г. Томск |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А27-21225/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Кривошеиной С.В.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2018 г. по делу N А27-21225/2017 (судья Дружинина Ю.Ф.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (г. Болотное, ОГРН 1134223002308, ИНН 4223061205)
к Региональной электрической комиссии Кемеровской области (г. Кемерово, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509)
об оспаривании постановления от 30.08.2017,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от административного органа - не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (далее - заявитель, общество, ООО "ГТП") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 30.08.2017 по делу об административном правонарушении, вынесенного Региональной электрической комиссии Кемеровской области (далее - административный орган, комиссия, РЭК КО) о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и наложению административного наказания в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.02.2018 заявленные требования удовлетворены - постановление Региональной электрической комиссии Кемеровской области по делу об административном правонарушении от 30.08.2017 признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РЭК КО обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд формально подошел к рассмотрению дела; при принятии решения не учтены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела; с учетом того, что факт невыполнения ООО "ГТП" предписания от 07.06.2017 N 35 подтверждается протоколом об административном правонарушении от 16.08.2017, актом проверки от 04.08.2017 N 26-вд, а также показаниями специальных технических средств, то требования действующего законодательства о способах фиксации правонарушения РЭК КО соблюдены в полном объеме; КоАП РФ не содержит перечня документов, которые могут служить доказательством надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; обстоятельства неполучения обществом почтовых уведомлений не свидетельствует о том, что административным органом не предпринимались достаточные меры для извещения.
ООО "ГТП" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Комиссией 04.08.2017, выявлены факты невыполнения ООО "ГТП" предписания РЭК КО N 35 от 07.06.2017 в части представления в срок до 07.07.2017 следующей информации:
1) о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере теплоснабжения: об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность).
2) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг): сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), в том числе договоров о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.
3) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения: форма заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении; телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
4) общей информации о регулируемой организации: наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации; основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации в качестве юридического лица; почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети "Интернет" и адрес электронной почты; режим работы регулируемой организации, в том числе абонентских отделов, сбытовых подразделений и диспетчерских служб; регулируемый вид деятельности; протяженность магистральных сетей (в однотрубном исчислении) (километров); протяженность разводящих сетей (в однотрубном исчислении) (километров); количество теплоэлектростанций с указанием их установленной электрической и тепловой мощности (штук); количество тепловых станций с указанием их установленной тепловой мощности (штук); количество котельных с указанием их установленной тепловой мощности (штук); количество центральных тепловых пунктов (штук).
5) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности): о выручке от регулируемого вида деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности; о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), включая: расходы на покупаемую тепловую энергию (мощность), теплоноситель; расходы на топливо с указанием по каждому виду топлива стоимости (за единицу объема), объема и способа его приобретения, стоимости его доставки; расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт-ч), и объем приобретения электрической энергии; расходы на приобретение холодной воды, используемой в технологическом процессе; расходы на химические реагенты, используемые в технологическом процессе; расходы на оплату груда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; расходы на амортизацию основных производственных средств; расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности; общепроизводственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; общехозяйственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; расходы на капитальный и текущий ремонт основных производственных средств (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов); прочие расходы, которые подлежат отнесению на регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей); об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), а также стоимости их переоценки (тыс. рублей); о валовой прибыли (убытках) от реализации товаров и оказания услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей); о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (раскрывается регулируемой организацией, выручка от регулируемой деятельности которой превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год); об установленной тепловой мощности объектов основных фондов, используемых для осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе по каждому источнику тепловой энергии (Гкал/ч); о тепловой нагрузке по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (Гкал/ч); об объеме вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал); об объеме приобретаемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал); об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе определенном по приборам учета и расчетным путем (нормативам потребления коммунальных услуг) (тыс. Гкал); о нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, утвержденных уполномоченным органом (Ккал/ч.мес.); о фактическом объеме потерь при передаче тепловой энергии (тыс. Гкал); о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек); о среднесписочной численности административно-управленческого персонала (человек); об удельном расходе условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть, с разбивкой по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности (кг у. т./Гкал); об удельном расходе электрической энергии на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключеннымв рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. кВт-ч/Гкал); об удельном расходе холодной воды на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключеннымв рамках осуществления регулируемых видов деятельности (куб. м/Гкал).
6) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации: о количестве аварий па тепловых сетях (единиц на километр); о количестве аварий на источниках тепловой энергии (единиц на источник); о показателях надежности и качества, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; о доле числа исполненных в срок договоров о подключении (технологическом присоединении); о средней продолжительности рассмотрения заявок на подключение (технологическое присоединение).
7) об инвестиционных программах регулируемой организации: о наименовании, дате утверждения и цели инвестиционной программы; о наименовании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего инвестиционную программу (органа местного самоуправления в случае передачи соответствующего полномочия), и о наименовании органа местного самоуправления, согласовавшего инвестиционную программу; о сроках начала и окончания реализации инвестиционной программы; о потребностях в финансовых средствах, необходимых для реализации инвестиционной программы, в том числе с разбивкой по годам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей); о плановых значениях целевых показателей инвестиционной программы (с разбивкой по мероприятиям); о фактических значениях целевых показателей инвестиционной программы;
8) об использовании инвестиционных средств за отчетный год с разбивкой по кварталам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей): о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемых организаций, содержит сведения о правовых актах, регламентирующих правила закупки (положение о закупках) в регулируемой организации, о месте размещения положения о закупках регулируемой организации, а также сведения о планировании закупочных процедур и результатах их проведения.
9) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на очередной расчетный период регулирования, содержащая копию инвестиционной программы, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (проекта инвестиционной программы).
10) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения: о количестве поданных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала; о количестве исполненных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала; о количестве заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (технологическом присоединении) (с указанием причин) в течение квартала; о резерве мощности системы теплоснабжения в течение квартала.
ООО "ГТП" не предоставило указанную информацию через программное обеспечение ЕИАС в формате следующих шаблонов, в формате шаблонов:
- JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM;
- JKH.OPEN.INFO.ORG;
- JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM;
- JKH.OPEN.INFO.REQUEST.WARM;
- JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM.570.
По результатам проведенной внеплановой проверки административным органом составлен акт N 26-вд от 04.08.2017.
Невыполнение в установленный срок предписания, послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении 16.08.2017 и вынесения постановления от 30.08.2017 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества события и вины во вмененном административном правонарушении, однако РЭК КО допущены существенные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в виде штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 3 Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 468 "Об утверждении правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок" (далее - Правила) предусмотрено, что органы регулирования субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль за обоснованностью установления и изменения тарифов и надбавок, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), а также применения тарифов и надбавок, указанных в частях 5 и 6 статьи 4 и в части 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ.
Органами, осуществляющими государственный контроль, являются Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие регулирование тарифов на товары и услуги (далее - Органы регулирования субъектов Российской Федерации).
Тарифы на тепловую энергию ООО "ГТП" установлены постановлениями РЭК КО от 21.08.2015 N 282 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке", от 15.12.2015 N 844 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке на 2016 год", от 20.12.2016 N 653 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на 2017 год", тарифы на теплоноситель установлены постановлениями РЭК КО от 21.08.2015 N 283 "Об установлении тарифов на теплоноситель, реализуемый ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке", от 15.12.2015 N 845 "Об установлении тарифов на теплоноситель, реализуемый ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке, на 2016 год", от 20.12.2016 N 654 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Киселевска, на 2017 год", тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) установлены постановлениями РЭК КО от 21.08.2015 N 284 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке", от 15.12.2015 N 846 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке, на 2016 год", от 20.12.2016 N 655 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2017 год".
Нарушения, выявленные в результате проведения контрольных мероприятий, являются основанием для вынесения предписания (пункт 21 Правил). Предписание органа, осуществляющего государственный контроль, в силу пунктов 22 и 23 Правил подлежит обязательному исполнению органом регулирования в установленный срок и должно содержать срок его исполнения и форму представления информации об исполнении предписания.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "ГТП" не выполнило предписание РЭК КО от 07.06.2017 N 35 о предоставлении в комиссию в срок до 07.07.2017 соответствующей информации о тарифах.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, привлечение лица к административной ответственности за совершение им административного правонарушения возможно только при соблюдении процедуры такого привлечения, регламентированной КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении должен содержать объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В протоколе делается запись о разъяснении участникам производства по административному делу их прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол подписывается лицами, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав, не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, составлении протокола.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, уведомление о дате, месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении в 15-30 час. 16.08.2017 направлено РЭК КО в адрес ООО "ГТП" (адрес местонахождения - г. Болотное, ул. Забабонова, 28, оф. 203, имеющейся у административного органа адрес - г. Киселевск, ул. Охотская, д.10 и временному управляющему) 10.08.2017, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 10.08.2017. Согласно отчетам, сформированным на официальном сайте Почты России, почтовое отправление в адрес ООО "ГТП" (65097206291827) прибыло в место вручения по первому адресу 15.08.2017. Почтовое отправление во второй адрес (65097206291841) поступило в место вручения 14.08.2017, получено адресатом 03.11.2017. Почтовое отправление в адрес временного управляющего (65097206291865) вручено адресату 15.08.2017
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.08.2017 на 30.08.2017 в 14-30 направлено РЭК КО в адрес ООО "ГТП" (адрес местонахождения - г. Болотное, ул. Забабонова, 28, оф. 203, имеющейся у административного органа адрес - г. Киселевск, ул. Охотская, д. 10 и временному управляющему), что подтверждается реестром почтовых отправлений от 17.08.2017. Согласно отчетам, сформированным на официальном сайте Почты России, почтовое отправление в адрес ООО "ГТП" (65097206291483) прибыло в место вручения по первому адресу 21.08.2017, вручено адресату 20.09.2017. Почтовое отправление во второй адрес (65097206291506) поступило в место вручения 21.08.2017, получено адресатом 03.11.2017. Почтовое отправление в адрес временного управляющего (65097206291513) вручено адресату 22.08.2017.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку общество получило уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении за пределами совершения административным органом соответствующих действий, оно было лишено возможности на защиту своих интересов при составлении протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Заявляя доводы о надлежащем извещении общества, административный орган в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил доказательств того, что законный представитель общества был надлежащим образом извещен как о времени и месте осуществления РЭК КО процессуальных действий по составлению протокола по делу об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что предпринятые административным органом меры по извещению общества нельзя признать достаточными и обеспечивающими реальную возможность заинтересованному лицу представлять свои интересы при совершении соответствующих процессуальных действий; административный орган не удостоверился о факте получения обществом уведомления о дате, месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, не отложил рассмотрение материалов административного дела в связи с неполучением обществом почтового уведомления.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
В материалы дела не представлено доказательств, того что административный орган извещал общество иным способом; не обосновал наличие у общества обязанности осуществить получение корреспонденции в отделении почтовой связи непосредственно после поступления почтовой корреспонденции в ОПС либо в течение какого-либо времени; не подтвердил документально факта уклонения общества от получения корреспонденции.
Суд первой инстанции, отклонив доводы административного органа о получении корреспонденции временным управляющим общества, со ссылкой на статьи 64, 66 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которыми предусмотрено, что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2, 3 и 3.1 настоящей статьи; временный управляющий не уполномочен действовать от имени юридического лица, сделал правильный вывод о том, что уведомление временного управляющего о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие доказательств того, что соответствующая информация была передана законному представителю юридического лица, не может рассматриваться как надлежащее уведомление юридического лица в смысле части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.
Все неустранимые сомнения и противоречия в силу статьи 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенные РЭК КО процессуальные нарушения при рассмотрении административного дела носят существенный характер, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление РЭК КО по делу об административном правонарушении от 30.08.2017.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2018 г. по делу N А27-21225/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21225/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2018 г. N Ф04-2866/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Городское тепловое предприятие"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области