г. Саратов |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А57-22390/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 23.04.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 27.04.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2018 года по делу N А57-22390/2017 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (ОГРН 102640219816, ИНН 6450031793, г. Саратов)
о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
по встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (ОГРН 102640219816, ИНН 6450031793, г. Саратов)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2016 года,
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (г. Саратов).
при участии в судебном заседании:
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Карась Н.А., доверенность от 26.12.2017 (срок доверенности по 19.12.2020);
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова - Бедринцев А.Ю., доверенность N 09-3012 от 11.04.2018 (срок доверенности по 31.12.2018);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (далее - ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова, Управление, УПФ) о признании недействительным решения от 22.06.2017 N 073S19170006919 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова обратилось в Арбитражный суд Саратовской области со встречным исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2016 года в сумме 7 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2018 года признано недействительным решение ГУ - УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова от 22.06.2017 N 073S19170006919 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В удовлетворении встречного искового заявления ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова о взыскании с ОАО "РЖД" финансовых санкций в сумме 7 000 руб. - отказано.
Кроме того, суд взыскал с ГУ - УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова в пользу ОАО "РЖД" расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ОАО "РЖД" отказать в полном объеме, а также удовлетворить встречное исковое заявление ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова.
ОАО "РЖД" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.03.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в лице филиала Приволжская железная дорога зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ - УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова.
Страхователь ОАО "РЖД" в лице филиала Приволжская железная дорога представило в ГУ - УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова исходные сведения о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года, по форме СЗВ-М, в установленный срок. В последующем, 26.01.2017 страхователь представил в территориальный орган ПФР дополняющую форму СЗВ-М на 14 застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения по названной форме не представлялись.
Представление дополняющей формы СЗВ-М явилось основанием для проведения в отношении страхователя проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений по форме электронного документа.
По результатам проверки Управлением в отношении страхователя ОАО "РЖД" в лице филиала Приволжская железная дорога составлен Акт проверки от 18.05.2017 N 073S18170007805, которым установлены следующие нарушения: исходная форма СЗВ-М за сентябрь 2016 г. представлена своевременно, однако 26.01.2017 организацией представлена дополняющая форма СЗВ-М за сентябрь 2016 года на 14 застрахованных лиц, отсутствующих в исходной форме, что образует правонарушение по пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (несвоевременное представление сведений).
Решением Управления от 22.06.2017 N 073S19170006919, ОАО "РЖД" в лице филиала Приволжская железная дорога привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных сведений в виде штрафа в размере 7 000 руб.
Оспаривая названное решение в судебном порядке, страхователь утверждает, что самостоятельно устранил допущенные неточности в представлении сведений 26.01.2017, то есть до составления акта проверки 18.05.2017, в связи с чем, его привлечение к ответственности незаконно. Кроме того, заявитель отмечает, что Управление в оспариваемом решении допустило неверную квалификацию его действия как неполноту (недостоверность) представления сведений, в данном случае следовало квалифицировать как непредставление сведений.
Управление обратилось в Арбитражный суд Саратовской области со встречным исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2016 года в сумме 7 000 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования ОАО "РЖД", пришел к выводу о том, что оснований для привлечения Общества к ответственности за представление дополнительных сведений у УПФ не имелось, в связи с чем, не имеется оснований для взыскания с Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" финансовых санкций в размере 7 000 руб.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ОАО "РЖД" в лице Приволжская железная дорога является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года подлежали представлению в орган пенсионного фонда не позднее 10.11.2016.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" представило в УПФ исходную форму СЗВ-М за сентябрь 2016 года в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Впоследствии, Общество, установив, что в исходных формах СЗВ-М за сентябрь 2016 года, отсутствовали сведения о четырнадцати застрахованных лицах, 26.01.2017 представило дополняющую форму СЗВ-М за сентябрь 2016 года на 14 застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения по названной форме не представлялись.
Как следует из мотивировочной части оспариваемого решения, ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова признало данное обстоятельство несвоевременным представлением страхователем плательщиком сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, на 14 застрахованных лиц и пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
При этом в резолютивной части решения состав правонарушения указан как неполнота представленных сведений.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, т.е. на момент предоставления дополняющей формы и вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, приложением N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" была предусмотрена возможность представления организациями корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом пенсионного фонда.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549).
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Названное письмо на момент принятия оспариваемого решения от 22.06.2017 являлось действующим, не было отменено и по своей сути являлось указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Судом первой инстанции установлено, что Общество самостоятельно выявило ошибку и подало уточненные индивидуальные сведения на своих работников.
Доказательств того, что именно управление Пенсионного фонда уведомило страхователя о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, в арбитражный суд не представлено.
Кроме того, на момент составления акта проверки от 18.05.2017, Общество уже (26.01.2017) представило уточненные сведения о начисленных страховых взносах за сентябрь 2016 года, в связи с чем, не было никаких оснований считать представленные откорректированные сведения - недостоверными.
Таким образом, руководствуясь положениями статей 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", суд апелляционной инстанции находит, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправлены Обществом, в связи с чем, данные обстоятельства не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2017 N Ф06-26748/2017 по делу N А12-3595/2017.
Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Управлением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и взыскании с Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" финансовых санкций в размере 7000 руб.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова указывает, что в данном случае предоставленные Обществом дополняющие сведения на 14 застрахованных лиц нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о данных застрахованных лицах отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод Управления в силу следующего.
Как указано выше, нормой Закона N 27-ФЗ закреплено как право страхователя дополнять, так и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Обществом в установленный срок представлены сведения о застрахованных лицах по установленной форме за сентябрь 2016 года.
Общество самостоятельно установило неполноту данных сведений и отсутствие в них сведений о четырнадцати застрахованных лицах, в связи с чем, направило в орган Пенсионного Фонда дополняющие сведения за указанный период.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности.
Указанный ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова в апелляционной жалобе подход по сути лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае предоставления неполных сведений о количестве застрахованных лиц за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, выводы суда о неправомерности оспариваемого решения ГУ - УПФР в Волжском районе г. Саратова являются верными.
С учетом указанных выше выводов, оснований для удовлетворения встречного иска Управления о взыскании финансовых санкций по оспариваемому решению, у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2018 года по делу N А57-22390/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.