г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А21-10232/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.
судей Копыловой Л.С., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пронькиной Т.С.,
при участии:
от заявителя: Шишко И.В. по доверенности от 18.04.2018;
от заинтересованного лица: Клюйкова А.О. по доверенности от 02.02.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7463/2018) Межрайонной ИФНС России N 1 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2018 по делу N А21-10232/2017 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению ООО "ТрансБалтСервис"
заинтересованное лицо: Межрайонная ИФНС России N 1 по Калининградской области
о признании незаконным решения N 13251А от 12.07.2017,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансБалтСервис" (ОГРН 1033902811887, ИНН 3906110223; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 12.07.2017 N 13251А.
Решением суда от 06.02.2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда от 06.02.2018, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, на момент завершения ликвидации Обществом не доказано отсутствие у него неисполненных обязательств перед кредиторами. Инспекция указывает на то, что сроки проведения камеральной налоговой проверки декларации, представленной Обществом 21.04.2017, не истекли на дату подачи заявления о регистрации ликвидации Общества. Инспекция также ссылается на наличие информации о кредиторской задолженности у ликвидируемого лица, которая документально не опровергнута Обществом.
Отзыв Общества на жалобу от 20.04.2018 N Э-12157 не приобщен к материалам дела в соответствии с частью 5 статьи 159 и частью 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку он представлен с нарушением установленного судом срока за день до судебного заседания и в отсутствие доказательств заблаговременного его направления или вручения Инспекции.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, представитель заявителя отклонил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, единственным участником Общества принято решение о ликвидации Общества, назначен ликвидатор. Информация о ликвидации Общества, о порядке и сроке заявления требований кредиторами опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации от 25.01.2017 N 3 (617).
В Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2016 внесена запись о принятии решения о ликвидации Общества, назначении ликвидатора.
В этот же реестр 19.04.2017 внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества.
Общество 02.06.2017 представило в Инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, документ об оплате государственной пошлины и ликвидационный баланс.
Инспекция на основании решения от 09.06.2017 приостанавливала государственную регистрацию ликвидации Общества.
По результатам рассмотрения представленных Обществом документов Инспекция приняла решение от 12.07.2017 N 13251А об отказе в государственной регистрации. В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на то, что представленный Обществом ликвидационный баланс не отражает действительного финансово-хозяйственного положения ликвидируемого юридического лица, что влечет включение в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверные сведения о ликвидации юридического лица. Инспекция указала на то, что анализ выписки банка по операциям на счетах Общества свидетельствует о получении им в 2017 году заемных средств от ООО "Альмак-КМП-1" (ИНН 3906314570) в размере 2 565 000 руб. по договору займа от 23.03.2017 и от ООО "Альмак-Мясопродукты" (ИНН 3906091309) в сумме 3 030 000 руб. по договору займа от 03.03.2017. Обществом 12.04.2017 представлен промежуточный ликвидационный баланс с "нулевыми" показателями. Инспекция также обратила внимание на то, что сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов, однако Обществом представлена 21.04.2017 "нулевая" налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2017 год.
Жалоба Общества на решение Инспекции от 12.07.2017 N 13251А оставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области без удовлетворения.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 12.07.2017 N 13251А и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что мероприятия в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выполнены, а необходимые документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), представлены.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ в обязанности ликвидационной комиссии, помимо прочего входит: составление промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса юридического лица после завершения расчетов с его кредиторами.
Пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации предусмотрены необходимые документы, подлежащие представлению ликвидатором в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В частности одним из основных документов является ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление ликвидатором определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. При этом предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией и для принятия Инспекцией соответствующего решения послужило представление ликвидатором Общества недостоверного ликвидационного баланса.
Инспекция посчитала, что отсутствие в данном документе сведений о полученных заемных средствах, а также сведений об исполнении заемных обязательств, не соответствует действительности и препятствует регистрации ликвидации Общества.
В силу статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс предполагает включение в него сведений о размере кредиторской задолженности, тех кредиторов, которые предъявили свои требования в установленный срок, а также сведений об активах, за счет которых подлежат удовлетворению требования кредиторов.
Ликвидационный баланс в свою очередь предусматривает отсутствие в нем сведений о кредиторской задолженности в каком-либо размере.
Как пояснило Общество, им были заключены договоры займа с ООО "БизнесПродТорг" и ООО "Альмак-Мясопродукт", обязательства по которым зачтены сторонами. В подтверждение данных обстоятельств заявитель представил договоры займа, соглашения к договорам займа, акты сверки, договор поставки, накладную, соглашение о взаимозачете.
Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела и в регистрирующий орган ликвидационного баланса Общества от 05.05.2017 в нем отражены "нулевые" сведения по всем показателям на отчетную дату, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. Представленный Обществом 12.04.2017 промежуточный ликвидационный баланс также содержал "нулевые" показатели.
Согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду по состоянию на 01.01.2017 у организации имелись краткосрочные заемные средства и кредиторская задолженность. Перечень кредиторов, с указанием сроков и источников погашения задолженности, на момент рассмотрения регистрирующим органом заявления по форме Р16001 и ликвидационного баланса Обществом не представлен.
Согласно пункту 1 статьи 82 и статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка является налоговым контролем за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном этим же Кодексом.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В связи с представленной Обществом декларацией по упрощенной системе налогообложения за 2017 год налоговой инспекцией по месту нахождения заявителя инициирована камеральная налоговая проверка, которая на момент составления Обществом ликвидационного баланса не завершена.
Судом установлено, что Общество, как налогоплательщик, в лице ликвидатора знало о том, что налоговым органом истребованы дополнительные документы в рамках проведения налогового контроля. Законный срок проверки на дату составления ликвидационного баланса не истек.
Действуя разумно и осмотрительно в данном случае, налогоплательщик должен был не совершать действий, которые могли бы повлечь за собой неблагоприятные последствия, как для самого Общества, так и для ее кредиторов, в том числе не утверждать ликвидационный баланс до получения результатов указанной проверки.
В данном случае, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор составил ликвидационный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности Общества уплатить начисленные платежи, а также без отражения сведений о заемных обязательствах и кредиторской задолженности.
Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
В ликвидационном балансе, представленном Обществом вместе с заявлением о его государственной регистрации в связи с ликвидацией, отсутствуют сведения о выявленных налоговым органом краткосрочных заемных обязательствах и кредиторской задолженности заявителя, в том числе за предыдущий период, а также начислениях по результатам камеральной налоговой проверки. Данные обстоятельства не опровергнуты Обществом.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Общество, согласно пояснениям представителя, являлось действующей организацией, осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность, у которой был сформирован уставный капитал. При этом в представленном в регистрирующий орган балансе у Общества отражены "нулевые" показатели по всем разделам на отчетную дату, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему.
С учетом изложенных обстоятельств, следует признать, что представленный Обществом ликвидационный баланс не отражает действительного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами ввиду необходимости отражения в нем заемных обязательств и кредиторской задолженности, которая, по утверждению заявителя погашена им, а также указания в балансе сведений об уплате платежей, начисленных по результатам камеральной налоговой проверки.
Следовательно, у Инспекции имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое Обществом в судебном порядке решение Инспекции соответствует закону, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления в полном объеме.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В связи с удовлетворением жалобы Инспекции судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2018 по делу N А21-10232/2017 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ТрансБалтСервис" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТрансБалтСервис" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.