г. Чита |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А10-6716/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Скажутиной Е.Н., Макарцева А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2017 года по делу N А10-6716/2017 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (ОГРН 1020300982790, ИНН 0326010491, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 57) к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" города Улан-Удэ (ОГРН 1150327010426, ИНН 0326540932, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 24) о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12 199 273, 76 руб.
(суд первой инстанции: судья Логинова Н.А.)
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (далее - управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, управление) обратилось в суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" города Улан-Удэ (далее - МУП "Водоканал", предприятие) о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 12 199 273 руб. 76 коп., в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 1 081 326 руб. 48 коп., плата за сбросы в водные объекты - 11 082 928 руб. 73 коп., плата за размещение отходов производства и потребления - 35 018 руб. 55 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "Водоканал" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении требований.
Ответчик указывает на неправильный расчет суммы задолженности, составленный с нарушением Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Кроме того, ответчик указывает на то, что своевременность расчетов ответчика с истцом зависит от своевременности оплаты абонентами МУП "Водоканал" услуг по водоснабжению и водоотведению.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дел и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП "Водоканал" 11.08.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1150327010426.
03.04.2017 предприятием в управление представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год с указанием сумм платежей за выбросы в атмосферный воздух от стационарного объекта - 1 081 326 руб. 48 коп., за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 11 082 928 руб. 73 коп., за размещение отходов - 35 018 руб. 55 коп., подлежащих уплате в бюджет за 2016 год.
Истец указал, что задолженность предприятия за 2016 год с учетом зачета переплаты в размере 68 894 руб. 51 коп. за размещение отходов в счет уплаты платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты составила 12 130 379 руб. 25 коп., в том числе, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 1 081 326 руб. 48 коп., плата за сбросы в водные объекты - 11 014 034 руб. 22 коп., плата за размещение отходов производства и потребления - 35 018 руб. 55 коп.
15.06.2017 управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия направило в адрес ответчика требование N 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Срок для исполнения требования - 15.07.2017.
Требование получено ответчиком 21.06.2017, не исполнено, что явилось основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьями 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96 - ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден действовавшим спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (ч. 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Согласно пункту 4 указанной нормы права при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Как усматривается из материалов дела, представленной в материалы дела декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год подтверждается оказание предприятием негативного воздействия на окружающую среду.
В декларации указаны наименования показателей загрязнения (виды) и размер платы, приходящийся на каждый вид, имеются записи "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю". Декларация подписана директором и главным бухгалтером предприятия, содержат оттиск печати предприятия.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что задолженность предприятия по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составила 12 130 379 руб. 25 коп., в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 1 081 326 руб. 48 коп., плата за сбросы в водные объекты - 11 014 034 руб. 22 коп., плата за размещение отходов производства и потребления - 35 018 руб. 55 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несогласии с расчетом суммы задолженности как выполненного с нарушением порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (при отсутствии в материалах дела журнала первичного учета использования воды, актов отбора проб и протоколов количественного химического анализа сточных вод), судом апелляционной инстанции не принимается как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в материалы дела представлена декларация ответчика о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в которой ответчиком подтверждены данные о негативном воздействии.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в суде первой инстанции ответчик расчет не оспаривал, своей контррасчет не представлял.
Довод ответчика о зависимости своевременности внесения им платы от своевременности внесения оплаты абонентами МУП "Водоканал" признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку отношения по соблюдению обязанностей по оплате за негативное воздействие на окружающую среду являются публичными, основанными на законом установленной обязанности уплатить платежи, неисполнение обязанностей абонентами перед ответчиком носят характер гражданско-правовых и не влияют на исполнение публичной обязанности.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованного решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2017 года по делу N А10-6716/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.