г. Пермь |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А50-42540/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Гуляковой Г.Н.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лысьве Пермского края
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 16 марта 2018 года, принятое судьей Самаркиным В.В. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А50-42540/2017,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лысьве Пермского края (ОГРН 1025901923827, ИНН 5918013806)
к индивидуальному предпринимателю Валиевой Вере Мударисовне (ОГРНИП 311591817400013, ИНН 591805943593)
о взыскании финансовых санкций в сумме 8 500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лысьве Пермского края (далее - заявитель, фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к индивидуальному предпринимателю Валиевой Вере Мударисовне (далее -предприниматель, страхователь) с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в сумме 8 500 рублей. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль, август, сентябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 февраля 2016 года (мотивированное решение от 16 марта 2018 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования фонда.
Заявитель жалобы полагает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ее территориальным органом ПФР представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Однако в настоящем деле сведения представлены за июль, август, сентябрь 2016 года на лиц, информация на которых ранее страхователем не предоставлялась. Следовательно, как полагает Управление, письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 и пункт 39 Инструкции не применимы.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка страхователя по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за июль, август, сентябрь 2016 года по форме СЗВ-М.
В ходе проверок установлено, что по телекоммуникационным каналам связи страхователь представил в фонд исходные формы СЗВ-М за указанные периоды в установленные законом сроки.
В дальнейшем, уже с нарушением сроков (27.07.2017), страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (тип дополняющая) за указанные периоды на 17 застрахованных лиц.
По результатам проверки Управлением 12.07.2017 составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а 21.08.2017 вынесены решения N 203S19170031207, N 203S19170031190, N 203S19170031198, которыми предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной ст.17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафов в общей сумме 8500 руб. (500 руб.*17).
18.09.2017 страхователю направлены требования об уплате штрафов, наложенных перечисленными решениями, в добровольном порядке в срок до 06.10.2017.
Поскольку в установленный требованиями срок штрафы не уплачены, Управление после отмены ранее вынесенного судебного приказа от 02.11.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст.17 Закона N 27-ФЗ.
Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, фонд исходил из того, что страхователем не представлены полные сведения по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2016 года в установленный срок.
Между тем материалами дела подтверждается и фондом не оспаривается, что страхователь представил в фонд отчетность по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2016 года с типом "исходная" в установленный законодательством срок (за июль 2016 - 09.08.2016, за август 2016 года - 12.09.2016, за сентябрь 2016 года - 07.10.2016).
27.07.2017 за июль, август, сентябрь 2016 г. страхователем представлены "дополняющие" формы СЗВ-М за эти же отчетные периоды, что отражено в актах самого фонда.
При этом, представив дополнительные сведения за указанные периоды, страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В корреспонденции с указанными положениями статей 15, 16 Закона N 27-ФЗ пунктом 41 ранее действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N987н), предусматривалось, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Согласно ст.40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в проверенный период, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.
При этом виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 42 Закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. При этом, перечень обстоятельств не является исчерпывающим, так как к ним относятся иные (не перечисленные в указанной норме) обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, можно не применять.
Обоснованность изложенной позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, от 07.10.2014 N 302-КГ14-1962, от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896).
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, нормативно закрепила, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций (пункт 37).
Согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их фондом, представив необходимые исправленные сведения за июль, август, сентябрь 2016 года, недостоверность которых не установлена.
Вопреки доводам жалобы, из материалов дела не следует, что Управлением при выявлении расхождений информации в отношении количества застрахованных лиц по каждому отчетному периоду в адрес предпринимателя направлялось уведомление об устранении выявленных расхождений, фактически информацией об установленных расхождениях предприниматель обладал лишь после получения актов проверки от 12.07.2017.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности не подтверждена, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении его требований о взыскании в судебном порядке со страхователя финансовых санкций.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2018 года по делу N А50-42540/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-42540/2017
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЛЫСЬВЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: Валиева Вера Мударисовна