г. Москва |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А40-227481/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ТД "Перекресток"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2018 по делу N А40-227481/17, принятое судьей Девицкой Н.Е.
по заявлению АО "ТД "Перекресток"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным и отмене постановления N 09-228в/2017 от 20.09.2017 г
при участии:
от заявителя: |
Магурин Н.Н. по дов. от 09.10.2017, Сысов А.Г. по дов. от 10.10.2017; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Торговый дом "Перекресток" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям о признании незаконным и отмене постановления N 09-228в/2017 от 20.09.2017 г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2018 по делу N А40-227481/17 в удовлетворении заявления АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Подробно доводы общества изложены в тексте апелляционной жалобы.
Административный орган при надлежащем извещении явку представителя не обеспечил.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 156, 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 02 августа в 12 часов 00 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании Распоряжения Заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям А.В. Наумчука от 21.06.2017 года N 629 - РВ, а также Распоряжения от 20.07.2017 N 777-РВ о внесении дополнения в распоряжение от 21.06.2017 N 629-РВ. в отношении АО ТД "Перекресток" по адресу Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д. 78 (магазин "ПЕРЕКРЕСТОК") установлены нарушения "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. N 13-7-2/469. а именно:
АО ТД "Перекресток" заключен договор на оказание работ (услуг) по ввозу и утилизации биологических и пищевых отходов с ОАО "Управление отходами", однако данное юридическое лицо не выполняет должным образом вывоз и утилизацию биологических отходов, образующихся в процессе переработки и реализации мясной продукции. Данное обстоятельство подтверждается тем, что на момент проведения проверки биологические отходы утилизируются путем списания товаров в общий контейнер, предназначенный для ТБО (подтверждается актами списания товаров). Несмотря на вышеуказанные обстоятельства ОАО "Управление отходами" представляет акты приема-сдачи биологических отходов, однако представителем АО ТД "Перекресток" по доверенности Кузьминой О.А. дано объяснение, что биологические отходы утилизируется путем списания товаров в ТБО без участия ОАО "Управление отходами". Таким образом. АО ТД "Перекресток" животноводческая продукция не прошедшая термическую обработку, пищевые отходы, образующиеся в процессе изготовления пищевой продукции, а так же животноводческая продукция с истекшими сроками годности утилизируется с нарушением п. п. 1.1. 1.2. 1.4. 1.5. 1.8. 2.1. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. Xt 13-7-2/469.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что на предприятии отсутствует ветеринарный врач (ветеринарное обслуживание не осуществляется), контрольные мероприятия не проводятся. На момент проведения проверки, на предприятии отсутствуют заключения ветеринарного специалиста об утилизации и (или) уничтожении биологических отходов, из чего также можно сделать вывод, что биологические отходы утилизируются ненадлежащим образом, в нарушение п. 2.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. N 13-7-2/469.
Кроме того, установлено, что на поверхности мясорубки, находились мелкие куски мяса, которые смываются в общую канализацию в процессе мойки, а не утилизируются должным образом как биологические отходы, в нарушение п. 1.5 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. N 13-7-2/469.
Согласно п. 1.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех Форм собственности. занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с п. 1.2 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" биологическими отходами являются: ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Пунктом 1.4 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" установлено, что обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д.. службу коммунального хозяйства местной администрации).
Согласно п. 1.5 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
В соответствии с п. 1.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации уничтожения биологических отходов" категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Таким образом, Общество, сняв с реализации мясо и мясопродукты с истекшим сроком годности, в соответствии со ст. 3, 20, 25 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" должно было направить данную продукцию для проведения экспертизы, по результатам которой принимается решение об утилизации (путем переработки на корм) или уничтожении (путем сжигания). Между тем, на момент проведения Управлением проверки документов, подтверждающих надлежащий сбор и утилизацию биоотходов, образовавшихся в результате деятельности АО "ТД "Перекресток", представлено не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, составлении протокола, вынесения оспариваемого постановления N 09-228в/2017 от 20.09.2017 г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 210 АПК РФ, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и на их основе сделаны соответствующие материалам дела выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Существенных процессуальных нарушений в ходе процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности административным органом не допущено.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Учитывая нормы ст. 23.14 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, является нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В рассматриваемом случае, как правомерно установлено административным органом, Обществом не были соблюдены вышеуказанные пункты Правил N 13-7-2/469, что свидетельствует о наличии события вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено объективных причин, послуживших основанием для несоблюдения Обществом требований законодательства.
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением гарантированных заявителю указанными нормами КоАП РФ прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При рассмотрении дела об административном правонарушении были установлены смягчающие обстоятельства, а именно: "добросовестное прекращение противоправного поведения, п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ".
Административное наказание в виде административного штрафа вынесено с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения в пределах санкции предусмотренной ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ и в наибольшей мере соответствует целям административного наказания.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Принимая во внимание сказанное, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2018 по делу N А40-227481/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.