город Омск |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А46-16546/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Дерхо Д.С., Семёновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Ефремовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2763/2018) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2018 по делу N А46-16546/2017 (судья Целько Т.В.) по иску бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Центр медицинской реабилитации" (ИНН 5501102429, ОГРН 1065501061295) к Муниципальному образованию Чернолучинское городское поселение Омского муниципального района Омской области в лице Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025059, ОГРН 1055553037770), Муниципальному образованию Омский муниципальный район Омской области в лице Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) о взыскании 9 294 руб. 26 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской - Гальцова В.В. (удостоверение N 360 выдано 02.10.2013, доверенность от 22.12.2017 сроком действия до 31.12.2018);
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Центр медицинской реабилитации" - Непочатых О.Н. (паспорт, доверенность N 14 от 15.01.2018 сроком действия до 31.12.2018),
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Центр медицинской реабилитации" (далее - БУЗОО "ЦМР", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию Чернолучинское городское поселение Омского муниципального района Омской области в лице Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, Муниципальному образованию Омский муниципальный район Омской области в лице Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - ответчики) о взыскании 9 294 руб. 26 коп., из которых 7 859 руб. 81 коп. - задолженность по оплате коммунальных услуг за квартиру по адресу: Омская область, Омский район, дачный поселок Чернолучинский, ул. турбаза Иртыш, д. N 2, квартира N 3 за период с 01.11.2014 по 28.02.2017, 1 434 руб. 45 коп. - пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за коммунальные услуги за квартиру по адресу: Омская область, Омский район, дачный поселок Чернолучинский, ул. турбаза Иртыш, д. N 2, квартира N 3 за период с 01.02.2016 по 31.01.2017.
Определением Арбитражного суда Омской области от 18.09.2017 дело N А46-16546/2017 назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Определением Арбитражного суда Омской области от 13.11.2017 дело N А46-16546/2017 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.02.2018 по делу N А46-16546/2017 с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу БУЗОО "ЦМР" взысканы 9 294 руб. 26 коп., из которых 7 859 руб. 81 коп. основного долга, 1 434 руб. 45 коп. пени, а также 2 000 руб. судебных расходов, понесённых в связи с уплатой государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области отказал. Также ответчик оспаривает расчёт основного долга и пени.
Не соглашаясь с решением суда, Администрация Омского муниципального района Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что Омский муниципальный район Омской области не является собственником жилого помещения - квартиры N 3 по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица турбазы Иртыш, д. 2, право собственности на спорную квартиру не оформлено, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанную квартиру. Отмечает, что у администрации отсутствовали правовые основания для включения спорной квартиры в реестр муниципального имущества Омского муниципального района Омской области, а сам факт включения данной квартиры в реестр муниципальной собственности не может быть расценен судом в качестве обстоятельства, свидетельствовавшего о праве собственности Омского муниципального района Омской области на данную квартиру. Обращает внимание, что спорная квартира находится в дачном посёлке Чернолучинского Омского муниципального района Омской области, поэтому подлежит отнесению к собственности муниципального образования Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области с отнесением на неё расходов по содержанию спорной квартиры.
От Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области и БУЗОО "ЦМР" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещённая в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель БУЗОО "ЦМР" поддержал доводы, изложенные в своём отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав мнение представителей истца и явившегося ответчика, оценив законность и обоснованность обжалуемого судебного, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, БУЗОО "ЦМР" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу через присоединённые сети за плату (продажу) следующих коммунальных ресурсов: холодной (технической) воды, тепловой энергии (в горячей воде на отопление) - потребителям в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 644518, Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица турбаза Иртыш, дом N 2.
В указанном многоквартирном жилом доме находится жилое помещение - квартира N 3.
Согласно справке о принадлежности строения, квартиры, помещения N 20-209785 от 13.10.2015, выданной государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и учёта", до 11.01.1999 право собственности на квартиру по адресу: Омская область, Омский район, дачный поселок Чернолучинский, улица турбаза Иртыш, дом N 2, квартира N 3 не оформлено.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанную квартиру.
Истец считает, что, поскольку квартира N 3 находится в дачном посёлке Чернолучинского Омского муниципального района Омской области, то она может быть отнесена к муниципальной собственности муниципального образования Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области.
Также истец ссылается на письмо Администрации Омского муниципального района Омской области от 02.08.2017 исх. 17/ОМС6709, в котором указано, что названная квартира значится в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области, поэтому считает Омский муниципальный район Омской области фактическим владельцем квартиры N 3 по обозначенному выше адресу.
Истец направил ответчику претензию от 29.05.2017 N 262 с предложением оплатить задолженность по коммунальным услугам.
В письме от 11.07.2017 N 02-20/648 Администрация Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области требования претензии не признала, указав, что квартира не значится в реестре муниципальной собственности Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области.
В письме от 24.07.2017 исх. N 17/ОМС6322 Администрация Омского муниципального района Омской области требования претензии не признала.
Наличие неоплаченной задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2014 по 28.02.2017 явилось причиной обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворение исковых требований к Администрации Омского муниципального района Омской области послужило поводом для подачи администрацией апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно письму Администрации Омского муниципального района Омской области N ИСХ 17/ОМС 6709 от 02.08.2017 спорная квартира значится в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с часть 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 51 указанного Закона).
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Доводы ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области об отсутствии оснований для взыскания с него взыскиваемой суммы в связи с отсутствием документов, послуживших основаниями для включения спорной квартиры в реестр муниципального имущества Омского муниципального района Омской области, обоснованно судом отклонены.
В соответствии с пунктом 6 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424, в отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведений об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов.
В случае, если установлено, что имущество не относится к объектам учета либо имущество не находится в собственности соответствующего муниципального образования, не подтверждены права лица на муниципальное имущество, правообладателем не представлены или представлены не полностью документы, необходимые для включения сведений в реестр, орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, принимает решение об отказе включения сведений об имуществе в реестр (пункт 7 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424).
В рассматриваемом случае принято решение о включении спорной квартиры в реестр муниципальной собственности, которое в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Факт включения сведений о спорной квартире в реестр муниципального имущества Омского муниципального района Омской области исключает возможность отнесения расходов по содержанию этой квартиры на иных лиц, кроме Омского муниципального района Омской области.
В соответствии со статьёй 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 2 ст. 125 ГК РФ).
Применительно к положениям статьи 125 ГК РФ интересы муниципального образования - Омский муниципальный район Омской области в суде по настоящему спору представляет его орган - администрация Омского муниципального района Омской области.
С учётом изложенного, заявленная истцом к оплате задолженность за коммунальные услуги по тепловой энергии и холодной воде за период с 01.11.2014 по 28.02.2017 в сумме 7 859 руб. 81 коп. правомерно взыскана с Администрации Омского муниципального района Омской области.
Сумму основного долга и применённый истцом способ расчёта Администрация Омского муниципального района Омской области не опровергла. Приведённые в жалобе возражения в этой части не подтверждены соответствующими доказательствами.
Неуказание в резолютивной части обжалуемого решения конкретного вида коммунальных услуг, за неоплату которых на ответчика возложена обязанность по возмещению основного долга на сумму 7 859 руб. 81 коп., не является основанием для изменения или отмены судебного решения.
Оснований для взыскания спорной суммы с Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, не являющейся собственником и законным владельцем спорной квартиры, судом не установлено, поэтому в иске к указанному ответчику отказано правомерно.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ.
Неустойка в силу статьи 329 ГК РФ является одним из способов обеспечения исполнения обязательства.
В силу статьи 330 ГК РФ при просрочке исполнения должник обязан уплатить кредитору определённую законом или договором неустойку. Неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно расчёту истца сумма неустойки за период с 01.02.2016 по 31.01.2017 составила 1 434 руб. 45 коп.
Расчёт неустойки судом проверен, признан верным.
С учётом изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования о взыскании неустойки с Администрации Омского муниципального района Омской области в заявленном размере.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по существу спора, апелляционная жалоба не содержит.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2018 по делу N А46-16546/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.