г. Ессентуки |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А25-234/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Казаковой Г.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 по делу N А25-234/2017 (судья Миллер Д.В.)
по исковому заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дышекова Мухарби Зауровича (ОГРН 309091908600012, ИНН 090500407810)
к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900709245, ИНН 0901024381)
о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении гранта,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917004860, ИНН 0917012790),
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дышеков Мухарби Заурович (далее - Дышеков М.З., глава КФХ, истец) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минсельхоз КЧР, министерство, ответчик) о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении гранта в размере 403 871 рубль.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минфин КЧР).
Решением суда от 21.02.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком обязательства по выплате гранта в полном объеме не исполнены, в связи с чем, требования истца являются обоснованными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхозом КЧР подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что предпринимателем нарушены условия соглашения в части предоставления ежеквартальной отчетности. Кроме того, согласно справке Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике глава КФХ пенсионных отчислений за 2014 год и 2016 год за работников КФХ не производил - работников в найме не имеет. При таких обстоятельствах, по мнению апеллянта, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 по делу N А25-234/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 30.06.2014 Дышеков М.З. обратился в Минсельхоз КЧР с заявкой на получение гранта на развитие семейных животноводческих ферм, приложив к заявлению необходимые документы (т. 1, л.д. 65-84).
25.07.2014 между Дышековым М.З. (получатель) и Минсельхозом КЧР (министерство) заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств (т. 1, л.д. 48-50).
По условиям соглашения министерство предоставляет получателю бюджетные средства - грант на развитие семейных животноводческих ферм. Сумма гранта составляет 1 130 650 рублей, в том числе из федерального бюджета - 701 000 рублей, из республиканского бюджета - 429 650 рублей (пункты 1.1 и 1.2 соглашения).
Согласно пункту 1.3 соглашения расходование средств осуществляется получателем в соответствии с планом расходов. Изменение плана (реестра) расходов получателем допустимо в пределах 8-10% от контрольной статьи расходов. В случае экономии получателя по конкретной статье расходов, средства экономии можно расходовать на любую другую позицию плана расходов, представленного министерству.
Получатель обязуется: обеспечить целевое использование средств и предоставить отчетность о целевом использовании полученных средств по мере их использования в письменной форме с приложением подтверждающих документов первичной бухгалтерской отчетности в срок, не превышающий 18 календарных месяцев с момента получения средств; осуществлять деятельность по ведению КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта; создать не менее 3 и не более 15 рабочих мест; предоставлять ежеквартально отчетность о хозяйственной деятельности КФХ по форме, согласно приложению к соглашению (пункт 1.4 соглашения).
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения оно вступает в силу со дня выплаты средств получателю и действует пять полных календарных лет (из расчета 365 дней в году), а в части выполнения обязательств получателем - до полного выполнения обязательств по нему.
Истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по соглашению, в адрес министерства представлена вся необходимая документация, в том числе отчет о целевом расходовании грана от 01.10.2014 и от 01.01.2017, а также акты закупок сельскохозяйственных животных. Также истец надлежащим образом исполнял условия соглашения уже после частичного получения гранта (т. 1, л.д. 134-143).
Минсельхоз КЧР обязательства по соглашению исполнило частично, перечислив истцу денежные средства по соглашению в сумме 726 779 рублей (701 000 рублей федеральный бюджет, 25 779 рублей - бюджет республики), что подтверждается платежными поручениями N 270040 от 07.08.2014 и N 542176 от 31.12.2014 (т. 1, л.д. 132-133).
08.11.2017 истцом в адрес ответчика направлена претензия о необходимости погашения образовавшейся задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения (т. 1, л.д. 52-53).
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (в редакции, применимой к правоотношениям сторон).
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации
В целях поддержки семейных животноводческих ферм Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло постановление от 26.06.2012 N 258 "Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Порядок предоставления грантов).
Порядок предоставления грантов регламентирует процедуру и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - гранты) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2015-2017 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2014 N 129 (далее - Программа), в целях поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения производства и сбыта животноводческой продукции (пункт 1 Порядка предоставления грантов).
В силу пункта 2 Порядка предоставления грантов, гранты предоставляются из республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных Карачаево-Черкесской Республике на софинансирование расходных обязательств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм".
Как следует из пунктов 3, 5 Порядка предоставления грантов, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса по отбору участников Программы (далее - конкурс). Организатором проведения конкурсного отбора претендентов на получение грантов (далее - конкурсный отбор) является Минсельхоз КЧР.
В силу пунктов 18, 19 Порядка предоставления грантов, министерство в срок не более 15 дней с момента принятия решения конкурсной комиссией согласно сводному реестру, сформированному в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, составляет заявки на предоставление объемов финансирования и реестр ассигнований в разрезе получателей грантов и представляет их в Минфин КЧР для перечисления денежных средств на лицевой счет министерства в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета. Министерство в срок не более 5 рабочих дней с даты поступления денежных средств на лицевой счет составляет заявку на кассовый расход по каждому получателю гранта для перечисления денежных средств получателям грантов на счета, открытые ими в банковских организациях.
Таким образом, выделение субсидии обусловлено возникновением сложного юридического состава, включающего наличие властно-распорядительных полномочий министерства и гражданско-правовых отношений, возникающих на базе властно-распорядительных функций в виде заключенного между сторонами соглашения о предоставлении субсидии в рамках целевой программы.
В рамках заключенного соглашения министерство взяло на себя обязательство по предоставлению Дышекову М.З. гранта на развитие семейных животноводческих ферм на сумму 1 130 650 рублей. Обязательство министерством в рамках заключенного соглашения исполнено частично, в адрес главы КФХ перечислено 726 779 рублей.
Поскольку министерство в добровольном порядке не исполнило в полном объеме обязательства по перечислению гранта в адрес получателя; соглашение, заключенное между сторонами, действующее, участниками сделки не расторгнуто, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательства в полном объеме в рамках соглашения у министерства отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца сумму невыплаченного гранта в размере 403 871 рубль.
Доводы министерства в качестве оснований для отмены судебного акта со ссылкой на нарушение главой КФХ условий предоставления гранта, в частности, отсутствие сданной отчетности и не создание трех рабочих мест, отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.
Принимая во внимание предмет спора - взыскание недоплаченной по соглашению суммы гранта и отсутствие встречного требования со стороны министерства о возврате суммы перечисленного гранта, в связи с неисполнением условий заключенного соглашения, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по гранту в рамках соглашения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 по делу N А25-234/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.