город Томск |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А27-20801/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Марченко Н. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белозеровой А. А рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области (N 07АП-2767/2018) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.02.2018 по делу N А27-20801/2017 (судья Мраморная Т. А.) по заявлению акционерного общества "Салек", Кемеровская область, г. Киселевск (ОГРН 1024201881857, ИНН 5407207093) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области, Кемеровская область, г. Киселевск (ОГРН 1024201258377, ИНН 4211013670), о признании недействительным решения от 30.08.2017 N 052V021710000751 в части, без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Салек" (далее - заявитель, общество, АО "Салек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Киселевске Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) от 30.08.2017 N 052V021710000751 в части начисления: взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 37 584,98 руб.; начисления взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 25.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) на обязательное пенсионное страхование в размере 5 168,73 руб.; начисления взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ на обязательное пенсионное страхование в размере 1 369,68 руб.; начисления взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 712,88 руб.; привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 10 567,25 руб.; начисления соответствующих сумм пени.
Решением от 26.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании, указанные суммы не могут являться выплатами по страховому обеспечению, которые на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
АО "Салек" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд провел выездную проверку страхователя АО "Салек" по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период 2014-2016 гг., результаты которой оформлены актом N 052 V10160001363 от 01.08.2017. В ходе проверки Пенсионный фонд установил, в том числе, что страховщиком по обязательному социальному страхованию не приняты к зачету расходы на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию за период 2014-2016 гг. Указанное нарушение повлекло за собой доначисление страховых взносов на сумму 37584,98 руб., страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 5168,73 руб. и 1369,68 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8712,88 руб.
Решением от 30.08.2017 N 052V021710000751 общество привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 10567,25 руб. Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени.
Не согласившись с решением от 30.08.2017 N 052V021710000751, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), которым признан утратившим силу Закон N 212-ФЗ.
Учитывая переходные положения законодательства, установленные статьями 19 - 20 Закона N 250-ФЗ, к рассматриваемому периоду подлежат применению положения Закона N 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ)
Таким образом, к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Как следует из части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
В отношении эпизода по начислению страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафа по основанию непринятия органами социального страхования расходов, произведенных страхователем с нарушением требований нормативных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по листку нетрудоспособности работников.
Основанием для доначисления страховых взносов и привлечения к ответственности послужил факт непринятия к зачету расходов КРОФСС филиалом N 5.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу пункта 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 18 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, устанавливает, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из изложенного следует, что выплата расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством засчитывается в счет начисленных к уплате в ФСС РФ страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования. Однако если такие расходы произведены с нарушением законодательства, то ФСС РФ вправе не засчитывать их в счет уплаты указанных страховых взносов.
С учетом того, что отказ ГУ КРОФСС в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств ФСС РФ, может повлечь за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет ФСС РФ страховые взносы на соответствующие социальные выплаты, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности ФСС РФ по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению, то расходы, понесенные организацией в счет начисленных страховых взносов и непринятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами, на которые не подлежат начислению какие-либо дополнительные взносы.
ГУ КРОФСС РФ вправе требовать восстановить указанную сумму, но указанные обстоятельства не свидетельствуют о занижение облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы Пенсионным фондом не могут начисляться страховые взносы и штраф по статье 47 Закона N 212-ФЗ.
Не принятые расходы АО "САЛЕК" являются неуплаченными страховыми взносами, то есть недоимкой по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При таких обстоятельствах, Пенсионный фонд, начисляя страховые взносы на не принятые к зачету расходы, фактически начисляет страховые взносы на недоимку по страховым взносам, что противоречит действующему законодательству (недоимка не является базой для начисления страховых взносов) и ведет к двойному налогообложению.
Начисление страховых взносов на страховые взносы, является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства Российской Федерации, законных прав и интересов АО "САЛЕК".
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выплата пособия по обязательному социальному обеспечению обеспечивается за счет уменьшения сумм страховых взносов, подлежащих уплате в ГУ КРОФСС РФ, следовательно, расходы имеют иной правовой статус, выплачиваются за счет страховых взносов, уплаченных страхователем, и осуществление расходов с нарушением законодательства влечет только непринятие таких расходов к зачету и их возмещение как недоимку по страховым взносам.
Таким образом, факт непринятия расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не меняет их правового статуса как пособий, не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обратного Пенсионным фондом не доказано.
Судом первой инстанции установлено, что обществом в судебном порядке оспорены решения Фонда социального страхования N 13/1 осс (доходы) от 07.07.2017 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", N15/1 н/с от 07.07.2017 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", N 26 осс (расходы) от 07.07.2017 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету суммы в размере 56 640,70 руб.
Решением от 23.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17943/2017, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение N 13/1 осс (доходы) от 07.07.2017 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением от 24.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17944/2017, оставленным без изменения постановлением от 09.01.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение от 07.07.2017 N15/1 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением от 23.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17945/2017, оставленным без изменения постановлением от 12.01.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение N 26 осс (расходы) от 07.07.2017 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету суммы в размере 56 640,70 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что данные о непринятии к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, послужившие основаниями для выводов Пенсионного фонда о занижении облагаемой базы и неуплате страховых взносов, признаны арбитражным судом незаконными (N А27-17943/2017, N А27-17944/2017, N А27-17945/2017), суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что решение Пенсионного фонда от 30.08.2017 N 052V021710000751 в данной части также не может быть признано законным, соответственно, начисление взносов по дополнительному тарифу, начисление пени, а также привлечение заявителя к ответственности за занижение базы для страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, необоснованно.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Пенсионный фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.02.2018 по делу N А27-20801/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Киселевске Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20801/2017
Истец: АО "Салек"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Киселевске Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2767/18