город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2018 г. |
дело N А32-35569/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 по делу N А32-35569/2017, принятое судьей Купреевым Д.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное"
(ИНН 2372011662, ОГРН 1152372000483)
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 07.07.2017 N 1336 об устранении допущенных нарушений (выразившихся в начислении платы в марте 2017 года за коммунальный ресурс - холодную воду при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома).
Заявленные требования мотивированы тем, что инспекция в нарушение закона предписала произвести расчет по нормативу. Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 28.05.2015 N 1 установлено, что сверхнормативный ОДН распределяется между собственниками пропорционально площади принадлежащих им помещений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что пункт 44 Правил N 354 в рассматриваемом случае не применим, поскольку управление многоквартирным домом N 26 по ул. Восточной в г. Армавире осуществляется управляющей компанией - ООО "Северо-Западное". Вместе с тем, довод заявителя о положительном решении собственников помещений многоквартирного дома N 26 по вопросу закрепления за ООО "Северо-Западное" права производить распределение сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между сособственниками всех жилых и нежилых помещений пропорционально площади принадлежащих им помещений, отклонен судом, поскольку в проверяемый период редакция статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривала возможность такого распределения
общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Инспекция письменно заявила ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя от 16.06.2017 N 1294Л государственной жилищной инспекцией Краснодарского края проведена внеплановая выездная проверка ООО "Северо-Западное".
В ходе проверки установлено, что ООО "Северо-Западное" осуществило начисление платы в марте 2017 года за коммунальный ресурс по холодной воде, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 26 по ул. Восточной в г. Армавире, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, полученный объем потребления коммунальных услуг распределили между всеми жилыми помещениями пропорционально их площади, что является нарушением требований пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
По итогам проверки уполномоченным должностным лицом государственной жилищной инспекции Краснодарского края 07.07.2017 обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западное" выдано предписание N 1336, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 30.08.2017:
- произвести расчет размера платы за март 2017 года за коммунальный ресурс "холодная вода", потребленный при содержании общего имущества многоквартирного дома N 26, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению, утвержденного Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края по состоянию на 01.11.2016, площади мест общего пользования в многоквартирном доме N 26 и тарифа, установленного Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края, с распределением полученного размера платы соразмерно доли собственника жилого (нежилого) помещения в праве общей собственности;
- выполнить перерасчет размера платы за коммунальный ресурс "холодная вода", потребленный при содержании общего имущества многоквартирного дома N 26, путем снятия разницы между размерами платы, начисленными по указанному коммунальному ресурсу за март 2017 года, и размером платы, рассчитанным в соответствии с пунктом 1 предписания.
Кроме того, обществу указано на необходимость в дальнейшем производить начисление платы за коммунальный ресурс "холодная вода", потребленный при содержании общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством.
Общество, не согласившись с предписанием контролирующего органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
До принятия Федерального закона N 176-ФЗ статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включала в плату за содержание и ремонт жилого помещения только лишь плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а плата за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 включала в себя как плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При этом пункт 44 Правил N 354, в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 предписывал, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
С принятием Федерального закона N 176-ФЗ редакция статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации была изменена и в состав платы за содержание жилого помещения была включена помимо платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме также плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно претерпела изменения и редакция пункта 40 Правил N 354 (изменена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Согласно действующей редакции указанного пункта потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Соответственно претерпел изменения и пункт 44 Правил N 354, сфера действия которого была сужена аналогичным образом и не охватывает в настоящее время ситуации, когда в отношении многоквартирного дома осуществляется управление управляющей компанией.
Таким образом, в отношении многоквартирного дома, в котором собственниками помещений избран способ управления посредством привлечения управляющей компании, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, в настоящее время не включает в себя объем потребления на ОДН.
Цель данных изменений отражена в пункте 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", согласно которому с 1 января 2017 года включаемые в расходы за содержание жилого помещения расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг первоначально выставляются собственникам помещений многоквартирного дома в размере, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, а впоследствии в случае, если управляющая компания обеспечивает фактическое выполнение работ по содержанию общего имущества с превышением минимального нормативно установленного перечня, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно, тем самым законодатель стимулирует управляющие компании к совершенствованию технической оснащенности находящихся в их управлении многоквартирных домов для снижения бремени отнесенного на них сверхнормативного объема потребления коммунальных ресурсов на ОДН.
Таким образом, в ситуации, предусмотренной пунктами 9,10 Правил N 354 управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг и оплачивает ресурсоснабжающей организации весь объем коммунальных услуг, включая объем на ОДН.
Указанное не изменяет, вопреки доводам жалобы, порядок исчисления возлагаемой на жильцов платы за коммунальные ресурсы по холодной воде, потребляемые при содержании общего имущества.
Частью 9 статьи 12 Закона N 176-ФЗ определено, что положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В силу части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Доказательства того, что общим собранием собственников многоквартирного дома принято решение о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги на общие домовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, общество не представило.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно не был принят во внимание договор управления МКД, судебная коллегия отклоняет ввиду следующего.
Собственниками должно быть принято конкретное решение, освобождающее исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате разницы между фактическим и нормативным объемом коммунальной услуги, предоставленной на ОДН. Принимая такое решение, собственники должны понимать, что они добровольно и осознанно принимают указанные расходы на себя.
В рассматриваемом случае собственники помещений многоквартирного дома такого решения не принимали.
Довод общества о том, что собственники выразили свое намерение по данному вопросу в договоре управления МКД от 01.06.2015, в пункте 3.8 которого определено, что объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, обоснованно отклонен судом.
Решением собственников помещений многоквартирного дома на собрании от 28.05.2015 очным голосованием действительно утвержден договор управления многоквартирным домом (вопрос N 4 протокола собрания от 28.05.2015 N 1), председателю собрания поручено подписать договор по управлению многоквартирным домом.
Однако это решение не подтверждает волеизъявление собственников именно по вопросу распределения объемов коммунальной услуги.
Включение такого условия в договор управления само по себе нельзя расценивать как отдельно принятое собственниками решение об утверждении распределения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Соответствующее решение собрания собственников в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке по вопросу порядка распределения объемов коммунальной услуги, в дело не представлено.
Кроме того, наличие договора управления МКД, заключенного в 2015 году, не исключает обязанность управляющей компании в силу части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ производить первоначальный (с 1 января 2017 года) расчет, исходя из того, что он не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о наличии у инспекции оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 по делу N А32-35569/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 по делу N А32-35569/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.