г. Москва |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А41-28242/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2017 года, принятое судьей Анисимовой О.В. по делу N А41-28242/17 по исковому заявлению МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" к ООО "УК Креатив" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Романов А.М. и Китесов А.Н. по доверенностям от 11.09.2017 и от 30.04.2018;
от ответчика - Дмитриев М.С. и Грицай В.В. по доверенностям от 09.01.18 и от 09.01.18,
УСТАНОВИЛ:
МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "УК Креатив" (далее также - ответчик) о взыскании суммы основного долга по договору теплоснабжения от 23.09.2015 N 1113 за период с 01.11.2016 по 28.02.2017 в размере 771 650,04 руб., пени за несвоевременную оплату в размере 80 591,03 руб. за период с 16.12.2016 по 07.07.2017, пени в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начиная с 08.07.2017 по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2017 исковые требования удовлетворены в части взыскания задолженности в размере 488 630,49 руб., неустойки в размере 36 961,84 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе истца, в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23.09.2015 между истцом (РСО) и ответчиком (исполнитель) заключен договор теплоснабжения N 1113.
В соответствии с пунктом 1.1 договора истец обязался подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для передачи конечному потребителю на объект (объекты) жилого фонда (МКД), находящегося под управлением исполнителя, а исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях предусмотренных договором.
Тепловая энергия поставляется истцом в многоквартирные дома по адресам: Солнечногорский район г.п. Поварово мкрн Локомотивный, д. 11 и д. 12, управляющей организацией в которых является ответчик ООО "УК Креатив".
Договорный объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя определяется исходя из заявленного исполнителем объема и пропускной способности трубопроводов тепловых сетей (приложение N 1 к договору).
Учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя и контроль за соблюдением договорных объемов осуществляется по приборам учета исполнителя (при их наличии) или расчетным методом в соответствии с приложением N 1 к договору (пункт 5.4).
В случае отсутствия прибора учета, определение количества поставленных тепловой энергии и теплоносителя производится на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункт 5.5 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора исполнитель обязался оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии и невозвращенный теплоноситель в соответствии с разделом 7 договора.
В силу пункта 7.3.1 договора оплата за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию осуществляется до 15-го числа месяца следующего за расчетным, за который осуществляется оплата.
За нарушение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором (пункты 8.1, 8.3 договора).
Согласно пояснениям истца, в период с 01.11.2016 по 28.02.2017 им поставлена ответчику тепловая энергия, объем которой определен согласно показаниям приборов учета, имеющихся на входе в дома (ОПУ на отопление и ОПУ на ГВС). Расчет стоимости поставленной теплоэнергии произведен истцом в соответствии с тарифами на отопление и на горячую воду, установленными Комитетом по ценам и тарифам Московской области, а именно, по тарифу на отопление - 2 187,48 руб./Гкал, на горячую воду: 26,67 руб./куб.м. (за холодную воду), 2 187,48 руб./Гкал (за тепловую энергию).
Начисление за горячее водоснабжение (подогрев) произведен на основании предоставленных сведений управляющей компании (куб.м. 0,055 Гкал/куб.м.).
Начисление за отопление производится:
- (1/7) по формуле N 2 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги: Pi = Si (общая площадь жилого помещения) Nt (норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержденный постановлением Главы Солнечногорского района, составляет 0,016 Гкал/кв.м. в месяц)
Тт (тариф на тепловую энергию установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации)
12 месяцев;
- (1/12) для жилых домов пришедших в УК к концу 2016 года отопление начисляется из расчета 1/12 исходя из норматива 0,016 Гкал/кв.м. в месяц календарного года;
- по показаниям приборов учета ТЭ, по формуле Pi = V (объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета в жилом помещении) Т (тариф (цена) на коммунальный ресурс установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно пояснениям истца, исходя из Правил N 354, величина норматива 0,016 Гкал/кв.м. рассчитана как У от годового норматива отопления.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытой системе горячего водоснабжения (пункт 38 Правил N 354, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 13.05.2013).
Таким образом, истец указывает на то, что в период с ноября 2016 года по февраль 2017 года начисления за потребленные ответчиком ресурсы им производились следующим образом:
- по МКД оборудованным общедомовыми приборами учета - согласно показаниям ОДПУ;
- по МКД не оборудованным общедомовыми приборами учета - исходя из нормативного потребления в соответствии с приложением N 1 к договору.
Исходя из изложенного, истец рассчитал стоимость поставленной в МКД ответчика тепловой энергии, которая ответчиком не оплачена в полном объеме, задолженность на дату судебного разбирательства, согласно расчетам истца, составляет 771 650,04 руб.
В соответствии с положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Судом установлено, что, согласно схемам теплоснабжения, многоквартирные дома под управлением ответчика снабжаются горячим водоснабжением, которое приготавливается истцом на котельных, находящихся в ведении РСО, и после этого поступает в дом, т.е. дом имеет централизованную закрытую систему горячего водоснабжения и отопления.
В силу пункта 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.
Установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду при закрытой системе горячего водоснабжения, включающего в себя компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, прямо предусмотрено пунктом 9 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" и пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 1149 от 08.11.12).
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008, в редакции постановления N 1149 от 08.11.12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность). Финансовые потребности определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
С 23.03.13 действуют Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 13.05.2013 в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", регулирующие вопросы установления тарифов на горячую воду (пункты 88 - 93).
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения также предусматривают, что органами регулирования тарифов устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. В случае, если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, значение компонента на холодную воду определяется органом регулирования тарифов исходя из финансовых потребностей такой регулируемой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды. Финансовые потребности определяются органами регулирования тарифов на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Сторонами не оспаривается наличие на объекте поставки энергоресурсов ответчика закрытой системы водоснабжения, а также приборов учета, позволяющих учитывать объем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в кубических метрах и в гигакалориях (тепловой энергии в составе горячей воды).
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 и вступили в силу с 01.09.2012.
В соответствии с пунктом 2 примечания к Правилам N 354 настоящий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы.
В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), настоящий расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Согласно абзацу 1 пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов (абзац 6 пункта 38 Правил N 354).
В соответствии с представленным в материалы дела постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 06.10.15 N 3120 истец МУП "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" наделен статусом единой теплоснабжающей организации. Также указанным постановлением установлена зона деятельности единой теплоснабжающей организации на территориях муниципальных образований: городское поселение Солнечногорск, городское поселение Поварово, сельское поселение Соколовское, сельское поселение Смирновское, сельское поселение Кривцовское.
Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области N 164-Р от 18.12.2015, N 207-р от 19.12.2016 установлены тарифы на горячую воду на 2016-2017 гг., в том числе, для закрытых систем горячего водоснабжения, для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение.
В соответствии с приложением N 1 к вышеуказанному распоряжению для МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" установлены тарифы компонента на холодную воду, компонента на тепловую энергию, тогда как тариф на горячую воду (руб./куб.м.) указанным документом не установлен.
На основании вышеизложенного метод расчета задолженности, предложенный истцом, является корректным только в том случае, если компетентным органом установлен тариф, отличный от одноставочного. В рассматриваемом случае дифференцированный тариф на спорный период не установлен.
В связи с указанным судом первой инстанции правомерно признал обоснованным контррасчет ответчика, поскольку расчет истца произведен без учета установленных судом обстоятельств применения одноставочных и дифференцированных тарифов.
Согласно расчету ООО "УК Креатив" фактически потребленные коммунальные ресурсы тепловой энергии за период с ноября 2016 года по февраль 2017 года составили на общую сумму 988 630,49 руб.
Поскольку фактически ответчиком было оплачено за взыскиваемый период 500 000 руб. (подтверждается платежными поручениями), то задолженность ответчика перед истцом составляет 488 630,49 руб.
Контррасчет ответчика проверен, установлено, что он составлен с учетом показаний индивидуальных приборов учета, является законным и обоснованным.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика основного долга частично - в размере 488 630,49 руб.
Довод истца в апелляционной жалобе, что норматив для услуги отопления в 2016 года составляет 0,016 Гкал/ кВ.м. в месяц календарного года, несостоятелен.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 5).
Соответственно расчет норматива по услуге "отопление" производился исходя из 7 месяцев отопительного периода.
Установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится, подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, т.к. составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.
По условиям договора теплоснабжения расчетным периодом является отчетный месяц (пункт 7.3.1 договора). Оплата за отопление собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов осуществляется в течение 12 месяцев календарного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги но отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.
В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года, (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 857 от 27.12.2012 Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области издало распоряжение N 33 от 13.09.2012, которым установило, что на территории Московской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, используя при этом нормативы на коммунальные услуги, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 1, в случае принятия органом государственной власти решения об осуществлении потребителем оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением, коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальные услуги по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода (7 месяцев) в году на количество календарных месяцев (12 месяцев) в году (Формула 1: Pi = Si (NT
К)
Тт: где: Si - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при расчетах за услугу по отоплению жителями Московской области применяется коэффициент периодичности платежа равен 7/12, вследствие чего расчет потребления за услугу отопление при оплате жителями 12 месяцев равен 0,016 Гкал/кВ.м. 7/12, в соответствии с формулой 1 вышеуказанного постановления.
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Обоснованность применения коэффициента 7/12 при расчете управляющей компанией объема тепловой энергии подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации в от 26.01.2016 N 305-ЭС15-18572 по делу N А40-144760/12.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2: Р = S, NT
Тт, где: NT -общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; N - норматив потребленш коммунальной услуги по отоплению; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанного законодательства Министерство строительного и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Письмом N 38988-ОГ/04 от 23.11.2015 разъясняет, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Таким образом, неверная методика расчета по услуге отопления истцом приводит к завышению выставляемых объемов коммунальных ресурсов, как следствие, суммы денежных средств к оплате в счетах в большем объеме.
Довод истца в апелляционной жалобе о непредставлении ответчиком в адрес истца сведений по показаниям приборов учета, не соответствует материалам дела.
Сопроводительными письмами ответчик направлял истцу "Сводные ведомости начислений" по каждому многоквартирному дому по каждому месяцу искового периода, входящие номера МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства":
N 166 от 01.12.2016 показания приборов учета за ноябрь,
N 174 от 25.12.2016 показания приборов учета за декабрь,
N 004 от 25.01.2017 показания приборов учета за январь,
N 016 от 22.02.2017 показания приборов учета за февраль.
Получив претензию N 428 от 21.02.2017 от МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" по оплате услуг теплоснабжения за период с ноября 2016 года по январь 2017 года на общую сумму 969 536,62 руб., в ответ ответчик направил возражение на претензию от 02.03.2017 N 23, в котором не согласился с расчетом объемов коммунального ресурса истцом по договорным величинам, без учета показаний приборов учета.
Истец не обосновал недостоверность и неполноту представленных ответчиком сведений по показаниям приборов учета в материалы дела, не представил доказательств не достоверности показаний индивидуальных приборов учета представленных ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик на основании объемов, полученных по приборам учета (ОДПУ, ИПУ), и нормативов произвел расчет фактического потребления тепловой энергии жителями многоквартирных домов, в соответствии с вышеуказанным федеральным законодательством и Правилами N 354.
Стоимость фактического потребления тепловой энергии по договору теплоснабжения N 1113 от 23.09.2015 за спорный период с ноября 2016 г. по февраль 2017 г составляет 988 630,49 руб., произведено оплат ответчиком за исковой период на сумму 500 000 руб., что подтверждается платежными поручениями, таким образом сумма задолженности составила 488 630,49 руб.
Довод истца в апелляционной жалобе, о наличии открытой системы теплоснабжения в многоквартирных домах ответчика противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 распоряжений Комитета по ценам и тарифам Московской области N 164-р от 18.12.2015 и N 207-р от 19.12.2016 об установлении тарифов на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2016-2017 гг. в Солнечногорском муниципальном районе Московской области отсутствует в качестве поставщика, а также отсутствует тариф, установленный в отношении МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Ответчиком представлен контррасчет пени, рассчитанный с учетом установленной задолженности в размере 988 630,49 руб., согласно которому размер пени за взыскиваемый период с 16.12.2016 по 07.07.2017 составил 36 961,84 руб.
Представленный ответчиком расчет пени проверен судом апелляционной инстанции и признан верным и соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование истца о взыскании законной неустойки частично - в размере 36 961,84 руб. за период с 16.12.2016 по 07.07.2017.
Выводы суда при рассмотрении настоящего спора согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Московского округа по делам N А41-28244/17, N А41-42779/16, N А41-28358/17.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2017 года по делу N А41-28242/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.