г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А56-94732/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: Карповой Е.Ю. по доверенности от 21.11.2018
от 3-х лиц: 1) Афонского Д.С. по доверенности от 26.01.2018
2) Сидорович Е.Н. по доверенности от 09.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8001/2018) ООО "БАЛТКОМТОРГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 по делу N А56-94732/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "БАЛТКОМТОРГ"
заинтересованное лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 7 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
3-и лица: 1) УФНС России по Санкт-Петербургу
2) Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решении, обязании совершить зачет
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балткомторг" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 7 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.07.2017 N 1459/11-08-03/16976 об отказе зачесть переплату по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2, 3 кварталы 2012 года в сумме 26 173 898 руб. 79 коп. в счет уплаты НДС за 1 квартал 2017 года в сумме 26 173 898 руб. 79 коп., об обязании Инспекции зачесть переплату по НДС за 2, 3 кварталы 2012 года в сумме 26 173 898 руб. 79 коп. в счет уплаты НДС за 1 квартал 2017 года в сумме 26 173 898 руб. 79 коп.
Решением суда от 19.02.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонной инспекцией ФНС N 9 по Санкт-Петербургу по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС за 2 и 3 кварталы 2012 года в порядке ст. 176 НК РФ приняты решения о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению от 31.10.2012 N 499 на сумму 19 894 084 руб. (2 квартал 2012 года) и от 19.04.2013 N 169 на сумму 10 978 008 руб. (3 квартал 2012 года).
Инспекцией N 9 в отношении заявленной налогоплательщиком и подлежащей возмещению суммы НДС за 2 квартал 2012 года в соответствии со ст. 176 НК РФ:
- 31.10.2012 приняты решения о зачете N 7840005135, 7840005136, 784000137, 784000138, 784000139 на общую сумму 3031,21 руб. и решение о возврате N 7840005140 на сумму 19 891 052,79 руб.
- заявка, оформленная на основании решений от 31.10.2012 о возврате и зачете на сумму 19 894 084 руб., 12.11.2012 направлена в Филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России г. Санкт-Петербурга.
Следственным Управление УМВД России по Центральному району Санкт-Петербургу в отношении ООО "БалтКомТорг" 01.11.2012 возбуждено уголовное дело N 584735 по факту мошенничества по ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В рамках возбужденного уголовного дела на основании Постановления от 12.11.2012 о производстве выемки Следователем СУ УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга 13.11.2012 произведена выемка файлов с заявками на возврат и зачет денежных средств в сумме 19 894 084 руб.
Общество оспорило бездействие Инспекции N 9 по ненаправлению поручений на возврат НДС за 2 квартал 2012 года в Казначейство в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-13966/2013 бездействие налогового органа было признано незаконным. Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2013 решение суда от 11.06.2013 и постановление Тринадцатого апелляционного суда от 24.12.2013 по делу NА56-13966/2013 оставлены без изменения.
Инспекцией N 9 во исполнение решения суда в соответствии со ст. 176 НК РФ:
- 25.02.2014 приняты решения о зачете N 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459, 460, 461 на общую сумму 3031,21 руб.
- заявка, оформленная на основании решения от 31.10.2012 о возврате на сумму 19 891 052,79 руб., 25.06.2014 направлена в Казначейство.
В рамках возбужденного уголовного дела на основании Постановления от 26.06.2014 о производстве выемки Следователем СУ УМВД России по Адмиралтейскому району г. Санкт-Петербурга в УФК по Санкт-Петербургу 27.06.2014 произведена выемка файлов с заявкой на возврат денежных средств в сумме 19 891 052,79 руб. поступивших в Казначейство.
Инспекцией N 9 в отношении заявленной налогоплательщиком и подлежащей возмещению суммы НДС за 3 квартал 2012 года в соответствии со ст. 176 НК РФ 19.04.2013 принято решение N 230 о зачете НДС в сумме 10 978 008 руб. в счет предстоящих платежей по НДС.
В дальнейшем Инспекцией N 9 из переплаты по НДС за 3 квартал 2012 года в счет уплаты НДС за 1,2,3,4 кварталы 2013 года; за 1,2,3,4 кварталы 2014 года; за 1,2,3 кварталы 2015 года было зачтено 4 658 477 руб.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ Общество в период с 26.06.2012 по 04.12.2015 состояло на налоговом учете в Инспекции N 9.
В связи со сменой адреса местонахождения с 04.12.2015 Общество поставлено на налоговый учет в Инспекцию, куда были переданы данные Общества по налоговым обязательствам, в том числе о суммах переплат.
Инспекцией из переплаты по НДС за 3 квартал 2012 года в счет уплаты НДС за 4 квартал 2015 года было зачтено 4975 руб.
15.04.2016 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате переплаты по НДС (за 2 и 3 кварталы 2012 года) в размере 26 205 608,79 руб.
Инспекцией по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика от 15.04.2016 было принято решение от 28.04.2016 N 1453 о возврате налога в сумме 6 309 603,79 руб. (3 квартал 2012 года).
Письмом от 28.04.2016 N 11-08-03/09187 Инспекция уведомила налогоплательщика о принятом решении от 28.04.2016 N 1453 о возврате, а также уведомила о том, что переплата в размере 1921 руб. зачтена в счет уплаты НДС за 1 квартал 2016 года по сроку 25.04.2016.
Также налоговый орган письмом от 28.04.2016 N 11-08-03/09187 уведомил налогоплательщика о том, что на сумму 19 894 084 руб. Инспекцией N 9 ранее уже было принято 31.10.2012 решение о возврате НДС (2 квартал 2012 года). Письмо от 28.04.2016 N 11-08-03/09187 получено представителем налогоплательщика 04.05.2016.
Оформленная на основании решения о возврате от 28.04.2016 заявка на сумму 6 309 603,79 руб. в отношении переплаты за 3 квартал 2012 года Инспекцией была направлена 29.04.2016 в Казначейство.
Указанная заявка была возвращена в Инспекцию для уточнения реквизитов.
Инспекция 12.05.2016 повторно сформировала заявку на возврат налога на сумму 6 309 603,79 руб. и направила ее в Казначейство.
Протоколом выемки от 13.05.2016 старшим следователем СУ У МВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга произведено изъятие у главного казначея отдела доходов УФК по Санкт-Петербургу заявки налогового органа на возврат денежных средств от 12.05.2016 и письмом Казначейства N 7200-02-17/4589 от 18.05.2016 данный факт доведен до сведения Управления ФНС России по Санкт-Петербургу.
Общество 05.07.2017 направило в Инспекцию заявление о зачете переплаты по НДС за 2, 3 кварталы 2012 года в сумме 26 173 898 руб. 79 коп. в счет уплаты НДС за 1 квартал 2017 года в сумме 26 173 898 руб. 79 коп.
Решением от 18.07.2017 N 1459/11-08-03/16976 Инспекция в удовлетворении заявления Общества отказала.
Управление ФНС России по Санкт-Петербургу решением N 16-13/61869 решение Инспекции оставило без изменения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Пунктом 1 статьи 173 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 171 и 172 названного Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 данного Кодекса.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо периоде превышает общую сумму налога, исчисленного в указанном порядке, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 названного Кодекса.
Формой такого возмещения является возврат по заявлению налогоплательщика указанного налога или зачет в счет уплаты предстоящих платежей по этому или иным налогам либо зачет НДС в счет погашения недоимки по налогу, иным федеральным налогам, и задолженности по пеням и (или) штрафам.
В силу пункта 6 статьи 176 НК РФ при наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Согласно пункту 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В силу пункта 8 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания акта сверки. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с нормами налогового законодательства налоговым органом по заявлениям Общества были приняты решения о возврате сумм переплаты за 2 и 3 кварталы 2012 года, сформированы заявки на возврат, которые были направлены в установленные сроки для исполнения в Казначейство.
Таким образом, Межрайонными ИФНС России N N 7, 9 по Санкт-Петербургу на момент подачи 05.07.2017 Обществом заявления о зачете был осуществлен весь предусмотренный НК РФ комплекс действий по возврату и частичному зачету переплаты по НДС за 2 и 3 кварталы 2012 года, образовавшейся в связи с подачей налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС за 2 и 3 кварталы 2012 года с заявленными к возмещению суммами.
Основания для принятия решения о зачете переплаты по НДС в счет погашения недоимки по НДС у налогового органа отсутствуют, так как налогоплательщик ранее уже распорядился данной переплатой.
На момент осуществления действий налоговым органом по возврату переплаты по НДС недоимка у налогоплательщика отсутствовала, частично суммы НДС были зачтены в счет уплаты НДС по другим периодам до осуществления налоговым органом возврата переплаты.
С заявлением о зачете вышеназванной суммы переплаты в счет предстоящих платежей по этому или иным видам налогов в соответствии с п.4 ст.78 НК РФ налогоплательщик до осуществления возврата переплаты в налоговый орган не обращался.
На дату (18.07.2017) принятия Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу решения N 1459/11-08-03/16976 об отказе в зачете у ООО "БалтКомТорг" переплата по НДС отсутствовала и налогоплательщик реализовал свое право на возврат остатка переплаты путем подачи заявления 15.04.2016 г. о возврате данной суммы.
По состоянию на 18.07.2017 у ООО "БалтКомТорг" числилась задолженность по НДС в сумме 25 952 369,79 руб. и пени в сумме 415 590,83 руб.
Таким образом, Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу решение от 18.07.2017 N 1459/11-08-03/16976 об отказе в зачете суммы НДС на основании заявления налогоплательщика от 05.07.2017 принято обоснованно и в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах РФ.
Карточка расчетов с бюджетом - это информационный ресурс, который ведут налоговые органы по каждому налогоплательщику. В ней отражается состояние расчетов налогоплательщика по налогам, а также пеням и штрафам. При этом в карточке налоговый орган фиксирует данные о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях, которые заносятся на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и других документов. Также в карточке расчетов с бюджетом отражаются данные о поступивших платежах, суммы налога, сбора, возмещенные налогоплательщикам в порядке зачета (возврата), а также после уточнения платежа.
Единые требования к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.
В соответствии с названным Приказом в графах 14, 15 "Сальдо расчетов" карточки отражается показатель, характеризующий состояние расчетов
налогоплательщика по соответствующему налогу (сбору), который рассчитывается после каждой проведенной операции по начислению (уменьшению), поступлению платежей, зачету или возврату соответствующих сумм. Положительная или отрицательная разница между поступившими и начисленными платежами отражается соответственно как переплата или задолженность налогоплательщика перед бюджетом.
В то же время наличие в документах внутриведомственного учета налогового органа сведений о налоговых платежах, суммах недоимки (переплаты) по налогам, задолженности (переплаты) по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика и с бесспорностью не свидетельствует о наличии либо отсутствии у налогоплательщика задолженности или переплаты по налогам, пеням и штрафам.
Исходя из этого, отражение в КРСБ суммы переплаты по данному налогоплательщику после осуществления правомерных и законных действий налогового органа по возврату не может считаться нарушением прав налогоплательщика и учитываться как наличие реальной переплаты указанного вида налога после изъятия файлов заявок из Управления Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу.
Инспекцией был осуществлен весь предусмотренный статьей 176 НК РФ комплекс действий, направленных на возмещение НДС из бюджета, а исполнение поручения налогового органа на возврат из бюджета спорной суммы налога не было осуществлено Управлением Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу в силу независящих от Инспекции причин.
То обстоятельство, что спорные заявки на возврат были изъяты из Казначейства следственными органами и спорные суммы фактически не были возвращены налогоплательщику, не свидетельствует о неправомерности действий Инспекции, а также о возможности при таких обстоятельствах принятия налоговым органом решений о зачете данных сумм в счет погашения задолженности Общества по налоговым обязательствам.
Правомерность действий сотрудников следственных органов в процессе осуществления ими уголовно-процессуальных действий Обществом в установленном законодательством порядке не обжаловалась.
До настоящего времени от следственных органов или УФК по Санкт-Петербургу документов, подтверждающих отмену постановлений о производстве выемки в отношении заявок на возврат денежных средств налогоплательщику ООО "БалтКомТорг" в налоговый орган не поступало.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено полномочий налоговых органов на принятие решений о зачете в счет уплаты предстоящих платежей по этому или иным налогам либо в счет погашения недоимки по налогу суммы НДС, подлежащего возмещению из бюджета, в отношении которой налоговым органом ранее принято решение о возврате.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговый орган осуществил все предусмотренные налоговым законодательством действия по возврату суммы переплаты, приняв решения о возврате и направив заявки на возврат в казначейство и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 по делу N А56-94732/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.