г. Ессентуки |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А25-235/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макаровой Н.В.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 по делу N А25-235/2017 (судья Миллер Д.В.)
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаева Сайталы Аттаевича (ОГРН 304090609800034, ИНН 090602326127) к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900709245, ИНН 0901024381)
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917004860, ИНН 0917012790)
о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении гранта,
при участии в судебном заседании представителя:
от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики: Акбашевой Ю.Ю. по доверенности от 09.01.2018, в отсутствие других лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаев Сайталы Аттаевич (далее - истец, глава КФХ) обратился в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - ответчик, министерство, минсельхоз) о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении гранта в сумме 403 871 руб.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаева Сайталы Аттаевича удовлетворены в полном объеме. С Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаева Сайталы Аттаевича взыскана задолженность по соглашению о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ от 25.07.2014 в сумме 403 871 руб.
Не согласившись с решением суда, минсельхоз обратился с жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.07.2014 глава КФХ Чотчаев С.А. обратился в министерство с заявкой на получение гранта на развитие семейных животноводческих ферм, приложив полный комплект документов (т. 2 л.д. 70). Претензий к пакету предоставленных документов у министерства не имелось.
По итогам рассмотрения заявки главы КФХ Чотчаева С.А. между истцом (получатель, Чотчаев С.А.) и ответчиком (министерство) заключено соглашение б/н от 25.07.2014 о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств (т. 2 л.д. 42-43).
По условиям заключенного соглашения министерство предоставляет получателю бюджетные средства - грант на развитие семейных животноводческих ферм. Сумма гранта составляет 1 130 650 рублей, в том числе из федерального бюджета - 701 000 рублей, из республиканского бюджета - 429 650 рублей (п. 1.1 и п. 1.2 соглашения).
Расходование средств осуществляется получателем в соответствии с планом расходов. Изменение плана (реестра) расходов получателем допустимо в пределах 8 - 10 % от контрольной статьи расходов. В случае экономии получателя по конкретной статье расходов, средства экономии можно расходовать на любую другую позицию плана расходов, подставленного министерству (п. 1.3 соглашения).
Получатель обязуется: обеспечить целевое использование средств и предоставить отчетность о целевом использовании полученных средств по мере их использования в письменной форме с приложением подтверждающих документов первичной бухгалтерской отчетности в срок, не превышающий 18 календарных месяцев с момента получения средств; осуществлять деятельность по ведению КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта; создать не менее 3 и не более 15 рабочих мест; предоставлять ежеквартально отчетность о хозяйственной деятельности КФХ по форме, согласно приложению к соглашению (п. 1.4 соглашения).
Соглашение вступает в силу со дня выплаты средств получателю и действует пять полных календарных лет (из расчета 365 дней в году), а в части выполнения обязательств получателем - до полного выполнения обязательств по нему (п. 3.1 соглашения).
Согласно материалам дела истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по соглашению, в адрес министерства была представлена вся необходимая документация, в том числе отчет о целевом расходовании гранта от 01.10.2014 и от 01.01.2017, а также акты закупок сельскохозяйственных животных. Также истец надлежащим образом исполнял условия соглашения уже после частичного получения гранта (т. 1 л.д. 134-143).
Министерство исполнило свои обязательства не в полном объеме, перечислив денежные средства по соглашению лишь в сумме 726 779 рублей (701 000 рублей - федеральный бюджет, 25 779 рублей - бюджет республики), что подтверждается платежными поручениями N 270031 от 07.08.2014 и N 542251 от 31.12.2014 (т. 2 л.д. 45- 46).
08.01.2016 истом в адрес ответчика была направлена претензия о необходимости погашения образовавшейся задолженности (т. 1 л.д. 48 - 50).
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по выплате гранта по соглашению явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (в редакции, применимой к правоотношениям сторон).
Согласно ч. 2 ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях поддержки семейных животноводческих ферм Правительство Карачаево-Черкесской Республики издало постановление от 26.06.2012 N 258 "Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Порядок). Порядок предоставления грантов регламентирует процедуру и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - гранты) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево- Черкесской Республики на 2015 - 2017 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2014 N 129 (далее - Программа), в целях поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения производства и сбыта животноводческой продукции (п. 1 Порядок предоставления грантов).
В силу п. 2 Порядка гранты предоставляются из республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных Карачаево-Черкесской Республике на софинансирование расходных обязательств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм".
Как следует из п. 3 и п. 5 Порядка предоставления грантов, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса по отбору участников Программы (далее - конкурс). Организатором проведения конкурсного отбора претендентов на получение грантов (далее - конкурсный отбор) является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с п. 18 и п. 19 Порядка предоставления грантов, министерство в срок не более 15 дней с момента принятия решения конкурсной комиссией согласно сводному реестру, сформированному в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, составляет заявки на предоставление объемов финансирования и реестр разассигнований в разрезе получателей грантов и представляет их в Министерство финансов Карачаево- Черкесской Республики для перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета. Министерство в срок не более 5 рабочих дней с даты поступления денежных средств на лицевой счет составляет заявку на кассовый расход по каждому получателю гранта для перечисления денежных средств получателям грантов на счета, открытые ими в банковских организациях.
Таким образом, выделение субсидии обусловлено возникновением сложного юридического состава, включающего наличие властно-распорядительных полномочий министерства и гражданско-правовых отношений, возникающих на базе властно-распорядительных функций в виде заключенного между сторонами соглашения о предоставлении субсидии в рамках целевой программы.
В рамках заключенного соглашения министерство взяло на себя обязательство по предоставлению главе крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаеву С. А. гранта на развитие семейных и животноводческих ферм в сумме 1 130 650 руб. Обязательство министерством в рамках заключенного соглашения исполнено частично. В адрес главы КФХ перечислено 726 779 рублей.
Поскольку министерство в добровольном порядке не исполнило в полном объеме обязательства по перечислению гранта в адрес получателя; соглашение, заключенное между сторонами, действующее, участниками сделки не расторгнуто, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательства в полном объеме в рамках соглашения у министерства отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал задолженность по гранту в адрес получателя.
Доводы министерства о нарушении главой крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаевым С. А. условий предоставления гранта, в частности, отсутствие сданной отчетности и создания трех рабочий мест, апелляционным судом отклоняются на основании следующего.
Из материалов дела следует, что истцом в адрес министерства представлялась отчетность в рамках исполнения обязательств по соглашению, в том числе и после частичного получения гранта.
При этом министерство соответствующие требования и предупреждения о необходимости предоставления отчетности и неисполнении обязанности по созданию трех рабочих мест в адрес главы КФХ не направляло. Соответствующие доказательства отсутствия создания главой КФХ в рамках заключенного соглашения трех рабочих мест и отсутствия предоставления отчетности, министерство ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представило. С требованиями о возврате суммы перечисленного гранта министерство к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаеву С. А. не обращалось.
Принимая во внимание предмет спора - взыскание недоплаченной по соглашению суммы гранта и отсутствие встречного требования со стороны министерства о возврате суммы перечисленного гранта в связи с неисполнением условий заключенного соглашения, основания для отказа в требованиях о взыскании задолженности по гранту в рамках соглашения от 25.07.2014 в связи с неисполнением условий предоставления гранта, отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 по делу N А25-235/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.