г. Ессентуки |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А20-1965/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урусовой Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1"
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2017 по делу N А20-1965/2017 (под председательством судьи Кустовой С.В.),
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (ОГРН 1020700752489, ИНН 0711035699)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кабардино - Балкарской Республики (ОГРН 1020700001794, ИНН 0711026775)
третье лицо: Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1130725000878, ИНН 0725011440)
о признании незаконным отказа в заключении соглашения,
при участии в судебном заседании:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1": представитель Тапов Р.В. по доверенности от 16.04.2018 (до перерыва);
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино - Балкарской Республики: представитель Кумыков А.З. по доверенности от 09.01.2018 (до и после перерыва),
в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования - "бронхоскопа терапевтического".
Определением суда от 08.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по делу, привлечено Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу, что отказ фонда в заключении соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования соответствует пункту 6 "а" Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332), и пункту 4 "е" типовой формы соглашения, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 354н "Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" (далее - Приказ N 354н).
В апелляционной жалобе учреждение просило решение суда от 28.11.2017 отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя суд не учел, что приобретение бронхоскопа терапевтического предусмотрено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно - сосудистыми заболеваниями" и табелем оснащения поликлинического отделения при городской больнице (медицинская техника), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований".
Отзывы на апелляционную жалобу суду не представлены.
Информация о времени и месте судебного заседания вместе с соответствующим файлом размещена 17.04.2018 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон настаивали на письменных позициях, имеющихся в материалах дела.
В судебном заседании 17.04.2018 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что истец осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 14.12.2016 N ЛО-07-01-000917, в том числе на оказание специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по кардиологии.
Приказом Минздрава КБР от 30.09.2016 N 205-П утвержден план мероприятий по приобретению медицинского оборудования на 4 квартал 2016 года, в том числе по приобретению больницей медицинского оборудования - "бронхоскопа терапевтического" с объемом необходимого финансирования в размере 3 624 502 рублей 43 копеек.
Аналогичные мероприятия также включены в планы мероприятий на 1 квартал 2017 года и 2 квартал 2017 года, утвержденные приказами министерства от 29.12.2016 N 249-П, от 14.04.2017 N 68-П.
Ссылаясь на Порядок оказания медицинской помощи, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями" больница письмом от 20.04.2017 N 200 направила в фонд проект соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования - "бронхоскопа терапевтического".
Фонд письмом от 27.04.2017 N 1564 возвратил больнице проект соглашения в связи с тем, что в ходе рассмотрения представленных больницей документов выявлено их несоответствие пункту 6 "а" Правил N 332, и пункту 4 "е" Приказа N 354н).
Полагая, что отказ фонда является незаконным, истец обратился в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу части 1 статьи 426 Гражданского кодекса публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее - Закон об ОМС) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
На основании части 2 статьи 9 Закона об ОМС территориальные фонды обязательного медицинского страхования и медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
Из положений пункта 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса, следует, что понудить сторону обязанную к заключению публичного договора возможно только в случае необоснованного уклонения лица от заключения публичного договора.
Истцом не доказано наличие таких условий.
Как видно из материалов дела, предложение учреждения о заключении соглашения фондом отклонено 27.04.2017 ввиду отсутствия у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи.
По мнению суда, учреждение не доказало наличие у медицинской организации потребности в бронхоскопе терапевтическом.
Истец ссылается на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно - сосудистыми заболеваниями" в соответствии с которым установлен порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в медицинских организациях (далее - Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями), а также табель оснащения поликлинического отделения при городской больнице (медицинская техника), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований" (далее - приказ N 753).
Вместе с тем, Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями не предусматривает наличие в арсенале учреждения бронхоскопа терапевтического.
Ссылка учреждения на приказ N 753, отклоняется.
Согласно ответу Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения РФ N 17-2/2507, полученного на судебный запрос, приказ N 753 в соответствии с заключением Министерства юстиции Российской Федерации был признан не нуждающимся в государственной регистрации и, как следствие, не был опубликован, в связи с чем, не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Таким образом, материалами дела подтверждено несоответствие требования учреждения об обязании фонда заключить соглашение с истцом на финансовое обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики действующим нормативным правовым актам и обоснованность отказа фонда от заключения соответствующего соглашения.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2017 по делу N А20-1965/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.