г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А21-10091/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Прошина Е.А. - доверенность от 09.01.2018, Ошурков А.В. - выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.02.2018;
от ответчика (должника): Крепин А.В. - доверенность от 09.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5512/2018) ЗАО "Региональная инвестиционно-энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2018 по делу N А21-10091/2017 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению ЗАО "Региональная инвестиционно-энергетическая компания"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Акционерное общество "Региональная инвестиционно-энергетическая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) от 10.10.2017 г. N 07т-04-15 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Решением суда от 05.02.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции по данному делу, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, дана ненадлежащая оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Как указывает податель жалобы, в отношении информации, размещенной с нарушением срока, Общество приняло необходимые меры для устранения нарушения, по состоянию на 12.09.2017 вся информация размещена, а следовательно, правонарушение можно было признано малозначительным, с учетом положения статьи 2.9 КоАП РФ. Общество также не согласно с привлечением его к административной ответственности за размещение недостоверных сведений, утверждая, что информация о расходах на амортизацию основных производственных средств в размере 8 205 510 руб. является достоверной и соответствует сведениям, представленным в составе налоговой и бухгалтерской документации, калькуляции затрат на 2016 год на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы. Представитель Управления доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет регулируемые виды деятельности: оказание услуг по теплоснабжению, подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В ходе проверки Службой установлено, что раскрытая и размещенная Обществом на сайте информация об основных показателях финансово- хозяйственной деятельности по теплоисточникам в г. Полесске (кроме ул. Шевчука, 10а) содержит недостоверные сведения о расходах, а информация на 2018 г. о предложении Общества об установлении (корректировке) цен (тарифов) по теплоисточникам, расположенным в пос. Знаменск Гвардейского района и в г. Полесске (кроме ул. Шевчука, д. 10а) - размещена 12.09.2017 г. с нарушением установленного срока на 4 мес. 2 дня.
По результатам проверки составлен протокол от 29.09.2017 г. N 07т-02- 23 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 10.10.2017 г. N 07т-04-15 Общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, в числе другой, относятся и следующие сведения: сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги); сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг).
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Стандарты раскрытия информации утверждены постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 (ред. от 31.08.2016) "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Стандарты).
Пунктом 3 Стандартов предусмотрены пути раскрытия информации.
Пунктом 27 Стандартов установлен перечень сведений, подлежащих раскрытию - информация о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на очередной расчетный период регулирования, среди них: о расчетной величине цен (тарифов); о долгосрочных параметрах регулирования (в случае если их установление предусмотрено выбранным методом регулирования); о размере экономически обоснованных расходов, не учтенных при регулировании тарифов в предыдущий период регулирования (при их наличии), определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 33 Стандартов обязывает раскрыть информацию в течение 10 календарных дней с момента подачи регулируемой организацией заявления об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Частью 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса.
Обществу вменяется нарушение требований пунктов 3, 27 и 33 Стандартов, а именно, срок раскрытия информации в отношении заявлений на 2018 г. по котельным, расположенным в г. Полесске (кроме ул. Шевчука) и по котельным, расположенным в г. Знаменск Гвардейского городского округа, истек 10.05.2017 г., в то время как соответствующая информация размещена с нарушением срока -12.09.2017.
Данный факт Обществом не оспаривается. Однако заявитель полагает, что указанное нарушение может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, судом рассмотрен вопрос соразмерности назначенного наказания совершенному правонарушению, учтено, что административным органом смягчено наказание с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным суд не осмотрел ввиду отсутствия исключительности обстоятельств его совершения.
Апелляционная коллегия не усматривает основания для иной оценки совершенного Обществом правонарушения.
Общество также не согласно с вмененным ему правонарушением в части размещения недостоверной информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно статье 8 Закона N 147-ФЗ свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается путем раскрытия информации, в том числе сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование.
Согласно пункту 27 Стандартов информация о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на очередной расчетный период регулирования содержит среди других сведений и сведения о расчетной величине цен (тарифов)(п.п. б).
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности включают сведения о расчетной величине цен (тарифов), включающих, в свою очередь, сведения о расходах. Таким образом, информация в части основных показателей финансово-хозяйственной деятельности подлежит раскрытию и должна быть достоверной с учетом приведенного правового регулирования.
Как установлено в ходе проверки, Общество использовало объекты, переданные ему по концессионному соглашению от 2011 года администрацией муниципального образования "Полесское городское поселение".
Согласно пунктам 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в действовавшей редакции) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 16 этой же статьи предусмотрена обязанность концессионера отражать на балансе объект концессионного соглашения и вести в отношении таких объектов самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производить начисление амортизации таких объектов.
Согласно пункту 41 Концессионного соглашения концессионер обязан учитывать объект на своем балансе и производить начисления амортизации.
Ссылаясь на положения налогового законодательства, Общество полагало обоснованным включение амортизации на данные объекты в расходы.
Обществом представлена информация о фактических расходах в указанном размере и начислении амортизации, соответствующие налоговой отчетности в соответствии с бухгалтерской отчетностью.
Суд первой инстанции, признавая правомерным привлечение Общества к административной ответственности и за данное нарушение, указал, что недостоверность этих сведений (расходы на амортизацию в размере 8 205 510 руб.) подтверждена приказом ФТС от 17.03.2014 г. N 354-д и решением ФАС от 29.12.2016 г., которыми расходы на амортизацию основных средств, подлежащих учету при установлении тарифа, признаны обоснованными на иную - меньшую сумму, нежели раскрыто в информации. Так, в решении ФАС от 29.12.2016 г. размер расходов по статье затраты "амортизация основных средств и нематериальных активов" при установлении долгосрочных параметров регулирования цен и тарифов на тепловую энергию на 2016-2018 годы признаны обоснованными расходы только в размере 6 210,92 тыс. руб. (т. 2 л.д. 110).
Службой данный размер признается недостоверным также в связи с начислением амортизации на не оформленные в установленном порядке теплотрассы (не оформленное правообладание), получения в Обществом этих объектов в пользование без вложения инвестиций. Согласно приведенному нормативному регулированию (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях") начисление амортизации предусмотрено на объекты, созданные и (или) реконструированные за свой счет.
Вместе с тем, объективную сторону вмененного Обществу правонарушение образует не предоставление недостоверных сведений, а предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности.
При наличии сформированной бухгалтерской отчетности, а также наличия спора в отношении правильности начисления амортизационных начислений, следует признать недоказанным в действиях Общества состав правонарушения по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за предоставления недостоверных сведений о начисленной амортизации. Также апелляционная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что при формировании тарифа уполномоченный орган принимает решение признать либо не признавать обоснованными те или иные расходы, отраженные Обществом в своей документации. И это вовсе не означает, что не признанные Службой расходы в каждом случае следует квалифицировать как нарушение части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, а именно предоставление организацией, обратившейся за установлением тарифа, заведомо ложных сведений о своей деятельности.
Вместе с тем, остальные нарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, установлены и доказаны надлежащим образом. А некоторые ошибочные выводы суда первой инстанции не привели в целом к принятию неправильного решения, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 05.02.2018 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 февраля 2018 года по делу N А21-10091/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного "Региональная инвестиционно-энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.