г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А56-69231/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Слобожанина В.Б., Сотов И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1634/2018) общества с ограниченной ответственностью "Тегра"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2017 по делу N А56-69231/2017 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое по иску
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3"
к обществу с ограниченной ответственностью "Тегра"
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сервис-3" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тегра" (далее - ответчик, Общество) задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт в размере 688.869 руб., пени в размере 103.968,26 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 18.857,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой решение арбитражного суда первой инстанции просит отменить, направить вопрос на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что суд первой инстанции необоснованно взыскал пени в заявленном размере. Возможность требовать оплату взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 30.06.2017 возникла у истца на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по пр. Ленина в форме заочного голосования от 01.03.2016, следовательно, возможность требовать оплату пеней возникла у истца с 01.03.2016, а не с 01.09.2014.
В остальной части доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2017 об оставлении встречного искового заявления без движения. Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 апелляционная жалоба ООО "Тегра" в части обжалования определения суда от 13.11.2017 возвращена ее подателю, в связи с тем, что обжалование определений об оставлении встречного искового заявления без движения Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
В материалы дела от истца поступил отзыв, в котором по доводам жалобы возражал, просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. Просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет функции управляющей организации по управлению многоквартирным домом N 27 по улице проспект Ленина г. Сугрут (далее по тексту именуемое - Объект) на основании протокола общего собрания собственников помещений от 08.11.2007.
Ответчик в свою очередь является собственником встроенно-пристроенного нежилого помещения (магазин), общей площадью 1.384,4 кв.м., расположенного на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: г. Сургут, пр. Ленина, д.27 и встроенно-пристроенного нежилого помещения (аптека), общей площадью 297 кв.м., расположенного на 1 этаже, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права серии 72 НК N 607397 от 31.05.2007 г. и серии 72 НК N 607799 от 09.05.2007 и ответчиком не оспаривается.
Общим собранием собственников помещения в многоквартирном доме N 27 по пр. Ленина от 01.03.2016 принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, и об установлении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт равным минимальному ежемесячному взносу на капитальный ремонт, установленные нормативным правовым актом ХМАО-Югры.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик обязательства по взносу на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 30.06.2017 не исполнял, в результате чего образовалась задолженность в сумме 688.869,58 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, начислив пени в сумме 103.968,26 руб. в соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, признав требования обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 153, пункту 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку факт принадлежности спорных помещений ответчику подтвержден представленными в материалы дела документами, доказательства внесения денежных средств на капитальный ремонт не представлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части основанного долга и о правомерности начисления законной неустойки.
Ссылка подателя жалобы на недействительность протокола общего собрания собственников помещений от 01.03.2016 несостоятельна, поскольку указанные решения общего собрания собственников помещений МКД в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Доводы подателя жалобы о неправомерности начисления пеней с 01.09.2014, с учетом проведенного общего собрания собственников помещений 01.03.2016, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, в соответствии с пунктом З статьи 169 ЖК РФ, возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона ХМАО-Югры от 01.07.2013 N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 1 сентября 2014 года.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры, утверждена Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2013 N 568-пи опубликована 31.12.2013, следовательно, обязанность по уплате наступает с 01.09.2014 г. Вышеуказанный многоквартирный дом (проспект Ленина, д.27, где находится спорное нежилое помещение) включен в окружную программу.
Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает, прежде всего, интересам собственников помещений в таком доме. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
В силу пункта 4 статьи 173 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
Согласно пункту 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Между тем, пунктом 7 статьи 173 ЖК РФ регламентировано, что при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, от 22.01.2016 года N 6-п утвержден порядок передачи владельцу специального счета и (или) Югорскому оператору документов и информации связанной с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в МКД, при изменении способа его формирования, в котором предусмотрена не только передача денежных средств, но и всех документов о наличии задолженности, о наличии (отсутствии) неисполненных судебных решений, документов связанных с открытием и ведением специального счета.
Во исполнение вышеназванной нормы, региональный оператор передал, а владелец специального счёта, то есть ООО УК "Сервис-3", приняла информацию о размере начисленных и оплаченных взносов (с перечислением денежных средств) на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, в г. Сургуте в отношении каждого помещения с указанием периода в котором осуществлялось начисления и оплаты взносов, информацию о задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по помещениям МКД.
В период формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (Югорского фонда) по указанному нежилому помещению в связи неоплатой образовалась задолженность, в связи с чем, ООО УК "Сервис-3" как новый владелец специального счета предпринял меры по погашению образовавшегося долга.
В соответствии с пунктом 10 статьи 175 ЖК РФ, к владельцу специального счета, определенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с момента принятия такого решения переходят все права и обязанности прежнего владельца специального счета, включая права и обязанности, возникшие по договорам, заключенным с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, а также по иным договорам займа и (или) кредитным договорам, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
Пунктом 12 статьи 175 ЖК РФ предусмотрено, что прежний владелец специального счета в течение трех дней с даты принятия решения о выборе владельца специального счета обязан передать, а новый владелец специального счета, принять документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
Более того, как следует из ответа на вопрос N 9 из письма Минстроя России от 07.07.2014 г. N 12315-АЧ/04, задолженность должно взыскивать то лицо, которое ведет учет фонда капитального ремонта.
Таким образом, собственники МКД выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в виде открытия специального счета на проведение капитального ремонта в АО "Газпромбанк", владельцем которого был избран ООО УК "Сервис-3".
Названое решение вступило в законную силу. Югорский фонд передал, а ООО УК "Сервис-3" принял денежные средства, а также всю имеющуюся документацию, связанную с ведением специального счета, из чего следует, что Югорский фонд прекратил ведение и учет фонда капитального ремонта передав его владельцу специального счета - ООО УК "Сервис-3".
Таким образом, открытие специального счета не освобождает собственника от ответственности за неуплату взносов на капитальный ремонт, а владельца такого счета от ведения учета фонда капитального ремонта надлежащим образом, что включает в себя начисление взносов на капитальный ремонт и их оплату собственниками МКД.
Расчет пеней судом первой инстанции проверен и признан обоснованным. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2017 по делу N А56-69231/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.Г. Казарян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.