город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2018 г. |
дело N А32-47885/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Галова В.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: Лазарович А.С. по доверенности от 27.12.2017,
от ответчика: представитель Гуляева Т.Л. по доверенности от 20.10.2017,
после перерыва:
от истца: Лазарович А.С. по доверенности от 27.12.2017, Белявская Е.В. по доверенности от 27.12.2017,
от ответчика: Гуляева Т.Л. по доверенности от 20.10.2017, Казачек А.Н., директор, приказ N 2-У,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кореновскагрохимия"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.02.2018 по делу N А32-47885/2017
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Кореновскагрохимия"
при участии третьего лица: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об изъятии земельного участка,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кореновскагрохимия", в котором просило:
- прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:707 площадью 127 117+/- 624 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- изъять в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- изъять в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:707 площадью 127 117 +/- 624 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- определить возмещение за изымаемые земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м и 23:12:0603000:707 площадью 127 117 +/- 624 кв. м, расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящиеся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в размере 5 742 143 (пять миллионов семьсот сорок две тысячи сто сорок три) рубля 00 копеек (НДС не облагается), который включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости 5 142 641 (пять миллионов сто сорок две тысячи шестьсот сорок один) рубль 00 копеек, размер убытков - 599 502 (пятьсот девяносто девять тысяч пятьсот два) рубля 00 копеек;
- указать, что решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м и 23:12:0603000:707 площадью 127 117 +/- 624 кв. м, расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящиеся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;
- обязать ООО "Кореновскагрохимия" предоставить сведения о номерах расчетных счетов, наименовании и местонахождении банков, в которых открыты расчетные счета для перечисления возмещения за изымаемый земельный участок;
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок необходим Российской Федерации для строительства объекта федеральной собственности, процедура изъятия соблюдена.
К участию в деле в качестве третьих лиц третьего лица, не заявляющих заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2018 требования об определении размера компенсации и об обязании ответчика представить платежные реквизиты выделить в отдельное производство. Суд прекратил право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; суд прекратил право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:707 площадью 127 117+/- 624 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; суд изъял в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; суд изъял в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:707 площадью 127 117 +/- 624 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; Суд указал, что настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м и 23:12:0603000:707 площадью 127 117 +/- 624 кв. м, расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящиеся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Суд обратил настоящее решение к немедленному исполнению. Суд взыскал с ООО "Кореновскагрохимия" пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта 6 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Суд указал, что в соответствии со статьей 49 ЗК РФ Минтранс России принято распоряжение от 14.04.2017 N ВЧ-17-р "Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла", согласно которому путем выкупа для нужд Российской Федерации изымаются земельные участки в Кореновском, Тимашевском и Калининском районах Краснодарского края. Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий ответчику, подпал под категории земель, подлежащих выкупу согласно распоряжению. Суд указал, что информация о вынесенном распоряжении была размещена на интернет сайте администрации Кореновского городского поселения. Суд установил, что истцом в адрес ответчика был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка, поскольку ответчик соглашение не подписал, истец обратился с требованием о принудительном изъятии земельного участка. Суд признал указанное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суд также удовлетворил требование истца о прекращении права собственности на земельные участки площадью с кадастровыми номерами: 23:12:0603000:706 и 23:12:0603000:707, суд указал, что указанное требование заявлено истцом в целях установления правовой определенности во взаимоотношениях субъектов спорных правоотношений. Суд указал, что поскольку строительство объекта, для реализации которого изымаются спорные земельные участки, предусмотрено Федеральной целевой программой, имеет статус объекта государственной важности, возражения ответчика относительно стоимости изымаемого участка требуют дополнительного исследования судом, что невозможно в условиях ограниченного времени для реализации программы, в связи с чем суд пришел к выводу, что указанное требование необходимо выделить в отдельное производство. Суд также указал, что поскольку спор по настоящему делу сводится к размеру возмещения в связи с изъятием участка, правомерность изъятия и основания такового ответчиком не оспаривается, суд пришел к выводу, что требование об обращении решения к немедленному исполнению также подлежит удовлетворению.
Общество с ограниченной ответственностью "Кореновскагрохимия" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда в части выдела требования об определении размера компенсации в отдельное производство и об обязании ответчика представить платежные реквизиты в отдельное производство отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку представленный с соглашением об урегулировании отчет об оценке недостоверен, составлен с нарушениями, на что ответчик указал истцу в ответ на направленное ему соглашение, однако ОАО "РЖД" не приняло мер по досудебному урегулированию спора. Суд не учел, что статья 35 Конституции РФ не позволяет производить изъятие до выплаты компенсации, указанное также отражено в статье 56.11 ЗК РФ (переход права собственности возможен только после возмещения расходов).
Апелляционная жалоба рассматривалась в судебном заседании с перерывом, объявленным в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 19.04.2018 до 20.04.2018, после чего судебное заседание было продолжено в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечило. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Также исходя из доводов жалобы о невозможности раздельного рассмотрения требований об изъятии и о компенсации заявил ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (далее по тексту ДКРС ОАО "РЖД") осуществляет реализацию проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рам-ках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
В соответствии статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (МИНТРАНС РОССИИ) принято распоряжение от 14.04.2017 N ВЧ-17-р "Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" (далее - Распоряжение об изъятии) об утверждении перечня земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в рамках комплексного проекта.
Путем выкупа для нужд Российской Федерации изымаются земельные участки в Кореновском, Тимашевском и Калининском районах Краснодарского края.
Согласно пункту 2 преамбулы Распоряжения об изъятии ОАО "РЖД" обеспечивает проведение мероприятии направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к распоряжению Росжелдора от 14.04.2017 N ВЧ-17-р, части исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0603000:486, площадью 49 478 кв. м и 127 117 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, 1.0 км северо-западнее, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", подлежат изъятию для государственных нужд.
Исходный земельный участок находится в собственности ООО "Кореновскагрохимия" ИНН:2335014383, ОГРН:103231969551, ограничений (обременении) на указанные земельные участки не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.10.2017 N 99/2017/33068853.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:12:0603000:486 образован земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:706 площадью 49 477 +/- 389 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.10.2017 N 99/2017/33068901.
Также в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:12:0604000:486 образован земельный участок с кадастровым номером 23:12:0603000:707 площадью 127 117 +/- 624 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.10.2017 N 99/2017/33069546.
В результате изъятия земельного участка для государственных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом Распоряжении об изъятии земельного участка для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5 ст. 279 ГК РФ).
В результате изъятия земельного участка для государственных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации Росжелдором проведены следующие мероприятия:
05.06.2017 на официальном сайте Администрации Кореновского городского поселения район было размещено Распоряжение об изъятии от 14.04.2017 N ВЧ-17-р, что подтверждается сведениями, которые находятся по электронному адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://korenovsk-gorod.rU/about/info/news/l0954/?sphrase_id=9589.
В связи с отсутствием сведений об адресе собственника земельного участка, копия распоряжения об изъятии от 14.04.2017 N ВЧ-17-р, согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ему не направлялась.
ДКРС ОАО "РЖД" в адрес Ответчика был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка от 21.07.2017 N 964-ИРД, которое получено представителем ООО "Кореновскагрохимия" 25.07.2017, о чем имеется соответствующая отметка на индивидуальном доставочном листе N 33134417.
В установленные сроки соглашение об изъятии ответчиком подписано не было, предложения о внесении изменений в соглашение не представлены, в связи с чем, ОАО "РЖД" было вынуждено обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством объектов федерального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (автомобильные дороги федерального значения, объекты федерального транспорта и т.д.).
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (МИНТРАНС РОССИИ) принято распоряжение от 14.04.2017 N ВЧ-17-р "Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" (далее - Распоряжение об изъятии) об утверждении перечня земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в рамках комплексного проекта.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Орган, принявший решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации (часть 1 статьи 26 Закона N 499-ФЗ).
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с Распоряжением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении учреждением порядка принудительного изъятия принадлежащей ответчику на праве собственности части земельного участка.
Суд также указал, что решение об изъятии имущества является основанием для регистрации права собственности на изъятое имущество за Российской Федерацией уполномоченным государственным органом.
Суд первой инстанции также отметил, что право собственности за обществом на сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, не зарегистрировано, уполномоченный орган не будет иметь возможность внести в соответствующий реестр запись о прекращении права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.4. Кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В настоящем случае возникает ситуация, когда у Российской Федерации и у общества будут одновременно иметься разные, но оба законные основания для регистрации права собственности на участки за собой, у государства - решение суда об изъятии участка, у ответчика - норма закона (пункт 2 статьи 11.4 Кодекса).
Суд удовлетворил требование о прекращении права собственности на земельные участки площадью с кадастровыми номерами: 23:12:0603000:706 и 23:12:0603000:707.
Суд первой инстанции также правомерно учел, что спорные земельные участки изымаются для строительства объекта государственной важности с императивно установленными Правительством РФ сроками его строительства. Рассматриваемый в настоящем деле иск подан ОАО "РЖД" в интересах Российской Федерации. Уровень органа, утвердившего программу развития транспортной системы России, и как следствие, статус объекта строительства, предполагает, что замедление исполнения настоящего решения может привести к причинению значительного ущерба государству. С учетом изложенного, суд удовлетворил требование об обращении решения к немедленному исполнению.
Ответчиком решение суда в указанной части не оспаривается, в связи с чем законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в обжалуемой части с учетом части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не оспаривания правомерность изъятия участков в целом, ответчик не соглашается с тем, что таковое произведено обжалуемым решением до определения и выплаты ответчику компенсации.
Как указано выше, истец в числе прочих требований заявлял и требования об определении возмещения за изымаемые земельные участки.
В силу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.
Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, включая в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, в том числе убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 6 Обзора судебного практики от 10.12.2015).
По смыслу статьи 282 ГК РФ и пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора, исходя из вида разрешенного использования, установленного до начала процедуры его изъятия (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 89-КГ15-4).
Как видно, ответчиком в добровольном порядке соглашение об изъятии не было подписано именно по причине несогласия с размером возмещения за изымаемые участки, достоверность отчета ответчиком оспаривается.
С учетом указанного и принимая во внимание, что строительство объекта, для реализации которого изымаются спорные земельные участки, предусмотрено Федеральной целевой программой, возводимый объект имеет статус объекта государственной важности, реализация программы связана со значительными затратами времени при императивно установленных сроках завершения строительства, и одновременно принимая во внимание необходимость проверки доводов ответчика о недостоверности отчета по существу, учитывая отсутствие у суда специальных познаний в области оценочной деятельности, суд первой инстанции выделил в отдельное производство требования об определении размера компенсации в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу приведенной нормы права арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Учтя изложенное, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 130 АПК РФ, сделал вывод о возможности и целесообразности выделения требований об определении размера компенсации и об обязании ответчика предоставить сведения о платежных реквизитах для перечисления возмещения в отдельное производство для достижения максимально возможного баланса частных и публичных интересов, а также в целях эффективного правосудия. Поскольку в настоящее время судом рассматривается требование об определении размера возмещения, связанного с прекращением права собственности общества на спорные участки ввиду их изъятия, право ответчика на судебную защиту не ограничено; с учетом положений части 2 статьи 56.11 ЗК РФ оснований считать, что раздельное рассмотрение требований повлекло за собой принятие неправильного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется (аналогичная правовая позиция поддержана Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу N А21-7266/2015). Доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Учитывая указанное нет оснований и для назначения в суде апелляционной инстанции судебной оценочной экспертизы для целей доказывания обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, где в настоящее время рассматриваются выделенные требования истца. Само по себе неверное определение размера возмещения истцом, если таковое и имело место, не является обстоятельством, исключающим изъятие, но влечет, как указано выше, необходимость установления действительного размера возмещения, в силу чего данный вопрос может и должен рассматриваться в рамках производства по выделенным требованиям.
Довод о несоблюдении истцом порядка досудебного урегулирования спора отклоняется как основанный на неверном понимании норм процессуального права. Недостижение сторонами согласия в рамках досудебной процедуры не свидетельствует о том, что такая процедура не состоялась и, напротив, как раз и является основанием к обращению за судебной защитой.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2018 по делу N А32-47885/2017 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47885/2017
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала ОАО "РЖД"- Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта ДКРС ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице ДКРС "РЖД"
Ответчик: ООО "Кореновскагрохимия"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5080/18
16.08.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5080/18
27.04.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4739/18
09.02.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47885/17