город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2018 г. |
дело N А53-37280/2017 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.02.2018 по делу N А53-37280/2017, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
к индивидуальному предпринимателю Елисееву Олегу Анатольевичу
о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - заявитель, ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Елисеева Олега Анатольевича (далее - ИП Елисеев О.А., предприниматель) 2 324,75 рублей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2018 в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления отказано. В иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, требование инспекции удовлетворить, ссылаясь на уважительность пропуска срока подачи заявления.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с главой 34 НК РФ, и поступившей в инспекцию информацией от Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону исх. N 3657 от 22.06.2017 передано сальдо в отношении Елисеева Олега Анатольевича по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии на общую сумму 2 324, 75 рублей.
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии по состоянию на 01.01.2017, налогов (сборов) на сумму 2 200,39 руб., пени 124,36 руб. Итого: 2 324.75 рублей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону в адрес Елисеева О.А., направленно требование N 071SO1160363380 от 06.09.2016. Срок исполнения требования установлен до 26.09.2016 согласно ч. 5 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В установленный в требовании срок до 26.09.2016 обязанность по исполнению требования предпринимателем не исполнена.
В связи с неисполнением Елисеевым Олегом Анатольевичем ИНН 616513814055, требования N 071SO1160363380 от 06.09.2016, инспекцией в порядке ст.46 НК РФ, принято решение N151 от 14.07.2017 о взыскании недоимки через суд, в связи с чем, ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 324, 75 руб. и ходатайством о восстановлении срока на подачу заявления.
Принимая решение, суд первой инстанции, не усмотрев оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд за взысканием спорных сумм, правомерно отказал инспекции в удовлетворении соответствующего ходатайства, поскольку передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока (Письмо ФНС России от 10.04.2017 N СА-4-7/6772@ "О взыскании недоимки по страховым взносам"), а доказательства свидетельствующие об уважительности названных причин либо подтверждающие наличие исключительных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, не представлены.
Суд апелляционной инстанции повторно исследовав материалы дела также не находит оснований для удовлетворения ходатайства инспекции.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 19 Закона N 250-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01.01.2017, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным указанным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Исходя из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам (пени) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (пункт 4 ст. 70 НК РФ), при этом требование об уплате налога (пени, штрафа) должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с ч. 1-3 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Положения статьи 46 НК РФ применяются также при взыскании пеней и штрафов (пункты 9, 10 статьи 46 Кодекса).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Исходя из системного толкования вышеизложенных норм законодательства Пенсионный фонд мог приступить к процедуре принудительного взыскания пени после погашения недоимки.
Согласно представленной в материалы дела таблицы расчета пени по страховым взносам задолженность в размере 2200,39 руб. образовалась по срокам уплаты 01.01.2015, пени начислены за период со 02.04.2016 по 13.06.2016 в размере -58,00 руб., за период с 14.06.2016 по 06.09.2016 в размере - 65,46 руб., т.е. за период 2, 3 кварталы 2016 года.
Налоговый орган представил в материалы дела решение N 151 от 14.07.2017, из которого следует, что ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону направила требование об уплате налогов, сборов, пени в адрес должника от 06.09.2016 N 071S01160363380, вынесенное еще пенсионным фондом.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (абз. 7 п. 6 Информационного письма Президиум ВАС РФ в от 17 марта 2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Требованием от 06.09.2016 должнику предложено уплатить задолженность по недоимке по страховым взносам, пени по страховым взносам в срок до 26.09.2016, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд за взысканием задолженности по указанным требованиям - не позднее 26.03.2017.
Налоговый орган обратился в суд за взысканием данных платежей 07.12.2017, т.е. с пропуском установленного срока.
В соответствии с абз. 3 пункта 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Кроме того, лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
Согласно письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону от 22.06.2017 N 3657 в адрес налогового органа была направлена информация о выгруженных остатках по состоянию на 01.01.2017 в отношении плательщиков, следовательно, информация была направлена в электронном виде ранее, чем подготовлено письмо.
Налоговый орган в ходатайстве о восстановлении срока, указывает, что вышеназванное письмо зарегистрировано 03.07.2017 N 037899, следовательно, налоговый орган должен был принимать меры для взыскания задолженности с 03.07.2017, решение N 151 о взыскании недоимки через суд приято Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону 14.07.2017, с заявлением о взыскании инспекция обратилась в арбитражный суд только 07.12.2017, то есть с пропуском установленного срока.
Как разъяснено в пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании задолженности и отсутствие уважительных причин для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2018 по делу N А53-37280/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37280/2017
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, ИФНС по Октябрьскому району
Ответчик: Елисеев Олег Анатольевич