18 апреля 2018 г. |
Дело N А83-8050/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 апреля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Зарубина А.В., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калякиной О.О.,
при участии представителя:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт" - Кириченко Д.В., доверенность от 28 декабря 2017 г., N 87,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтдрага" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 декабря 2017 года по делу N А83-8050/2017 (судья Шкуро В.Н.) по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (ИНН 9111000450, ОГРН 1149102012620) в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт" к обществу с ограниченной ответственностью "ТаманьВнешТранс" (ИНН 2352052036, ОГРН 1152352000800) о взыскании денежных средств, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Крымского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт", общества с ограниченной ответственностью "Балтдрага",
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - ГУП РК "КМП") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "ТаманьВнешТранс" (далее - ООО "ТаманьВнешТранс") c иском о взыскании долга по оплате канального и навигационного сбора по договору от 27 июля 2016 N 44-Д-КТП-16 в размере 1.028.617,92 рублей, пени в размере 171.450,58 рублей.
Определением от 01 августа 2017 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика общество с ограниченной ответственностью "БАЛТДРАГА" (далее - ООО "БАЛТДРАГА") и Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" в лице Крымского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" (далее - Крымский филиал ФГУП "Росморпорт"). (т. 2, л.д. 70-72).
Решением от 14 декабря 2017 г. с учетом определения об исправлении описки от 14 декабря 2017 г. исковые требования ГУП РК "КМП" удовлетворены полностью. С ООО "ТаманьВнешТранс" в пользу ГУП РК "КМП" взыскана задолженность по оплате канального и навигационного сбора в размере 1.028.617,92 рублей, пени в размере 171.450,58 рублей, 25.001 рубль расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением от 14 декабря 2017 г. ООО "БАЛТДРАГА" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что Керчь-Еникальский канал, по которому транзитом ходил земснаряд "Ирбенский" не входит ни в акваторию, ни в инфраструктуру Керченского морского порта, следовательно, взимание портовых сборов за транзитный проход Керчь-Еникальского канала в силу статьи 6.1 Приказа ФАС от 10 марта 2016 г. N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации" не предусмотрено. Кроме того, при проведении дноуглубительных работ судно земснаряд "Ирбенский" не совершало ни заграничных, ни каботажных рейсов.
В судебное заседание ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, явку представителей не обеспечили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель истца - Кириченко Д.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, согласился с доводами, изложенными в решении суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 156, 266 апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и апеллянта по правилам, установленным главой 34 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ГУП РК "КМП" и ООО "ТаманьВнешьТранс" (далее - Морской агент) заключен договор N 44-Д-КТП-16 от 27 июля 2016 г., согласно которому ГУП РК "КМП" оказывает услуги по начислению и взиманию обязательных портовых сборов при транзитном проходе судами Керчь-Еникальского канала. Оплата услуг происходит на основании счёта, выставляемого ГУП РК "КМП" (пункт 4.3 договора). В свою очередь, счёт формируется на основании заявок на проход судна, которые должны быть поданы до подхода судна к Керчь-Еникальскому каналу (пункт 3.2 договора). В случае прохода судна без уведомления ГУП РК "КМП" услуга считается оказанной в полном объеме (абзац 2 пункта 3.2 договора). Размер сборов определён пунктом 5.1 договора.
В сентябре и октябре 2016 г. Морской агент агентировал судно "Ирбенский", осуществлявшее дноуглубительные работы в районе строительства транспортного перехода через Керченский пролив (район косы Тузла). Заявки на проход судна в материалах дела отсутствуют, вместе с тем, истцом представлены реестры судов, которым оказаны СУДС "Керчь" (т. 1, л.д. 143-144, т. 2, л.д. 1-31). Данные реестры содержат сведения, в том числе, о судне "Ирбенский" и маршруте его следования. На основании данных сведений истец выставил ответчику счета на оплату навигационного и канального сбора (т. 1, л.д. 61-144).
Поскольку указанные счета ответчиком не оплачены, ГУП РК "КМП" в его адрес были направлены претензии от 14 октября 2016 г. (т. 2, л.д. 32) и 30 ноября 2016 г. (т. 2, л.д. 34), с требованиями о погашении суммы задолженности. Указанные претензии получены ответчиком и оставлены без ответа, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования ГУП РК "КМП", арбитражный суд первой инстанции верно определил природу договора от 27 июля 2016 N 44-Д-КТП-16, как договора возмездного оказания услуг, регулируемого главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах" оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: 1) корабельный; 2) канальный; 3) ледокольный; 4) лоцманский; 5) маячный; 6) навигационный; 7) причальный; 8) экологический; 9) транспортной безопасности акватории морского порта.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются в установленных законом случаях.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о морских портах тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. При этом размер оплаты услуг в морском порту, не относящихся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Согласно названному Перечню регулируемыми ценами являются цены на услуги по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, обеспечению прохода судов по подходным каналам, обеспечению лоцманской проводки судов, ледокольному обеспечению круглогодичной навигации, предоставлению судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков; предоставлению судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему, предоставление причалов; обеспечению экологической безопасности в порту; погрузка и выгрузка грузов; хранение грузов; услуги буксиров; обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах; обслуживание пассажиров.
Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, в том числе и в портах Республики Крым, утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы N 223/16 от 10 марта 2016 г. (далее - Правила). Так, в соответствии с приказом N 223/16 портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в порт, выход судна из порта, а также проход судном акватории порта транзитом (пункт 1.2 Правил). В соответствии с пунктом 1.3 Правил портовые сборы в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов, осуществляющих плавание под государственным флагом Российской Федерации (далее - российские суда), и судов, осуществляющих плавание под флагами иностранных государств (далее - иностранные суда). Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов: 1.3.1. все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных; 1.3.2. накатные, наплавные суда и контейнеровозы; 1.3.3. наливные суда.
Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы N 222/16 от 10 марта 2016 г. "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" в морском порту Керчь" канальный и маячный сборы взимаются за проход акватории порта транзитом и/или подходы к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал). Навигационный сбор для судов, проходящих подходы к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал) взимается по ставке навигационного сбора в части СУДС.
Правила плавания судов в акваториях и на походах к морскому порту "Керчь" регламентированы Обязательными постановлениями в морском порту Керчь, утвержденными Приказом Минтранса России от 21 октября 2015 г. N 313. Согласно пункту 11 Обязательных постановлений на подходах к морскому порту расположены: Керчь-Еникальский канал, Керченский подходной канал, канал рыбного порта, канал порта Камыш-Бурун, участок N 1 и акватория у мыса Ак-Бурун (участок N 2). Сведения о походах к морскому порту приведены в приложении N 1 к настоящим Обязательным постановлениям.
В материалы дела представлены реестры судов, которым оказаны услуги Службы управления движения судов "Керчь" (СУДС "Керчь") (т. 1, л.д. 143-144, т. 2, л.д. 1-31). Согласно данным указанных реестров следует, что ответчиком в адрес Службы управления движения судов "Керчь" (СУДС "Керчь") предоставлялась информация о прохождении судна "Ирбенский" Керчь-Еникальским каналом транзитом. Факт прохождения судном "Ирбенский" Керчь-Еникальского канала транзитом подтверждается также схемами границ акваторий и подходам к портам Керчь и Кавказ (т. 3, л.д. 62).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что судно "Ирбенский" в спорный период времени осуществляло каботажное плавание в акватории и на подходах морского порта Керчь (Керчь-Еникальский канал), а также на подходах к морскому порту Кавказ; ответчик подавал соответствующие заявки в службу капитана морского порта Керчь и СУДС "Керчь", однако в нарушение принятых обязательств не оплатил оказанные судну услуги. Ответчик, выступая морским агентом судна "Ирбенский", подавало данные (что отражено в реестрах судов, которым оказаны услуги СУДС "Керчь"), в которых указаны следующие сведения: в графах "вид плавания" - "канал, каботаж" либо "забровочное, каботаж", в графе "цель прохода" - "для грузовых операций", "после грузовых операций", "дноуглубительные работы" и др.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что при проведении дноуглубительных работы судно земснаряд "Ирбенский" не совершало ни заграничных, ни каботажных рейсов опровергается представленными в материалы дела схемами границ акваторий и подходов к портам Керчь и Кавказ, реестрами судов, которым оказаны услуги Службы управления движения судов "Керчь" (СУДС "Керчь").
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на ООО "БАЛТДРАГА" в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 декабря 2017 года по делу N А83-8050/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтдрага" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Зарубин |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.