г. Челябинск |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А34-14465/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 по делу N А34-14465/2017 (судья Останин Я.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее- заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энергия" (далее - заинтересованное лицо, общество) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 500 руб. за отчётный период июль 2016 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявителем исходные сведения о застрахованных лицах за отчетный период - июль 2016 года представлены 09.08.2016. 14.09.2016 заинтересованным лицом представлена дополняющая форма СЗВ-М за отчетный период - июль 2016 года. При этом, Пенсионный фонд указывает, что им была обнаружена ошибка в представленных сведениях, направлено уведомление об устранении ошибки. Страхователем ошибка была исправлена с нарушением двухнедельного срока после направления уведомления. На основании изложенного, Пенсионный фонд считает, что обществом представлены недостоверные сведения о застрахованных лицах, ввиду чего штраф начислен при наличии на то законных оснований.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
09.08.2016 обществом представлены сведения о 20 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года (л.д. 14). При проверке отчетности страхователя заявителем обнаружена ошибка в виде не указания отчества одного из застрахованных лиц, о чем в адрес ООО "Энергия" в электронном виде направлен протокол (л.д. 16).
14.09.2016 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетный период июль 2016 года (л.д. 18).
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июль 2016 года по форме отчетности СЗВ-М с типом "дополняющая", в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июль 2016 года, направленные 09.08.2016, недостоверны в отношении одного из застрахованных лиц.
По результатам проверки отчетности за июль 2016 года Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете от 21.04.2017 N 055S18170001184 (л.д. 7).
29.05.2017 Управлением в отсутствие представителя страхователя, вынесено решение N 055S19170001336 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 500 рублей (л.д. 9).
20.06.2017 Управлением страхователю выставлено требование N 055S01170131385 об уплате в срок до 10.07.2017 финансовых санкций (л.д. 12).
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления штрафных санкций, и, как следствие, отказе в удовлетворении требований заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, страхователь ежемесячно не позднее 10- го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В то же время в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Аналогичное право было предусмотрено пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, согласно которого в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что исходные сведения за июль 2016 года были представлены обществом своевременно (09.08.2016). Вместе с тем, указанные сведения содержали ошибку в виде не указания отчества одного из застрахованных лиц, о чем заявитель уведомил страхователя. 14.09.2016 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетный период июль 2016 года.
Управление полагает, что поскольку двухнедельный срок на исправление выявленной ошибки был пропущен страхователем, на него накладываются штрафные санкции за представление недостоверных сведений.
Между тем, часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. Кроме того, указанные обстоятельства не входят в объективную сторону правонарушения, за которое установлена ответственность частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ. С учетом того, что ошибка, выразившаяся в не указании отчества одного застрахованного лица в представленных сведениях, носила технический характер, сведения на указанное лицо изначально представлены в исходной форме, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя расценивать в качестве предоставления страхователем недостоверных сведений в отношении указанного лица, не позволяющего вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Дополнительно, апелляционный суд усматривает существенное нарушение процедуры привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в силу следующего.
Как предусмотрено статьей 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Как установлено судом, актом о выявлении правонарушения от 21.04.2017, заявитель указал дату и время рассмотрения акта 26.05.2017 в 10.00. Однако, решение по результатам рассмотрения акта вынесено 29.05.2017. При этом из текста решения не усматривается, что материалы проверки и акт рассматривались именно 26.05.2017, а решение составлено позднее.
Обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта. Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
Поскольку в рассматриваемом деле помимо отсутствия оснований для начисления санкций, имеет место также нарушение прав ответчика на участие в рассмотрении акта, составленного по факту выявления правонарушения, а также на дачу объяснений по существу, заявление о взыскании штрафа в сумме 500 рублей не подлежит удовлетворению.
Таким образом, судом первой инстанции по существу сделан верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Пенсионного фонда, принято законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 по делу N А34-14465/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.