г. Самара |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А55-8024/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тевис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2017 года по делу N А55-8024/2017 (судья Шабанов А.Н.),
по иску открытого акционерного общества "Тевис" (ОГРН 1026301976601, ИНН 6320000561) к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г.Тольятти" (ОГРН 1126320017900, ИНН 6321300279) о взыскании 4669,25 руб.,
третье лицо: Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Столярова А. А. по доверенности от 12.04.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тевис" обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти", с учетом уменьшения размера исковых требований, о взыскании 4 669 руб. 25 коп., из них: 2 144 руб. 80 коп. разница в результате применен различного тарифа на водоотведение, 2 524 руб. 45 коп. задолженность по оплате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за ноябрь, декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2017 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в сумме 2 444 руб. 41 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 047 руб. 00 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Тевис" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. По мнению истца, в данном случае не может быть применен тариф на водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод в размере 13,44 руб., в соответствии с Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 04.12.2015 N 527 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО "ТЕВИС", поскольку в жилых домах располагаются арендаторы. В части удовлетворенных требований решение не оспаривается.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещалась арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судебные заседания, назначенные на 22.02.2018, 22.03.2018 откладывались Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распоряжением ВрИО председателя пятого судебного состава Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 в судебном составе произведена замена судьи Пышкиной Н.Ю. в связи с нахождением ее в отпуске на судью Николаеву С.Ю. В связи с изменением состава суда рассмотрение дела начато сначала.
Представитель истца в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Тевис" (поставщик) и ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1087в от 01.07.2016, согласно которому ОАО "ТЕВИС" обязалось поставлять (подавать) исполнителю через централизованные сети инженерно-технического обеспечения питьевую воду и обеспечивать отведение (приём и очистку) сточных бытовых вод, а исполнитель обязался на условиях, предусмотренных данным договором оплачивать поставленную ресурсоснабжающей организацией питьевую воду (в целях обеспечения предоставления потребителям коммунальной услуги) и отведённые бытовые сточные воды, соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленные законодательством РФ, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовой системы, с использованием которой осуществляется потребление коммунального ресурса.
В соответствии с п. 4.2. договора N 1087в от 01.07.2016 (в ред. протокола согласования разногласий от 23.09.2016) оплата по настоящему договору производится исполнителем по платежным документам ресурсоснабжающей организации, с приложением акта оказанных услуг и счёта-фактуры, в срок до 25 числа месяца, следующего за расчётным.
ОАО "Тевис" указывает, что свои договорные обязательства по поставке энергоресурсов за период ноябрь-декабрь 2016 года выполнило в полном объеме. Между тем ответчик исполнил свои обязательства ненадлежащим образом.
Таким образом, по мнению истца, с учетом произведенных оплат, задолженность ответчика составляет разницу в результате применения различного тарифа на водоотведение в сумме 2 144 руб. 80 коп., и оплату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за ноябрь, декабрь 2016 года в сумме 2 524 руб. 45 коп. Поскольку направленная претензия оставлена без удовлетворения истец обратился с настоящим иском.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с применением различных тарифов на водоотведение, установленных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 04.12.2015 N 527 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО "Тевис" в редакции приказа от 07.12.2016 N 602.
При этом истец считает, что в данном случае подлежит применению тариф на водоотведение в зависимости от рода деятельности, осуществляемой в помещениях, расположенных в многоквартирном доме (далее - МКД), в связи с этим ОАО "Тевис" формирует счета на оплату ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" из 2-х составляющих:
- объем от хозяйственно-бытовой деятельности в процессе проживания в МКД населения, умноженный на тариф в размере 13,44 руб. за 1 куб. м без НДС, установленный в отношении услуг по водоотведению хозяйственно-бытовых сточных вод;
- объем от иной деятельности, в том числе от нежилых помещений в МКД, умноженный на тариф в размере 13,88 руб. за 1 куб. м без НДС, установленный в отношении услуг по водоотведению сточных вод, отводимых нормируемыми абонентами.
Ответчик полагает, что в отношениях между сторонами должен применяться единый тариф в размере 13,44 руб. за 1 куб. м., установленный в отношении услуг по водоотведению хозяйственно-бытовых сточных вод, поскольку нормативы по составу сточных вод не только не устанавливаются к управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, но и сами собственники нежилых помещений не обладают признаками нормируемых абонентов, для которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что в данном случае должен применяться тариф в размере 13,88 руб., и не может быть применен тариф на водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод в размере 13,44 руб., поскольку в жилых домах располагаются арендаторы, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются статьями 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644).
Таким образом, заключенный сторонами договор по своей правовой природе в части холодного водоснабжения является договором энергоснабжения и в этой части регулируется нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ, а в части водоотведения - договором возмездного оказания услуг и в указанной части регулируется нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
Из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ, пунктов 1, 36, 38 Правил N 354 следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Частью 6 статьи 32 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
Согласно Приложению N 1 к Приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 04.12.2015 N 527 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО "ТЕВИС" тариф на водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод в размере 13,44 руб. применяется, в том числе, к управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и другим абонентам отводящих преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов.
В то же время, тариф на водоотведение сточных вод, отводимых нормируемыми абонентами в размере 13,88 руб. применяется к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов.
Таким образом, применение со стороны ОАО "ТЕВИС" к вышеуказанным абонентам повышенного тарифа в размере 13,88 руб. является необоснованным, ввиду того, что нормативы по объему сточных вод не только не устанавливаются к управляющим организациям, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, но и сами абоненты - собственники нежилых помещений не обладают признаками нормируемых абонентов, для которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Из материалов дела усматривается, что в спорный период тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для ОАО "Тевис" установлены приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 04.12.2015 N 527 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО "ТЕВИС" в редакции приказа от 07.12.2016 N 602 (далее - Приказ N 527).
В соответствии с Приказом N 527 тарифы на водоотведение дифференцированы с учетом категории сточных вод на:
- хозяйственно-бытовые сточные, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов (тариф на водоотведение сточных вод данной категории установлен в размере 13,44 руб. за 1 куб. м (без НДС));
- сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов (тариф на водоотведение сточных вод данной категории установлен в размере 13,88 руб. за 1 куб. м (без НДС)).
Порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, осуществления контроля за их соблюдением и определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов указан в разделе X Правил N 644.
При этом управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод не устанавливаются, что прямо следует из пункта 135 Правил N 644.
Пунктом 135 Правил N 644 также предусмотрено, что нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки.
Поскольку ответчик не относится к абонентам, которым устанавливаются нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые ответчиком, как исполнителем, у истца, как ресурсоснабжающей организации, в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяется тариф на водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод в размере 13,44 руб. за 1 куб. м (без НДС).
Как следует из материалов дела, договором N 1087в от 01.07.2016 согласованы и утверждены пробоотборные колодцы (приложение N 2).
В период ноябрь-декабрь 2016 года истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с формулой, предусмотренной п. 123 Правил N 644, на основании данных о содержании загрязняющих веществ в сточных водах, полученных по результатам отбора проб сточных вод и зафиксированных протоколом результатов анализа. Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила 2 524 руб. 45 коп. Письмом N11973 от 05.12.2016 в адрес ответчика были направлены результаты отобранной пробы.
При указанных обстоятельствах и в соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, с ответчика правомерно взыскана задолженность по оплате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за ноябрь-декабрь 2016 года в сумме 2 444 руб. 41 коп. и отказано во взыскании тарифной разницы, поскольку истцом при расчете стоимости оказанных услуг неправомерно применен тариф на водоотведение сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, в размере 13,88 руб. за 1 куб. м (без НДС).
Доводы апелляционной жалобы о том, что нежилые объекты, находящиеся под управлением ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", являются нормируемыми абонентами, для которых органом местного самоуправления установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку правоотношения по холодному водоснабжению и водоотведению нежилых помещений в МКД, возникающие между истцом, как организацией водопроводно-канализационного хозяйства, и собственниками и (или) пользователями указанных нежилых помещений, в силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ и вышеуказанных положений подзаконных актов не влияют на правоотношения сторон по спорному договору, в рамках которого ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у истца, как ресурсоснабжающей организации, коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг потребителям в МКД.
Таким образом, доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно частично удовлетворил исковые требования. В связи с этим суд апелляционной инстанции признает доводы заявителя жалобы ошибочными.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2017 года по делу N А55-8024/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.