г. Саратов |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А12-27943/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рейдер"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 ноября 2017 года по делу N А12-27943/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рейдер" (400105, г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, д. 92, кв. 1, ОГРН 1023403460618, ИНН 3444071810)
к администрации Центрального района Волгограда (г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 15, ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительного предмета спора: администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Рейдер" (далее - ООО "Рейдер", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий администрации Центрального района Волгограда (далее - администрация, орган местного самоуправления) по вынесению решения от 04.08.2017 о фиксации самовольно установленных объектов: киоска с вывеской "John кофе с собой" (размер 3,2-м х 3,3-м х 1,2-м 0,9 х 2-м х 3,9 м х 4,2 м, площадь 12,4 кв.м) в составе остановочного комплекса, размещенного на остановке "улица 7 Гвардейская", киоска с вывеской "Вкусный перекус" в составе остановочного комплекса (размер 4,3 м х 3,3 м, площадь 14 кв.м), холодильного оборудования "Pepsi" (размер 1,4 м х 0,8 м, площадь 1,1 кв.м), размещенного на остановке "улица 7 Гвардейская", и их демонтаже.
Решением суда первой инстанции от 21 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Рейдер" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация представила письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.06.2012 между администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "Рейдер" (арендатор) заключен договор краткосрочной аренды земельного участка 4/119-12к, по условиям которого обществу в аренду на срок до 30.12.2012 предоставлены земельные участки общей площадью 47,04 кв.м, расположенные в Центральном районе г. Волгограда, для размещения нестационарных объектов (киосков).
Дополнительным соглашением от 26.04.2013 N 1 срок действия договора от 28.06.2012 N 4/119-12к продлен до 30.12.2015.
Письмом от 21.07.2016 N 13855 департамент земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил ООО "Рейдер" об одностороннем отказе от исполнения договора от 28.06.2012 N 4/119-12к (т. 1, л.д. 70).
Данное уведомление направлено заявителю 29.07.2016, получено обществом 04.08.2016, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" (т. 1, л.д. 71).
31.07.2017 должностными лицами департамента земельных ресурсов, комитета экономического развития администрации Волгограда, администрации Центрального района Волгограда составлены акты обследования земельного участка N 4/476-17-ДЗР, N 4/477-17-ДЗР, согласно которым на земельном участке по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. им. В.И. Ленина (четная сторона), остановка "ул. 7-й Гвардейской), расположены киоск с вывеской "John кофе с собой" (размер 3,2 м х 3,3 м х 1,2 м 0,9 х 2 м х 3,9 м х 4,2 м, площадь 12,4 кв.м), киоск с вывеской "Вкусный перекус" в составе остановочного комплекса (размер 4,3 м х 3,3 м, площадь 14 кв.м), холодильное оборудование "Pepsi" (размер 1,4 м х 0,8 м, площадь 1,1 кв.м), договор аренды земельного участка от 28.06.2012 N 4/119-12к расторгнут 01.08.2016 (т. 1, л.д. 72, 75).
04.08.2017 на принадлежащих обществу торговых объектах должностными лицами администрации размещены уведомления о фиксации самовольно установленного объекта N 9, N 10 которыми заявителю предложено в срок до 11.08.2017 в добровольном порядке освободить земельный участок по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. им. В.И. Ленина (четная сторона), остановка "ул. 7-й Гвардейской), от самовольно установленных нестационарных объектов, а также сообщено, что в случае неисполнения уведомлений объекты будут демонтированы и вывезены в принудительном порядке к месту ответственного хранения (т. 1, л.д. 78, 80).
ООО "Рейдер", полагая, что действия администрации по фиксации самовольно установленных нестационарных торговых объектов и их демонтажу являются незаконными, нарушают ее права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что договор аренды земельного участка расторгнут, правовые основания для размещения киосков отсутствуют, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее по тексту - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
К нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества: нестационарные торговые объекты, в том числе киоски, павильоны, торговые галереи, лотки, палатки, тележки, а также нестационарные торговые объекты временного размещения: бахчевые развалы, елочные базары, площадки для продажи рассады и саженцев, автомагазины, автоцистерны, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества (далее - объект).
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов администрации направляют в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения. Сообщение также направляется администрациями в организационное управление администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании. Организационное управление администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения.
Пунктом 5 Порядка демонтажа нестационарных объектов определено, что в случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Нестационарные объекты - киоск с вывеской "John кофе с собой" в составе остановочного комплекса (размер 3,2 м х 3,3 м х 1,2 м 0,9 х 2 м х 3,9 м х 4,2 м, площадь 12,4 кв.м), киоск с вывеской "Вкусный перекус" в составе остановочного комплекса (размер 4,3 м х 3,3 м, площадь 14 кв.м), холодильное оборудование "Pepsi" (размер 1,4 м х 0,8 м, площадь 1,1 кв.м) в указанной Схеме отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что договор от 28.06.2012 N 4/119-12к расторгнут.
Письмо департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 21.07.2016 N 13855 об одностороннем отказе от исполнения договора в установленном законом порядке не оспорено.
Таким образом, нестационарные торговые объекты ООО "Рейдер" размещены на земельном участке без правовых оснований после прекращения договорных отношений.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что информация о предложении собственнику осуществить добровольный демонтаж указанных нестационарных объектов размещена на официальном информационно-справочном портале Волгограда, а также опубликована в официальном муниципальном печатном издании - газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" от 05.08.2017 (т. 1, л.д. 82, 84).
Согласно протоколу от 04.08.2017 N 77 комиссией по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных торговых объектов на территории Центрального района Волгограда в отношении указанных нестационарных объектов принято решение: в случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объектов в установленный в уведомлениях срок - рекомендовать главе администрации Центрального района Волгограда издать распоряжение о демонтаже объектов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия администрации Центрального района Волгограда в отношении указанных нестационарных торговых объектов осуществлены в соответствии с нормами действующего законодательства, с соблюдением Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как верно указал суд первой инстанции, данное положение закона не свидетельствует о возложении на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в схемы, а гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
В рассматриваемой ситуации до прекращения действия договора аренды земельных участков от 28.06.2012 N 4/119-12к, несмотря на отсутствие указанных мест в Схеме размещения нестационарных объектов, администрацией Центрального района Волгограда не предпринималось каких-либо действий по демонтажу (сносу) принадлежащих заявителю торговых объектов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Рейдер" указывает, что нестационарные торговые объекты входят в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы, в связи с чем их размещение не является самовольным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку в судебном заседании представитель ООО "Рейдер" пояснил, что спорные нестационарные торговые объекты в Схеме отсутствуют.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ООО "Рейдер" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 ноября 2017 года по делу N А12-27943/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27943/2017
Истец: ООО "РЕЙДЕР"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ООО "Рейдер"