления к нему финансовых санкций уточнить и дополнить сведения, информация о которых за данный отчетный период уже была представлена в территориальный орган в установленный законом срок, однако форма СЗВ-М за июль 2017 года с типом "доп", исправляющая ошибку в ранее представленной форме СЗВ-М с типом "исхд", в установленные законом сроки не была представлена Учреждением.
Согласно пункту 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 01.03.2018 Учреждению было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 30.03.2018.
Отзыв на апелляционную жалобу от Учреждения в материалы дела не поступил.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
11.08.2017 Учреждение по электронным каналам связи представило в орган Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета за июль 2017 года по форме СЗВ-М с типом "исходная" в отношении 60 застрахованных лиц, что подтверждается Квитанцией о получении сведений ПФР от 11.08.2017.
14.08.2017 из Пенсионного фонда по электронным каналам связи в адрес заявителя поступил положительный протокол входного контроля с вложением в виде Протокола проверки отчетности страхователя "ЛП на ст. Ноябрьск" по форме СЗВ-М тип "Исходная", из которого следует, что документ принят, предупреждений, ошибок, грубых ошибок не обнаружено.
12.09.2017 страхователь самостоятельно выявил техническую описку в отправленной 11.08.2017 форме СЗВ-М, в которой в графе "Отчетный период" вместо цифр "07" было указано "08", о чем страхователь сообщил Пенсионному фонду, предоставив 12.09.2017 отчетность по форме СЗВ-М в отношении 60 застрахованных лиц, в которой в графе "Отчетный период" было указано "07".
Полученная Пенсионным фондом 12.09.2017 отчетность формы СЗВ-М с исправленным отчетным периодом была расценена заинтересованным лицом как отчетность за июль 2017 года, представленная страхователем с нарушением установленного законом срока, в связи с чем 15.09.2017 должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 030S18170005768.
25.10.2017 должностным лицом Пенсионного фонда вынесено решение N 030S19170006217, которым Учреждение привлечено к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.01.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ Учреждение является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны состава правонарушения Учреждению вменено предоставление с нарушением установленного законом срока сведений за июль 2017 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем материалами дела подтверждается, что отчет по форме СЗВ-М за июль 2017 года изначально был представлен заявителем 11.08.2017, а после самостоятельного выявления в нем ошибки, выразившейся в неверном указании отчетного периода, Учреждением 12.09.2017 в Пенсионный фонд были представлены откорректированные сведения
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Учреждения нарушений положений пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Какой-либо информации о том, что в представленной отчетности были указаны неполные или недостоверные сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика) материалы дела не содержат.
Поскольку отчетность по форме СЗВ-М за июль 2017 года была представлена Учреждением в установленный законом срок, правовых оснований для применения к заявителю финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у Пенсионного фонда не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года с типом "исходная" были представлены Учреждением впервые 12.09.2017, т.е. за пределом установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, срока, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что в отчетности по форме СЗВ-М, представленной Учреждением 11.08.2017 была допущена ошибка в номере отчетного периода: вместо номера месяца "07" был указан номер "08".
О том, что в отчетности была допущена техническая ошибка, выразившаяся в неверном указании отчетного периода, свидетельствует тот факт, что отчетность за август 2017 года (сведения о застрахованных в данном периоде лицах) не могла быть представлена 11.08.2017.
Учреждение самостоятельно обнаружило ошибку в номере отчетного периода, и с целью устранения допущенной ошибки 12.09.2017 направило в Пенсионный фонд ежемесячный отчет за июль 2017 года по форме СЗВ-М с типом формы "исхд", в которой отражены те же сведения о застрахованных лицах, но указан верный период представления сведений (л.д. 17-18).
В возражениях на акт проверки заявитель указывал на аналогичные обстоятельства. Тем не менее, отклоняя данные доводы, Пенсионный фонд настаивал на том, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года с типом "исходная" были представлены Учреждением впервые 12.09.2017 с нарушением срока, что не может быть признано обоснованным, учитывая, что представленный Учреждением 11.08.2017 отчет был принят Пенсионным фондом без замечаний согласно положительному протоколу входного контроля от 14.08.2017 (л.д. 15).
Однако некорректное указание в отчете месяца могло быть исправлено как страхователем по своей инициативе, так и по требованию Пенсионного фонда об устранении ошибки.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция о порядке ведения учета), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения учета.
Так, согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения учета в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции о порядке ведения учета при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, повторное представление исправленного отчета по форме СЗВ-М за июль 2017 года не может расцениваться как представление сведений с нарушением срока, поскольку сами по себе индивидуальные сведения, хотя и содержащие ошибку в указании отчетного периода, были представлены своевременно.
Иных обстоятельств, которые свидетельствовали о неполноте или недостоверности представленных своевременно 11.08.2017 сведений органом Пенсионного фонда в оспариваемом решении и акте проверки не установлено, что свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя событие нарушения, выразившегося в несвоевременном представлении отчетности по форме СЗВ-М за июль 2017 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Пенсионного фонда от 25.10.2017N 030S19170006217 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не соответствует требованиям Закона N 27-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая на заявителя обязанность по уплате финансовых санкций.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные Учреждением требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заинтересованного лица распределению не подлежат, поскольку Пенсионный фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2018 по делу N А81-9447/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9447/2017
Истец: ОАО Негосударственное учреждение здравоохранения "Линейная поликлиника на станции Ноябрьск "Российские железные дороги"
Ответчик: Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске по Ямало-Ненецкому автономному округу