г. Хабаровск |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А04-307/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "ДальСибфармация"
на решение от 07.03.2018
по делу N А04-307/2018
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению закрытого акционерного общества "ДальСибфармация"
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Амурской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ДальСибфармация" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ДальСибфарм") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Амурской области (далее - административный орган) от 11.12.2017 N 125-2017 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.03.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Обжалуя в порядке апелляционного производства принятый по делу судебный акт, ЗАО "ДальСибфармация" просит его отменить. Заявитель жалобы полагает, что наличие у руководителя организации фармацевтического образования и соответствующего стажа необходимо только при личном осуществлении им фармацевтической деятельности. Вместе с тем, для осуществления указанной деятельности, руководителем приняты на работу лица, имеющие соответствующее образование и стаж работы.
Административный орган в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с ее доводами, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что общество имеет действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 29.0.22016 ФС-99-02-005243 на оптовую торговлю, хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения.
В период с 15.11.2017 по 20.11.2017 административным органом проведена внеплановая проверка ООО "ДальСибфармация" на предмет исполнения ранее выданного предписания от 09.03.2017 N 11 об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки должностными лицами составлен акт обследования от 15.11.2017 N 196, в котором отражено, что обществом не исполнен пункт 3 предписания, предполагающий наличие у руководителя общества высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.
21.11.2017 в отношении ООО "ДальСибфармация" в присутствии законного представителя составлен протокол N 125-2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение в установленный срок предписания от 09.03.2017 N 11.
Постановлением от 11.12.2017, вынесенным в отсутствие законного представителя общества, последнее привлечено к административной ответственности, по инкриминируемой норме права в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ООО "ДальСибфармация" оспорило названное постановление в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется невыполнением в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять контрольно-надзорные функции.
Учитывая диспозицию части 21 статьи 19.5 КоАП РФ, суд должен установить факт законности выданного заявителю предписания, за неисполнение которого последний был привлечен к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона N 99, пункта 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов подлежит лицензированию
Пунктом 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
На основании пункта 3 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены, в частности, к фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста.
Исходя из положения подпункта "и" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лица являющиеся руководителями фармацевтических организаций должны иметь высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет либо среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, сертификат специалиста.
Согласно подпункту "и" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, одним из лицензионных требований является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций): для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.
Согласно Уставу общества текущее руководство деятельностью общества осуществляется генеральным директором, который вправе без доверенности осуществлять действия от имени общества.
Генеральный директор общества действует без доверенности и представляет интересы общества, в том числе совершает сделки, имеет право первой подписи платежных документов, обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов общества, принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам деятельности общества, обязательные для исполнения другими работниками, решает иные вопросы текущей деятельности общества (пункты 8.1, 8.5, 8.7 Устава).
Из приведенных выше полномочий генерального директора следует, что последний не только осуществляет текущую деятельность общества, но и напрямую связан с оборотом лекарственных средств в обществе: утверждает отпускные цены, правила, процедуры и другие внутренние документы общества (в том числе связанные с оборотом лекарственных средств) т.д.
Следовательно, генеральный директор общества обязан соответствовать требованиям, предусмотренным подпунктом "и" пункта 5 Положения о лицензировании.
Между тем, Ф.А. Носова, являясь руководителем ЗАО "ДальСибфармация", которое осуществляет фармацевтическую деятельность в соответствии с условиями лицензии, необходимого образования и стажа работы для занятия руководящей должности фармацевтической организации не имеет.
При названных обстоятельствах предписание является законным и обоснованным.
Не исполнение обществом законного предписания образует объективную сторону правонарушения по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод общества о том, что при осуществлении фармацевтической деятельности не требует специального образования руководителя при условии, что у лицензиата есть работники, с которыми заключены договоры и которые имеют специальное образование, необходимый стаж работы и сертификат специалиста на основании следующего.
Соблюдение требования, установленного подпунктом "и" пункта 5 Положения о лицензировании распространяется на всех без исключения юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. При этом на обществе лежит ответственность за реализацию лекарственных средств, осуществляемую от имени общества, а также обязанность по контролю за деятельностью своих работников.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 23.07.2010 N 514н, должность директора (заведующего) фармацевтической организации отнесена к должностям руководителей.
Согласно должностным обязанностям, установленным названным документом, директор (заведующий) фармацевтической организации осуществляет руководство деятельностью фармацевтической организации, организует работу коллектива организации по осуществлению своевременного и качественного обеспечения населения лекарственными препаратами, взаимодействие с другими медицинскими организациями. Контролирует выполнение работниками приказов и распоряжений. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе показателей ее работы принимает меры по улучшению обеспечения населения лекарственными препаратами. Утверждает штатное расписание, финансовый год, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации. Организует финансово-хозяйственную деятельность организации, обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам организации равную оплату за труд равной ценности. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует работу по повышению квалификации работников и т.д.
Из анализа приведенных должностных обязанностей следует, что заведующий фармацевтической организации как руководитель имеет распорядительные функции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом норм действующего законодательства, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
Доказательства невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания заявителя виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Руководствуясь вышеизложенным, суд апелляционный инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о том, в действиях ООО "ДальСибфармация" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены. При назначении наказания административным органом выяснены и учтены все обстоятельства дела. Размер наказания применен в минимальных размерах санкции части 21 статьи 19.5 КоАП РФ и соответствует тяжести допущенного нарушения.
Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное правонарушение как малозначительное, судом не установлено. Учитывая характер совершенного заявителем правонарушения, его пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей, принимая во внимание то обстоятельство, что в рассматриваемом случае затронуты общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, коллегия приходит к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение не может быть признано малозначительным.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Руководствуясь вышеизложенным, суд считает постановление административного органа от 11.12.2017 N 125-2017 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным, а требования заявителя о признании его незаконным и отмене не подлежат удовлетворению.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Учитывая, что рассмотрение данной категории дел государственной пошлиной не облагается, соответственно, уплаченная ЗАО "ДальСибфармация" государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.03.2018 по делу N А04-307/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "ДальСибфармация" (ИНН 2801056707, ОГРН 1022800509346) из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением N 891 от 20.03.2018 государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.